ДорогаБилеты нам достались на самолёты скандинавской авиакомпании SAS – у них были самые низкие цены. Дешевизна достигалась за счёт дополнительной посадки – туда в Стокгольме, обратно – в Копенгагене. До Стокгольма нас донёс McDonnelDuglas-81, а уж оттуда до Парижа Boeing-737. Конечно, по сравнению с тесными нашими Илами и Ту, салоны этих машин кажутся просторными – в них установлено лишь по 5 кресел в ряду. Хлебосольные скандинавы в каждом полёте кормили вкусными завтраками, раздавали спиртное и другие напитки. В полёте до Парижа главный стюард даже расстроился, видя, что мы ничего не берём, и всё-таки принёс нам по бутылочке шампанского. Аэропорты в Стокгольме и Копенгагене выглядят очень чисто и уютно, всюду есть багажные тележки, в каждом зале ожидания – достаточное количество мягких кресел. Одно плохо – сами здания очень вытянуты в длину, поэтому зачастую для пересадки с самолёта на самолёт приходится очень долго идти пешком. Сотрудники эту проблему решают очень просто – они носятся по коридорам на служебных самокатах, причём очень быстро и непринуждённо. В этом отношении парижский «Шарль де Голль» функциональнее – хоть там и не так чисто и нарядно (сказывается обилие туристов), но от посадочных терминалов, разбросанных по лётному полю, в центральный зал ведут подземные туннели с транспортёрами (бегущими дорожками), что очень удобно, когда багажа много. Когда мы подлетали к Парижу, стояла ясная ночь. В иллюминаторы были видны россыпи огней парижских пригородов. Смотрелось просто бесподобно! В аэропорту нас встретили и развезли по отелям. Наш отель маленький отель располагается на площади Клиши. Говорили, что в нём 35 номеров, но я никак не мог понять, как же там столько может поместиться. С улицы можно было проскочить мимо отеля и даже не заметить его (что Натка пару раз и пыталась проделать) – всего только 2 или 3 окна со стороны фасада. Все портье, как мне показалось, были арабами. Номер оказался небольшим – комната метров 12-14, но там было всё необходимое – 3 кровати, 2 тумбочки, стол, шкаф, телевизор. Первый деньВ первый день нам предстояла обзорная экскурсия по Парижу на автобусе, а затем пешеходная по Латинскому кварталу. До места сбора – Парижской Гранд-Опера – от нашего отеля можно было добраться пешком за 15-20 минут. Вот мы и пошли. Первое впечатление о городе было самым неблагоприятным – запыленный, закопченный, с кучами мусора на улицах. Вдобавок мы шли рано утром, да ещё и в праздничный день (1 мая во Франции официальный праздник – День Труда, и неофициальный – День ландышей), поэтому все маленькие магазинчики, которые так украшают город, были закрыты. Здание Оперы нам увидеть и оценить так и не удалось, так как всё оно, за исключением маленького кусочка (Артистического входа), было в лесах – шла реставрация фасадов. А на площади перед главным входом в Оперу шла подготовка к митингу французских националистов под лозунгами «Чёрные – вон из Франции». Когда мы там гуляли - всё выглядело вполне спокойно и мирно, и очень напоминало аналогичные мероприятия в Советском Союзе, посвящённые дружбе народов. Пока мы ожидали опоздавших на экскурсию, автобус сделал 2 или 3 круга вокруг Оперы (в Париже все улицы забиты транспортом под завязку, поэтому водителям приходится ездить вокруг домов или памятников, чтобы не подвергнуться штрафу за слишком длительную остановку), и я всё пытался увидеть лидера французских националистов Ле Пена, – но безуспешно. Говорят, он устроил драку в парламенте и теперь в течение года ему запрещено там появляться. От Оперы нас повезли к Вандомской площади. Эта площадь не типична для Парижа. Обычно там площади находятся на пересечении 2-х, 3-х и более улиц. А Вандомская – это многоугольник, ограниченный двумя симметричными зданиями, в центре которого стоит столп со статуей Наполеона вверху. Столп прославляет победу французского оружия при Аустерлице и украшен барельефами, повествующими о битве. Сама площадь весьма невелика и вся закована в камень. По ней постоянно проносится транспорт, кружат экскурсионные автобусы. Можно себе представить, какой там загазованный воздух, если учесть, что на площади не растёт ни единого деревца! Тем не менее, там расположен самый дорогой и самый звёздный отель Парижа – «Ритц», принадлежащий Мухаммеду Аль-Файеду, отцу дружка леди Дианы. А ещё на этой площади располагается временная экспозиция абстрактной (я бы даже сказал очень абстрактной) скульптуры, которая обновляется каждые два месяца. Затем нас привезли на площадь Согласия или по-местному – Конкорд. Это большая и просторная площадь, которая мне, почему-то, напомнила Ленинград. В своё время она называлась площадью Людовика XV, конная статуя которого возвышалась посередине. Буря Великой Французской революции привела к тому, что статую снесли, затем здесь казнили Людовика XVI, а 9 месяцами позже – и Марию-Антуанетту. Когда же революция закончилась, на этой площади проходили шумные митинги и дискуссии роялистов и республиканцев, переходящие в драки и беспорядки. Наконец, чтобы примирить людей, это место переименовали в площадь Согласия и поставили в её центре абсолютно нейтральный памятник – обелиск из Луксора, сделанный несколько тысяч лет назад. От этой площади начинаются знаменитые Елисейские поля – широкая авеню, продолжающая линию Лувр – площадь Карусель – Сады Тюильри. Выглядят они очень здорово, особенно весной, когда цветут каштаны. Елисейские поля считаются самой дорогой улицей Парижа. По словам экскурсоводов, на этой улице нет ни одной частной квартиры, только магазины, рестораны, отели и офисы. Наш Аэрофлот решил выпендриться, и свой офис разместил именно здесь. На противоположном конце полей находится площадь Звезды, с триумфальной