Дискретная математика   

Вернуться на главную страницу  Университетские заметки  

Дискретная математика

Третьей математической дисциплиной у нас на первом курсе была дискретная математика. Лекции нам читал Валерий Борисович Алексеев, тогда – ещё доцент. Излагалось всё довольно близко к тексту избранных глав учебника Сергея Всеволодовича Яблонского «Введение в дискретную математику». Машина Тьюринга, основы алгебры логики, ДНФ и КНФ… Моя жена до сих пор любит вспоминать хорошо запомнившуюся ей самую звучную фразу из этого курса лекций: «Дизъюнкция дистрибутивна относительно конъюнкции». Звучит – как какое-нибудь заклинание на тарабарском языке!

Однажды, прогуливаясь по шестому этажу нашего учебного корпуса, я наткнулся на стенгазету в холле напротив помещения кафедры математической кибернетики. Её по традиции делали третьекурсники, распределённые на эту кафедру. Стенгазета просто искрилась юмором. К сожалению, в памяти кроме общего впечатления мало что осталось. Запомнились лишь термин «бронемашина Тьюринга» из шуточного эссе, да два вопроса из весёлого кроссворда. Первый – двоичная собака (семь букв). Второй – машина, на которой Тьюринг ездил читать свои лекции (девять букв). Кто не догадался сразу – ответы в самом конце главы.

Семинарские занятия по дискретной математике вёл в нашей группе Владимир Анатольевич Захаров. Он тогда ещё был совсем молодым, черноволосым и худым ассистентом с маткиба. Первый его семинар запомнился, как нечто яркое и театральное. В отличие от многих других семинаристов, Захаров не тратил время на разные глупости, типа зачитывания вслух списка студентов из учебного журнала. Каждая минута семинара использовалась с максимальной эффективностью. Владимир Анатольевич вошёл в кабинет со звонком и начал говорить по теме занятия ещё по пути от двери. Говорил он очень чётко и образно, все практические задания решал изящно и красиво, с долей артистизма. Сразу становилось ясно, что дискретная математика это его конёк.

Захаров рассказывал практически без остановок. При этом, он, наверное, всё-таки следил за временем, потому что в тот момент, когда прозвенел звонок, Владимир Анатольевич чудесным образом оказался возле входной двери и вышел, договорив последнюю фразу: «Но об этом мы с вами узнаем после перерыва». Разумеется, вторая половина семинара началась примерно так же. Звонок. Захаров вошёл и прямо на ходу продолжил прерванное изложение темы. Этот семинар оставил впечатление чего-то блестящего.

Время шло. Вторую половину семестра руководство нашего курса решило украсить коллоквиумами по основным предметам. Слово коллоквиум оказалось новинкой для большинства – что это ещё за зверь? Самые дотошные студенты полезли в словари. Оказалось, что в переводе с латинского языка слово коллоквиум означает разговор или беседу. Попутно выяснилось, что более знакомый всем термин симпозиум происходит от греческого «симпосий» - пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся бурным весельем и обильными возлияниями. Остряки тут же стали в шутку просить преподавателей не проводить коллоквиум, а лучше устроить симпозиум. Те же комичности ситуации не принимали и советовали сконцентрировать внимание на подготовке, чтобы потом не пожалеть об упущенном времени в сессию.

Мне хорошо запомнился коллоквиум по дискретной математике. Проводился он почти так, как должен был бы происходить экзамен. Только обстановка не отличалось той мрачной серьёзностью, имеющей место лишь во время сессии. И не было обычного контроля над списыванием.

Я подошёл к экзаменатору, вытянул билет и отправился готовиться. Разумеется, у меня были и конспекты лекций, свои и чужие, и учебник Яблонского и даже задачник. Всё-таки не экзамен, а всего лишь коллоквиум. Написав ответ, я отправился вниз, к экзаменатору. Им оказался наш Владимир Анатольевич. Рассказываю Захарову всё по билету. Разумеется, сразу же получаю дополнительные вопросы. Ведь у нас на ВМиК то, что студент смог сказать что-то по билету, не является достаточным условием того, что он не получит двойку. Нет. Ответ по билету является лишь прелюдией к экзамену, как таковому!

Дополнительные вопросы меня сразу же привели в состояние лёгкого замешательства. Вроде бы я и помнил что-то на эту тему, а с другой стороны, сказать что-то конкретное у меня не получалось. Вздохнув, говорю Захарову:

- Владимир Анатольевич! Я не помню.

- А Вы вспомните, пожалуйста!

Сразу запаниковав, я завопил:

- Владимир Анатольевич! Я не знаю этого!

- А Вы узнайте! – и отправил меня обратно, готовиться.

Списав подчистую всё, что можно было, по вопросам экзаменатора, возвращаюсь к Захарову. Он прекрасно видел весь «сеанс воспоминаний». Я совершенно не знаю, какая последует реакция с его стороны. Вдруг меня сейчас прилюдно высекут и влепят пару?

Владимир Анатольевич ехидно посмотрел на меня, затем на текст моего ответа и хитрым голосом произнёс:

- Ну что, вспомнили? – после чего поставил пятёрку и отпустил на все четыре стороны.

 

Двоичная собака – бульдог (булева алгебра – двоичная алгебра)

Машина, на которой Тьюринг ездил читать свои лекции, - велосипед

Вернуться на главную страницу  Университетские заметки  

Hosted by uCoz