аркой. От неё в виде лучиков расходятся в разные стороны 12 улиц. Триумфальную арку, наверное, видели все, но я никак не ожидал, что она окажется такой огромной. Начали её строить при Наполеоне и строили с перерывами 30 лет. Поверхность арки украшена барельефами (в частности знаменитая «Марсельеза» находится именно там) и названиями городов, взятых Бонапартом. Хорошо видна надпись «Москва» - на одном из самых видных мест. Продолжение Елисейских полей после Триумфальной арки называется весьма симптоматично – Авеню Великой армии. Это авеню весьма короткое – 1-2 километра, и после него Париж заканчивается и начинается городок Невиль, который считается более дорогим и более престижным местом для проживания. Вообще сейчас Парижем называется та часть этого гигантского мегаполиса, которая приблизительно соответствует границам Парижа в 1860 году. Был момент, когда все пригороды и город объединялись в так называемый Большой Париж, с населением около 15 млн. человек. Но управлять такой махиной было очень сложно, поэтому в 1968 году произвели децентрализацию и теперь население Парижа – 2.2 млн. человек, а вокруг него располагаются другие города со своими собственными названиями, адресами и органами управления. Через город Невиль по Авеню генерала Де Голля нас привезли в квартал Дефанс. Во время франко-прусской войны в 1870-71 гг. в этом районе располагались укрепления, защищавшие Париж – отсюда и название. В конце 50-х середине 60-х годов Дефанс был выбран для строительства ультрасовременного делового квартала. В итоге к 1980-му году весь этот пятачок размером в несколько квадратных километров был застроен небоскрёбами. Последним, завершающим штрихом явилось возведение арки Дефанса – кубика из бетона, у которого отсутствуют две противоположные грани (стены). Эта арка завершает линию Лувр – Триумфальная арка и выглядит весьма нетривиально, не смотря на простые формы. С неё открывается красивый вид на Дефанс, а в хорошую погоду – и на площадь Звезды. На вершине арки есть смотровая площадка, куда можно подняться на лифте, но мы были ограничены во времени и там не были. После этого наш автобус проезжал через Булонский лес. Лесом это место назвать трудно, скорее парком, прорезанным во многих местах автомобильными дорогами. Парижане любят отдыхать там днём – все дороги были забиты припаркованными автомобилями. Но ночью, говорят, Булонский лес кишит сомнительными элементами, так что в это время суток лучше в нём не появляться. До сих пор в лесу видны следы декабрьской бури, – вырванные с корнем деревья всё ещё не убраны. А французы и по сей день очень любят вспоминать, какой ущерб причинили Булонскому лесу в 1814-15 годах расквартированные там казаки. В Париже тоже есть кольцевая автодорога вокруг города. Называется она «периферик». По этой дороге нас подвезли к площади Трокадеро, откуда лучше всего видна Эйфелева башня. Утренний туман ещё не развеялся, поэтому даже отсюда была видна не вся башня. Чуть дальше, перед Марсовыми полями у подножия башни рядом с Военной школой мы остановились и немного погуляли. Натка купила маленькую картинку с видом Парижа, а я всё примеривался камерой, но туман мешал отовсюду. Далее нас провезли мимо Собора Инвалидов по широкой одноимённой эспланаде, где живёт в основном высший генералитет (как исключение был показан дом, в мансарде которого якобы живёт Ален Делон). Чуть позже мы увидели французскую Ассамблею (парламент) - бывший дворец Бурбонов, церковь Сен-Жермен Де Пре (все элементы конструкции которой сделаны в разных стилях), развалины древнеримских терм Клюни. Наконец, наш автобус подъехал к острову Сите, и нас выгрузили около Собора Парижской Богоматери. Когда-то площадь перед собором была очень маленькой, и его со всех сторон загораживали постройки разной степени ветхости. В середине прошлого века при глобальной реконструкции Парижа всё лишнее, по мнению парижского префекта Османа, было снесено, а вокруг собора были разбиты красивые скверы. Теперь этим готическим храмом можно любоваться практически отовсюду, а цветущая растительность только усиливает впечатление. Изнутри Нотр-Дам так же впечатляет, как и снаружи – громадные объёмы, сводчатые потолки и стрельчатые арки, цветные витражи, словом всё, что мне так нравится в готике. Перекусили мы французским национальным блюдом – croque-monsieur. Это два ломтя особого хлеба, смазанные маслом, проложенные ветчиной и сыром и запеченные в духовке. Иногда встречаются и вариации: замена ветчины куриным филе, добавление ломтиков помидора и т.д. На пару к croque-monsieur, разумеется, есть и croque-madame, тот же горячий сэндвич, но с добавлением сверху глазуньи из одного яйца. От Нотр-Дама нас повели пешеходной экскурсией в Латинский квартал. Его название можно расшифровать двояко. Именно там находилась значительная часть древнеримского поселения Лютеции. От него сохранились лишь развалины терм Клюни и фрагменты театра на 15 тысяч мест. Но более вероятная версия названия квартала связана с Сорбонной. Именно там некто Робер де Сорбонн в XIII веке основал колледж теологии, ставший затем знаменитым университетом. И в течение нескольких веков в Латинском квартале селились студенты, приезжавшие со всей Европы сюда учиться. А разговорным языком была, разумеется, латынь, отчего и квартал стал Латинским. Сейчас Сорбонна разбросана по всему Парижу, а в Латинском квартале не могут себе позволить жить не только студенты, но и парижане среднего достатка – уж больно дорогим стало там жильё. Но по-прежнему считается, что это место пронизано духом студенческой вольницы. В Латинский квартал мы попали по маленькой и очень узкой улочке(1.5-2 метра) Ша-Ки-Пеш (Кошка ловит мышь), пожалуй, единственной в Париже, оставшейся такой со средневековья. Она соединяет набережную Сены с улицей Юшетт, храмом желудка, переполненным ресторанами и ресторанчиками, почему-то преимущественно греческими. Поплутав там и раздразнив свой аппетит запахами различных блюд, мы вышли к фонтану Сен-Мишель. Чем интересен этот фонтан – он расположен в боковом фасаде дома и украшен скульптурами. Около него всегда кто-нибудь любуется бьющей водой. От фонтана начинается бульвар Сен-Мишель, гуляя по которому можно видеть различные корпуса Сорбонны. Один из них, наиболее старинный и представительный, был построен кардиналом Ришелье на собственные деньги и подарен университету. Оказывается, Ришелье был ректором Сорбонны (вот и думайте, было ли у него время обращать внимание на гасконского мальчишку Д’Артаньяна). Чуть поодаль высится монументальный купол Пантеона, в котором покоится прах великих французов, и с которого в XIX веке американцы содрали свой Капитолий. Напротив Пантеона, с другой стороны от бульвара Сен-Мишель располагается Люксембургский сад, известный всем если не по романам Дюма, то хотя бы по названию одной из песен Джо Дассена. Сад занимает довольно значительную площадь. На его территории находятся два дворца, парк и аллеи с фонтанами. Построен он был для Марии Медичи, которой Лувр стал противен после убийства Генриха IV. Один из фонтанов в парке так и называется – фонтан Марии Медичи. Около него наша экскурсия и закончилась. Вторая половина дня выдалась очень солнечной, поэтому в Люксембургском саду было очень много публики, в основном студентов, которые загорали на стульчиках у фонтанов или просто на зелёных лужайках. Вообще, как мы поняли, в Париже принято ходить по газонам и валяться на травке, и никто этого не запрещает. Центральная аллея Люксембургского сада продолжается и за его пределами – ещё на добрые полкилометра тянется полоса бульварчиков с фонтанами, усаженных непременными каштанами. Все они снабжены калитками, чтобы туда не заходили собаки. Очевидно, что в Париже умеют соизмерять любовь к животным и желание видеть свой город чистым. Пройдя эти многочисленные фонтанчики, мы вышли на бульвар Монпарнас. Гулять по нему – всё равно, что идти по Садовому кольцу в Москве – такое же оживлённое движение. Не для пеших прогулок. Но мне хотелось посмотреть вблизи на небоскрёб «Монпарнас» высотой 209 метров, который, как и Эйфелева башня, виден в Париже практически отовсюду. На самом же бульваре Монпарнас он так удачно расположен, что особенно в глаза не бросается и только дополняет вид на вокзал с тем же названием. Что бросается в глаза в Париже – это обилие мотоциклов. Их во много раз больше, чем в Москве. Это понятно – по узким парижским улицам на автомобиле особенно не развернёшься и не припаркуешься, а вот на мотоцикле – в самый раз. Причём из всех водителей мотоциклисты – самые наглые, всегда прут на красный свет, легко выскакивают на тротуары, распугивая пешеходов. Далее мы вышли к Собору Инвалидов. Эту огромную купольную церковь Людовик XV строил для себя, как усыпальницу. Но время распорядилось иначе – ныне там покоятся совсем другие люди. Купол собора недавно снова золотили, поэтому он притягивает взор непривычным для этих мест видом. Перед собором разбит сквер – в Париже это очень любят и делают с большим умением. Сразу за собором начинается Военный музей, один из самых больших в мире. Мы проходили по его внутреннему двору, уставленному пушками. После музея до самой Сены идёт широченная эспланада Инвалидов. На её лужайках парижане загорали, играли в футбол или просто сидели. Мы тоже приземлились на травке и дали отдохнуть уставшим ногам. Завершается эспланада очень красивым мостом, мостом Александра III. Сооружён он был в ознаменование франко-русского союза по повелению Николая II в память об отце. Строили всё парижские инженеры, но на российские деньги. Считается, что это самый красивый мост Парижа. Мы продолжили свой пешеходный марафон на другом берегу Сены и дошли до площади Согласия. Я самонадеянно предложил дойти пешком до отеля, Натка – столь же самонадеянно согласилась. Но дорога оказалась гораздо длиннее, чем я предполагал, а количество улиц значительно больше, чем на карте. В итоге к нашей гостинице мы вышли совсем не по той улице, а шли раза в два дольше, чем я обещал. Натку я совсем замучил. По дороге мы проходили забавную площадь – площадь Европы. К ней сходятся улицы с названиями: Москва, Санкт-Петербург, Мадрид, Константинополь, Лондон (возможно, их было даже больше). Второй деньЕщё в Москве Натка где-то узнала, что в Париже существует крупнейший в Европе парк водных аттракционов – Аквабульвар. Мы также выяснили, где он расположен и как работает. Оставалось только туда сходить. Мы сели в метро и поехали. Хочется сказать пару слов о Парижском метрополитене. Всего в Париже 14 линий обычного метро и 4 линии скоростного (RER). В обычном метро составы состоят из 5 вагонов, которые уже и короче московских. В одном вагоне лишь по три пары дверей, которые чаще всего нужно открывать пассажирам (хотя есть модификация метропоезда и с автоматическим открыванием дверей). Станции расположены на небольшом расстоянии друг от друга, а линии покрывают город в виде сетки. В RER составы гораздо длиннее, вагоны шире, а вообще RER больше похож на электрички. Даже на платформах RER высвечивается расписание прибытия поездов. Указатели в парижском метрополитене тоже основаны на другой системе, нежели у нас. Все линии обычного метро пронумерованы цифрами, а RER – буквами. Чтобы уехать в нужном направлении, нужно знать номер линии и конечную станцию в данном направлении (пути расположены в центре зала, а платформы – по краям, поэтому нужно сразу знать, куда ехать). Без всяких приключений мы добрались до нужной станции. Но на поверхности быстро стало ясно, что парижане не особенно осведомлены о существовании Аквабульвара – никто не смог нам показать, как туда идти от метро. Помогло только тыканье в карту и красноречивые жесты руками. К нужному зданию мы пришли за 1 час до открытия – подвела информация в Интернете (эх, попадись мне тот трепач-журналист, который написал, что они в 7 утра открываются!). Сам комплекс оказался громадным, в нём находятся различные магазины, рестораны, тренажерные залы и прочее, поэтому мы долго тыкались в разные двери. На наши вопросы разные люди показывали в разные стороны. Мы долго слонялись, пока не наткнулись на менеджера, объяснившего нам, что Аквабульвар откроется только через час. Через час заветные двери всё равно не открылись, – видимо в Париже люди тоже тяжело выходят на работу после праздников. Наконец, Натка вышла из себя и пошла к тому же самому менеджеру и высказала всё, что думала о нём и о его фирме. Парень, наверное, сначала принял нас за чукчей, но честно прошёл с нами к входу, подёргал двери, а затем провёл нас через служебный вход. Потом он ещё долго перед нами извинялся за бардак в своей фирме. Далее уже всё шло хорошо. Изнутри Аквабульвар оправдал все наши ожидания. Раздевалка охранялась – перед ячейками постоянно курсировал дежурный, так что за оставленные вещи можно было не беспокоиться. Водный парк располагается в огромном зале со стеклянным потолком, высотой с четырёхэтажный дом и площадью не меньше футбольного поля. Через стеклянные окна видно соседнюю пешеходную галерею в комплексе. Временами было даже как-то не по себе – бежишь по лестнице, в одних плавках, а рядом, всего лишь через стекло, ходят люди в курточках и свитерах. Горок в Аквабульваре целых 6 штук, причём все разные. Были среди них и «чёрные трубы», в которых летишь вниз с жуткой скоростью так, что не успеваешь ни закричать, ни испугаться. Большой бассейн обсажен по периметру тропическими растениями. Были там и фонтаны, бьющие прямо из большого бассейна, и озёра с горячей водой и воздушными пузырьками, и медленная река. В большом бассейне время от времени включали устройство, моделирующее морские волны – детвора в это время просто визжала от радости. Билеты наши были рассчитаны на 4 часа, но мы продержались чуть более 2-х – столько удовольствий, что я просто из сил выбился (особенно после очередных «морских волн»). Очень жаль, что в Москве ещё нет такого Аквабульвара! После этого мы пошли подкреплять силы в ближайший ресторан. Мой выбор пал на «Гиппопотам» - в Париже существует целая сеть недорогих ресторанов под таким названием. Блюда выбирали при помощи картинок в меню – очень удобно для немых. В результате хитрой Натке достался аппетитный кусок тоненькой хорошо прожаренной свинины, а я долго и безуспешно боролся с огромным, но жёстким стейком. Следующим пунктом нашей программы была экскурсия в Версаль. Этот дворцовый пригород Парижа был задуман и основан Людовиком XIV. В детстве на него произвели громадное впечатление события Фронды, когда восставшая толпа ворвалась в Лувр, и только хладнокровие Анны Австрийской спасло маленького Людовика от ужасной смерти. Повзрослев, он не забыл детской обиды на Париж и решил перенести столицу в более спокойное место. Для этого и был построен Версальский дворец, а вокруг него вырос город, где селились многочисленные придворные и челядь. Версаль оставался столицей Франции около ста лет. По дороге нам показали столб в туннеле, о который разбилась леди Диана (теперь это достопримечательность!), здание Интерпола на высотах северо-западнее Парижа. С этих самых высот можно было увидеть красивую панораму Парижа, но, как всегда, помешал туман. В Версале на площади перед дворцом стояли десятки экскурсионных автобусов – это впечатляло, но одновременно и пугало – экая куча народу будет на нашем пути. Предчувствия не обманули – туристов действительно было слишком много, и во дворце, и перед ним. В автобусе нас было 60 человек, а в дворцовый музей пускают группы численностью не более 30 человек, поэтому мы сначала гуляли по парку, дожидаясь конца экскурсии первой половины группы. Парк в Версале тоже сильно пострадал от декабрьского урагана. Из-за этого его нижняя половина была закрыта для публики. Нам оставалось довольствоваться верхним парком. Он достаточно красив, там растут конусообразные деревья (кипарисы?), а также разбиты шикарные газоны с вензелями из цветов и травы. Фонтаны по непонятной причине не работали. Точнее работали, но как-то странно, – когда к ним подходили мы с Наткой и фотографировались – фонтаны били ключом. Стоило нам отойти и подойти другим туристам, как водяные струи иссякали. А ещё нам встретилась свадьба – жених и невеста фотографировались на фоне великолепного газона, а вокруг них бегали радостные родственники. Наконец, с получасовым опозданием, появилось наша экскурсоводша, и мы пошли осматривать дворец. Версальский дворец заслуживает того, чтобы туда пойти – огромные бальные залы, большие галереи, роскошные королевские апартаменты. Правда, с мебелью там бедновато – дворец был сильно разграблен во время Великой Французской революции, и даже усилия Наполеона и Луи-Филиппа не смогли всё восполнить. А вот отделка залов впечатляет. Некоторые залы блеском интерьера могут соперничать с Царским Селом. Ещё вызывают удивления королевские спальни – как можно было спать на таких маленьких кроватях – с тех пор понятия о комфорте видимо сильно изменились. Что ещё меня поразило – во всех музеях можно было абсолютно свободно фотографировать и снимать на видеокамеру, и никто не пытался брать за это деньги, как у нас. Вернувшись в Париж, мы прежде всего позаботились об ужине – зашли в маленький гастрономчик по дороге в отель. Как нам показалось, в Париже нет такого числа супермаркетов, как в Москве. Компенсируется это огромным количеством ресторанов и ресторанчиков, а также маленькими гастрономчиками и булочными. Время было ещё не позднее, поэтому нам захотелось обследовать район возле отеля. Выяснилось, что это очень весёлое место. Если пройти пешком один квартал, то попадаешь прямо к «Мулен Руж». А чуть дальше начинается улица, состоящая из одних только секс-шопов и порнокинотеатров, среди которых несмело блуждают туристы, шарахающиеся от напористых зазывал. Подняться немного выше – и приходишь на Монмартр, где жизнь кипит всю ночь. Третий деньС утра мы поехали в Фонтенбло. Этот городок расположен примерно в 60 км от Парижа и издревле служил загородной резиденцией французских королей. Говорят, что воздух в Фонтенбло особенно чистый и полезный для здоровья. Это связано с тем, что местные деревья выделяют какие-то специфические смолы, которые, испаряясь, убивают микробов в воздухе. Нынешний дворец начали строить при Франциске I, который приказал сломать старый замок и заложить новый, в духе последних веяний моды. В день нашей поездки стоял особенно густой туман. С утра в Париже даже капал дождик. Королевский дворец тоже был окутан серой пеленой. Он значительно меньше, чем версальский, но выглядит интереснее и уютнее. Изнутри жилище королей выглядит проще и строже, чем те же версальские апартаменты. Одно из помещений дворца расположено в древнейшей постройке Фонтенбло – донжоне, сохранившемся от старого королевского замка. Даже изнутри видно, какие там толстенные стены. Много в Фонтенбло связано с именем Генриха IV(Наваррского), который много там жил и у которого там родился наследник. В частности, комната в донжоне украшена барельефом этого короля. А в дворцовой церкви сделано ещё интереснее – по обе стороны алтаря стоят статуи. Одна из них изображает Людовика Святого, но с лицом Генриха IV. Парк Фонтенбло очень большой. Дышится там действительно хорошо – воздух, как в грибном лесу. Перед дворцом разбит регулярный (французский) парк с ровно подстриженными газонами и круглыми прудами. Ещё там есть маленький парк, окруженный крыльями дворца, парк Дианы. В нём ходят павлины и кричат дурными голосами на всё Фонтенбло. А с противоположной стороны от дворца парк плавно переходит в лес. Там было наиболее приятно гулять. После Фонтенбло мы вернулись в Париж смотреть на усыпальницу Наполеона. Как известно всем, Бонапарт умер в ссылке на острова Святой Елены. Но через несколько лет после его смерти французы решили перезахоронить своего кумира. Для этого в Соборе Инвалидов построили монументальную усыпальницу. А самый большой верхний саркофаг был изваян из красного камня порфира. Этот камень добывается в Карелии и предоставлен Россией безвозмездно. Вот такая ирония судьбы – российское надгробие на могиле французского завоевателя. Собор Инвалидов изнутри слегка напоминает Исаакиевский Собор в Ленинграде – такой же огромный купол и строгий классический интерьер. В центре зала круглое углубление, через которое видна усыпальница Наполеона (она расположена в подвальном помещении). В четырёх углах собора тоже покоятся видные французские полководцы – маршал Фош, маршал Тюренн, брат Наполеона Жозеф и ещё один полководец, воевавший в Алжире. Общий вид впечатляет и навевает торжественное настроение. Затем мы пошли в музей Родена, который расположен неподалёку. Когда-то Роден совершил очень выгодный обмен – он подарил Франции свои работы, но в качестве компенсации попросил дом, где бы они хранились. Государство пошло ему на встречу и выделило для этого красивый двухэтажный особняк в центре города (особняк Бирона) с маленьким, но очень уютным парком. Как раз парк нам и понравился больше всего – типичный парижский парк, с цветущими кустарниками и поющими птицами. Нагулявшись в этом парке, мы поехали к площади Звезды. Мне очень захотелось подняться на Триумфальную Арку. Туда ведёт маленькая винтовая лесенка, по которой мы долго карабкались вверх. С верхушки арки открывается панорама Парижа. Особенно хорошо видны Елисейские Поля и площадь Согласия. После арки мы гуляли по Елисейским Полям. На широкие тротуары этой авеню выходят столики множества ресторанов. Сплошной лентой тянутся магазины. Очень много галерей с полчищами бутиков. Натке очень приглянулся громадный парфюмерный магазин с сотнями, если не тысячами различных разновидностей духов, туалетной воды и прочего. Она перепробовала столько запахов, сколько в Москве не нюхала за год. А я потом полчаса чихал на улице. Зато потом я и сам отвёл душу, – мы нашли не менее огромный магазин компакт-дисков. Глаза разбегались в разные стороны – хотелось взять многое (в Москве нет такого выбора французских исполнителей), но, в конце концов, мы ограничились двумя двойными сборниками. Тут же рядом был и книжный, в котором мы нашли, наконец, красивый альбом о Париже на русском языке в твёрдом переплёте. Пообедали мы в Мак-Дональдсе, так как были ограничены во времени. Если в Москве эти заведения дешёвыми никак не назвать, то в Париже это именно дешёвые забегаловки. Уровень цен там практически такой же, как и у нас, а вот среди блюд есть отличия, связанные с местной спецификой – добавляются многочисленные салаты с большим количеством зелени. Пройдя все Елисейские Поля, мы пришли на площадь Согласия. В Париже практически нет подземных переходов. Поэтому, учитывая звёздную структуру здешних площадей, переход через улицу в районе площадей превращается в длительное занятие. Ждёшь один светофор, переходишь, затем ждёшь второй, переходишь и так до бесконечности. Сады Тюильри – излюбленная туристская тропа. Через них несметные полчища гостей Парижа идут до Лувра. Вокруг двух круглых прудов, по пути к музею, расставлены многочисленные стульчики – можно отдохнуть, любуясь на то, как играет в воде рыба (да-да, там действительно есть рыба, из воды выпрыгивают караси величиной с ладонь) и как неторопливо плавают по поверхности утки. Заканчиваются Сады Тюильри небольшой Триумфальной аркой, посвящённой Людовику XV. После неё попадаешь на площадь перед Лувром, где взгляд приковывает стеклянная пирамида – детище конца XX века среди океана древностей. Но, только попав в эту пирамиду, понимаешь, что она действительно сделала вход в Лувр по-настоящему удобным, и уже только это оставляет за ней право на существование. По Лувру нас вели уже под вечер, когда посетителей было не так много. Однако и вечером во всех залах стоит гул от тысяч голосов – нет там той благоговейной музейной тишины, которая ещё недавно была в наших музеях. Сначала нам показали залы, в которых видны самые древние стены Лувра, рвы и основания башен. Впечатление – незабываемое. Эта экспозиция очень эффектно устроена – нет ничего лишнего. Остаёшься один на один с мощью настоящей средневековой кладки. А уж после этого, попав в зал античной скульптуры, чувствуешь какую-то связь времён что ли. Мы особенно Лувром не увлекались – пробежали вдоль основных шедевров – Венеры Милосской, Ники Самофракийской и Джоконды. Менее всего понравилась последняя – уж больно маленькая эта картина и уж слишком большие толпы вокруг неё. А вот Венера и, в особенности, Ника расположены очень выгодно, поэтому смотрятся просто бесподобно. Под вечер все гастрономчики уже были закрыты, поэтому пришлось забежать поужинать в кафе быстрого обслуживания «КВИК» - французский аналог Мак-Дональдса. При заказе мы замучались, – стоило только указать блюда, как сотрудница за стойкой начинала уточнять подробности и, разумеется, на своём языке. Мы тут же теряли суть разговора в потоке непонятных слов. Сотрудница внезапно переходила на элементы английского – Натка её совсем не понимала, а я не прислушивался, так как был уверен, что беседа ведётся по-французски. Под конец уже тихо смеялись и мы, и она, и другие посетители. Четвёртый деньРано утром мы быстро собрались и поехали в Диснейленд. Он располагается в пригороде Парижа Marne-la-Valee на конечной станции одной из веток RER. Вроде бы далеко, однако добирались мы туда ровно столько, сколько я обычно еду от дома до работы. Ветки RER очень сильно разветвляются на своих концах, поэтому на платформах установлены мониторы, показывающие время прибытия поездов и указывающие до каких станций эти поезда едут. Очень просто и удобно. Диснейленд превзошёл все наши ожидания. Мы были не в сезон, в будний день, при неважной погоде (опять туман), однако уже с самого утра в парке было немало посетителей. Вход в Диснейленд стоил 220 франков, а далее можно было совершенно свободно кататься на любых аттракционах. Парк поделен на 5 различных тематических районов – Главная улица, Дикий Запад, Страна приключений, Страна Фантазии и Страна открытий, а в центре парка возвышается замок Белоснежки. На Главной улице, в основном, магазинчики и ресторанчики, а ещё там проводятся парады (как минимум 3 раза в день). Как только мы прошли Главную улицу, я потянул Натку к замку, а она хотела поскорее свернуть с прямого пути и сразу попасть на Дикий Запад или в крайнем случае – в Страну приключений. На Диком Западе и аттракционы соответствующие – мы катались вокруг «Горы большого Грома» на стилизованном поезде - увлекательнейшее занятие, с огромным количеством виражей, быстрых спусков и подъёмов; плавали по озеру на пароходике под названием «Марк Твен»; заходили в «Замок с привидениями», в котором были потрясающе сделаны голограммы танцующих призраков. В Стране приключений самым классным аттракционом считается «Индиана Джонс» - катание на вагонетках по горе. Причём едешь спиной вперёд и с жутким грохотом (это чтобы не было слышно, как орёшь от восторга). Ещё там есть масса интересных для детворы мест – пиратский корабль, пещера Бена Гана, скала-скелет. Страна Фантазий рассчитана на более маленьких – аттракционы там гораздо спокойнее, получаешь впечатления глазами – всё очень хорошо продумано и великолепно сделано. Натке очень понравилась «Маленькая страна», когда плывешь на лодочке по ручейку, а вокруг тебя тысячи красивых кукол в различных костюмах «танцуют» и «поют» на фоне прекрасно изготовленных декораций. Там же мы «летали» вместе с «Питером Пеном» над ночным Лондоном. А самые эффектные развлечения – в Стране открытий. Мы как раз купили Натке «pomme l’amour» – большое яблоко на палочке, политое фруктовым сиропом, и она шла по Стране открытий, пытаясь справиться с этим лакомством. Я был в восторге от аттракциона «Из пушки на Луну» - там летишь непонятно куда с бешеной скоростью в полнейшей темноте, временами – с жутким ускорением. Ещё мы заходили в голографическое шоу, по мотивам фильма «Дорогая, я уменьшил ребёнка» - помимо обычного стереокино в этом шоу добавлены усилительные эффекты – в нужный момент кресла двигаются, пол под ногами трясётся, в лицо дует воздух, а иногда – и капельки воды. Один ребёнок в зале даже испугался и расплакался. Были мы и в аттракционе по мотивам «Звёздных войн» - даже подходы к нему сделаны так, что детвора начинает глазеть по сторонам и забывает о самом аттракционе. Мы провели в Диснейленде 8 часов абсолютно незаметно и веселились, как маленькие дети. Вечером, вернувшись в Париж, мы занялись изучением кондитерских изделий. Натка накупила себе пирожных, я – вкусных булочек. А ещё мы попробовали настоящий французский сидр – его продают в маленьких бутылочках, как у нас пиво. На вкус он мне напомнил слегка забродивший яблочный компот, но жажду утолял очень хорошо. Пятый деньЛишь на пятый день мы утром никуда не торопились и спустились вниз из номера, чтобы позавтракать. Покормили нас, против ожидания, очень даже неплохо. К чаю и кофе были французские батоны – багеты, которые можно было намазывать джемом или маслом, а так же вкуснейшие круассаны. Так что и континентальный завтрак может быть сытным. Наевшись, мы отправились на Монмартр. Было ещё рано, туристов на улицах практически не было. Но уже открывались маленькие магазинчики. Не знаю, как зимой, а летом все эти лавочки полностью открыты на улицу. У многих нет входных дверей, а у некоторых даже витрины далеко выходят на тротуары. На ночь, конечно, все опускают металлические жалюзи, но днём такой способ торговли радует глаз. Мы шли по улице Лепик и видели это буйство товаров, – создаётся какой-то местный колорит. Можно увидеть прилавок, доверху заставленный всевозможными улитками и устрицами или витрину с вкуснейшими пирожными – и всё прямо на тротуаре. Улица, по которой мы шли, поднимается в гору от самого «Мулен Руж» и постоянно извивается в разные стороны. Вскоре мы дошли до двух ветряных мельниц, последних на Монмартре. Их крылья уже давно не крутятся, но придают месту яркую индивидуальность, то, что так ценят туристы. Карабкаясь дальше вверх по Лепик, мы неожиданно заблудились – по карте было видно лишь одну улочку, а реально их оказалось целых 5, разбегающихся от площади, тоже не указанной на карте. Пришлось положиться на интуицию. Меня она звала вверх, а Натку – почему-то вниз. Компромисс привёл нас к очередной лестнице вверх, а затем и к известной площади Тертр. Эта маленькая квадратная площадь на самой верхушке холма Монмартр прославилась тем, что на ней собираются художники, которые рисуют понравившихся им прохожих. Когда мы там проходили, туристов там ещё не было, поэтому все проснувшиеся художники накинулись на нас с предложениями нарисовать. Мы еле унесли ноги! Кварталы в этом районе очень живописны. Стены домов часто увивает плющ. Есть многочисленные маленькие дворики за оградой, тоже все в зелени. А за одним из каменных заборчиков скрывается самый настоящий виноградник, последний действующий виноградник на Монмартре. Поплутав ещё немного, мы вышли к базилике Сакре Кёр. Эта церковь начали строить в 1875 году «во искупление злодеяний Парижской Коммуны». В тумане она выглядела очень загадочно и напоминала замок с привидениями, а не храм. Что бы ни говорили об эклектичности этой постройки, она смотрится очень красиво и производит большое впечатление. Внутри базилики шла реконструкция, поэтому что-то разглядеть было трудно, но всё равно там было здорово. А от главного фасада начинается широкая смотровая площадка, с которой прекрасно виден нижний Монмартр и довольно хорошо - центральная часть Парижа. Вниз ведёт лестница, на которой уже начали появляться фотографирующиеся туристы. Далее мы поехали в центр города, к церкви Мадлен. Построена она в виде древнегреческого храма по образцу и подобию Парфенона. Её центральный фасад прекрасно виден с площади Согласия и перекликается с колоннадой Национальной Ассамблеи, расположенной на противоположном берегу Сены. Недалеко от Мадлен Натка присмотрела в шоколадном магазине сувениры - двух маленьких симпатичных пластиковых утят, которых сняла прямо с витрины. Тем не менее, ей безропотно всё отдали, завернув в фирменный пакетик, и улыбнувшись напоследок. Небольшие парижские магазинчики с сувенирами радовали нам глаза, пока мы шли по улице Сент-Оноре. Там было столько всего маленького и блестящего, что я с превеликим трудом вытаскивал Натку из каждой лавочки, после чего она радостно бежала в следующую. Так мы и добрались до Вандомской площади. При втором взгляде она понравилась нам ещё меньше – уж слишком шумно и слишком загазованный воздух. По той же улице Сент-Оноре мы затем дошли до Пале-Ройяль – бывшего королевского дворца. Ныне там располагаются многочисленные госучреждения, а вот парк во дворе открыт для свободного доступа. Там красиво – растут аккуратно подстриженные деревья (интересная деталь – в Париже деревья стригут не в виду шаров, а в виде кубиков), бьют фонтаны, а на газонах выставлены скульптуры, опять-таки абстрактные (видимо запасники музеев переполнены произведениями современного искусства и их стараются выставить хотя бы на улице). Через некоторое время мы оказались на площади Дез Аль – одном из самых поразительных мест Парижа. Раньше здесь находился знаменитый рынок «чрево Парижа». Но 1975 году его снесли и на том же месте построили Форум Дез Аль – современный комплекс сооружений, утопленный на несколько этажей в земле, с многочисленными магазинами, кинотеатрами, ресторанами, а так же внутренними двориками и сквериками. А с противоположной стороны площади высится огромный позднеготический собор Сен-Эсташ, сделанный по образцу Собора Парижской Богоматери. Всё это в совокупности имеет вид весьма неожиданный и парадоксальный. В довершение всего, перед собором устроен небольшой амфитеатр, в центре которого лежит скульптура в виде огромной человеческой головы. На этом самом месте Натку напугала огромная собака, которая радостно бегала за голубями, не обращая внимания на сидящих туристов. Ещё на этой площади очень много зелени и фонтанов. Чуть дальше стоит ещё один – знаменитый «Фонтан невинных», шедевр эпохи Ренессанса, с барельефами великого французского скульптора Гужона. Через два квартала находится Центр Помпиду. Это большой дом, напоминающий современный завод, в котором все трубы водопровода и прочие коммуникации выведены наружу. Так же наружу обращены все лестницы этого центра. Как и Форум Дез Аль, Центр был построен при президенте Помпиду и вызвал весьма неоднозначную реакцию среди парижан. В нём располагаются музеи, библиотеки и ещё множество других общественных учреждений. Мы поднялись на эскалаторе по стеклянной трубе (также вынесенной за пределы здания) на самый верхний этаж. Оттуда прекрасный вид на Париж – отчётливо видны многие красивые места, причём все они рядом, только протяни руку. У подножия Центра Помпиду находится фонтан Стравинского. Это такой прямоугольный бассейн, в котором находятся разноцветные фигурки, колёсики и так далее, из которых во все стороны бьют водяные струи. Все эти предметы двигаются, чем достигается поразительный эффект. А с другой стороны от фонтана, прямо напротив Центра Помпиду располагается ещё один готический храм – церковь Сен Мерри. Вот такой у Парижа колорит – старое и новое стоят бок о бок, современным архитекторам дозволяются весьма дерзкие проекты. Пройдя ещё немного по направлению к Сене, мы вышли к великолепной готической башне – башне Сен Жак, высотой 52 метра. В своё время Паскаль проводил здесь опыты по измерению атмосферного давления. Совсем рядом отсюда остров Сите. Почти на самой набережной стоит рынок цветов, который нам очень понравился. Это длинная стеклянная галерея, вся увешанная изнутри различными цветами и зелёными растениями. Туда входишь – и как будто попадаешь в цветочные джунгли. Чуть позже мы пошли в часовню Сен Шапель. Сейчас она располагается во внутреннем дворике Дворца юстиции, поэтому на входе нас тщательнейшим образом (гораздо тщательнее, чем в аэропортах) обследовали детектором металлов, а наши вещи просветили рентгеном. Сен Шапель была построена по указанию Людовика Святого для хранения христианских реликвий, купленных им в Константинополе за золото по весу. Выглядит часовня изумительно, особенно изнутри – вместо стен – огромные 15-ти метровые витражи, а опорные колонны такие узкие, что их почти незаметно. Просто полёт мысли, а построено ещё в середине 13-го века! Обедали мы в греческом ресторанчике посреди Латинского квартала. Зазывала на входе со второй попытки определил, что мы из России и по-русски нас поприветствовал, а так же пригласил внутрь. Когда я поинтересовался, как же ему удалось это узнать, он ответил, «Из ваших лиц», потом добавил, что довольно легко определяет национальности туристов. Натка заказала обед из блюд французской кухни, я – из греческой. В итоге нам принесли по огромной тарелке с едой, к которым прилагались шпажки с большими кусками мяса. А вот отличить, у кого какая кухня, мы так и не смогли. После еды идти было тяжело, поэтому пришлось воспользоваться метро. Мы решили, наконец, съездить к Эйфелевой башне, благо, выглянуло солнце, и весь утренний туман полностью рассеялся. Вокруг башни со всех сторон разбиты красивые парки и скверы. В парке Трокадеро очень приятно гулять – отдыхающих было очень много. Люди опять-таки располагаются прямо на травке. А в рощице, среди цветов бродили толстые ленивые утки. Подойдя к башне, мы решили, что вверх подниматься не будем – не было желания выстаивать 2 часа в очереди, тем более наши «единые» билеты во все парижские музеи здесь не действовали. Погуляв ещё немного по Марсовым полям с другой стороны от Сены, мы поняли, что уже устали и вернулись в отель. Натка пришла и просто упала, так устала. Я ей посочувствовал, поохал-поахал, а потом заявил, что вечером мы пойдём смотреть Париж при ночном освещении. Не мудрствуя лукаво, для вечернего похода мы выбрали простой маршрут – по Елисейским полям от Триумфальной арки до площади Согласия и далее до Лувра. Прогулка стоила того – центр Парижа в темноте прекрасно подсвечивается и выглядит великолепно. А интереснее всего выглядит иллюминация на Эйфелевой башне – лампочки не просто светятся, они мигают и пульсируют так, что глаз не отведёшь. Шестой день
В последний день нашей поездки мы уже
не строили обширных планов, а просто гуляли по Парижу. Для начала мне, как
горному орлу, захотелось ещё разок посмотреть на город с высоты. Поэтому
мы зашли в огромный магазин «Галери Лафайет» - на его крыше есть смотровая
площадка. Изнутри этот магазин тоже заслуживает доброго слова – в самом
его центре находится гигантский зал от пола до крыши в виде стеклянного
сферического купола, отделанный в стиле модерн.
Далее мы гуляли по бульвару Осман до самой площади Звезды, потом по Елисейским полям до Садов Тюильри, оттуда до Лувра. Одной смотровой площадки на день мне не хватило – я потребовал ещё. И мы двинулись в ещё один крупный магазин – «Самаритен», где на крыше тоже есть «орлиное гнездо». Оттуда можно любоваться городом, а для тех, кто не знает, что видит, на верхушке ограждения нарисована панорама Парижа с подписями под каждым домом. Во второй половине дня мы совершили ещё одну прогулку. Сначала посетили знаменитую Гревскую площадь, где в средние века казнили преступников. Теперь там стоит детская карусель, типичная для Парижа. На площади находится красивое здание «Отель Де Вилль» - бывшая городская ратуша. От Гревской площади мы двигались через квартал Марэ. При Генрихе IV в этом квартале начали селиться состоятельные дворяне. С тех пор там осталось большое количество красивых особняков, в которых ныне музеи. По узеньким улочкам этого квартала мы дошли до красивой площади Вогезов, основанной Генрихом IV. Площадь – островок зелени, среди моря камней. Там растут деревья, бьют фонтаны, цветут цветы. Далее мы добрались до площади Бастилии. От знаменитой Бастилии, конечно, там осталось лишь название и колонна, посвящённая разрушению этого замка-тюрьмы восставшим народом во время Великой Французской революции. Ещё там стоит ужасное здание из стекла и бетона – Опера Бастилии. Последние взгляды на Париж... А рано утром мы уже улетали в Москву... |
||