(вернуться к заглавию)

      

РИМ

                Первых итальянцев мы увидели ещё в самолёте. Покушав, они сбились в кучки посреди проходов и устроили настоящий птичий базар – громко крича и жестикулируя делились впечатлениями о России. По прилёте в римский аэропорт мы сразу же столкнулись с итальянской неторопливостью - багаж пришлось ждать целый час. Но к счастью, других накладок не было и после этого нас сразу же повезли в город.

            По пути удалось увидеть квартал EUR - район, построенный по указанию Муссолини к планировавшейся международной выставке 1942 года. В глаза бросился так называемый "квадратный Колизей" - странное сооружение в виде бетонного параллелепипеда с арочными проёмами в стенах.

            Первая экскурсия. Наш гид - высокий стройный итальянец Паоло - без акцента говорит по-русски. Кроме того, он (как выяснилось позже) знает немецкий, английский, французский, имеет степень по искусствоведению, и при всём при том не может найти себе нормальную работу!

            Мы идём по улице. Оказывается, наш отель располагается на историческом холме Квиринал рядом с одной из главных улиц Рима - via Nationale. Совсем неподалёку - резиденция итальянского президента! Направо-налево - всюду какие-то дворцы, древнейшие церкви, исторические места. Поднимаемся по лестнице в довольно узкий проход и внезапно оказываемся на другом историческом холме Эсквилин на площади перед церковью San Pietro in Vincoli, в которой хранятся цепи апостола Петра. Разумеется, нужно на них взглянуть - и наша группа нестройными рядами входит в храм. В итальянских церквях строго - мужчины в шортах и женщины с открытыми плечами туда не допускаются, поэтому юноши на входе раздают дамам платки. Пока экскурсовод рассказывает о скульптурах Микеланджело, украшающих храм, я пытаюсь разглядеть цепи - но, к сожалению, их не видно. 

            Пройдя дальше мы увидели Колизей. Что это такое - все, наверное, знают, потому никакого удивления у нас даже и не было. Постройка огромная. Очень хорошо чувствуется её древний возраст. А рядом на холме стоят огромные сосны, причём совершенно не такие, как у нас. Паоло рассказал нам немного о гладиаторских боях, а потом стал показывать, как это всё выглядело две тысячи лет назад при помощи альбома, в котором на фотографии современных развалин можно наложить картинки с реконструкциями на прозрачном фоне и увидеть, как смотрелось раньше.

            Этот участок Рима наиболее интересен любителям античной истории - там находится невообразимое количество развалин, как сказал Паоло - "самый большой в мире археологический музей". Про каждый камушек можно рассказывать многочисленные истории. Но даже если ничего не слушать, а просто гулять там - всё равно получаешь невероятное впечатление.

            Я сразу же заметил, что здесь неплохо было бы проводить выездные уроки истории. Позже выяснилось, что итальянцы так и делают – в большинстве школ устраивают экскурсии в исторические места и рассказывают предмет самым наглядным образом.

            По древней Священной дороге (via Sacra) мы прошли на римский форум, к подножию Капитолийского холма. Когда-то здесь билось сердце миллионного города, а теперь лишь развалины да сиротливые одиночные колонны. Даже при помощи "волшебного" альбома и рассказа Паоло трудно было представить, что это всё на самом деле когда-то существовало. Натка предложила устроить там голограммы – и историки останутся довольны, и публике какое-то зрелище.

            Капитолийский холм венчает беломраморная постройка в классическом стиле - монумент Виктора Эммануила - "Алтарь Родины" - памятник первому королю объединённой Италии. Паоло безо всякого почтения назвал это сооружение "пишущей машинкой" и сказал, что его, как искусствоведа, возмущает тот факт, что ради возведения такой безвкусицы были испорчены некоторые древние развалины. Хотя мне, как дилетанту, показалось, что это выглядит забавно и неплохо украшает площадь Венеции, на которой мы очутились, покинув римский форум.

            Экскурсия закончилась, и дальше мы пошли уже сами по одной из центральных улиц Рима - via Corso. Хоть она и центральная, но очень узкая (по нашим московским меркам). А тротуары там такие, что два человека не могут разойтись! Наблюдательная Натка вскоре заметила указатели - "к фонтану Треви", куда мы и направились. Такое красивое и звучное название, как оказалось, расшифровывается предельно банально - "тре виа" - три улицы, которые там пересекаются.

 Фонтан действительно очень красив. Идешь по петляющему переулку и вдруг внезапно попадаешь на площадь, две трети которой занимает монументальное сооружение в барочном стиле. Небольшой дворец, украшенный огромными статуями, мимо которых струится вода в бассейн. А вокруг амфитеатром устроены каменные ступени. Можно сесть на них и любоваться красотой фонтана. Одно плохо - уж очень там много народу.

            Мы с Наткой бросили по монетке в фонтан Треви и вернулись на улицу Корсо.

Перекусили в  закусочной и пошли дальше. Народу на улице всё прибывало, люди уже шли по проезжей части и никого из водителей это не удивляло - похоже, такое здесь в порядке вещей. Вскоре мы вышли на красивую площадь del Popolo, но так как уже стемнело, отложили её подробный осмотр на утро. Пора было возвращаться в гостиницу. На обратном пути мы вышли на знаменитую Испанскую лестницу. Это такой роскошный спуск от церкви на холме к площади с фонтаном. Вечером на ступеньках было очень многолюдно. Редкие туристы поднимались или спускались, а в основном на лестнице сидела молодёжь.

            Далее мы попали на ещё одну известную площадь Барберини с фонтаном Тритон, работы Бернини, потом по улице с симптоматичным названием via del Quattro Fontane попали на площадь четырёх фонтанов. Очень интересно - четыре угловых дома на перекрёстке украшены фонтанами со скульптурами, изображающими времена года. Вот только для пешеходов места уже не остаётся. Ещё чуть-чуть - и мы в гостинице, нужно отдохнуть перед завтрашними подвигами. 

            Большая пешеходная экскурсия.            Часть нашей группы решила, что в Риме смотреть больше нечего и поехала в Помпеи и Неаполь. А мы с Наткой отправились бродить по вечному городу. Сначала мы прогулялись по вершине холма Квиринал, надеясь встретить итальянского президента. Его мы не нашли, но зато с площади перед президентским дворцом открывался великолепный вид на римские крыши вплоть до самого собора Святого Петра в Ватикане. Натка заметила, что в Риме очень любят высаживать деревья на крышах домов. Кое-где можно увидеть пальмы высотой более десяти метров! Рядом на входе в президентский дворец нёс службу итальянский гвардеец в красивой форме времён наполеоновских войн.

По той же улице четырёх фонтанов мы снова вышли к фонтану Тритон - в утреннем свете он смотрелся гораздо красивее. Вообще в Риме меня несколько удивило то, что там если фонтан - то это в первую очередь многофигурная скульптурная группа и только во вторую - бьющая (а чаще всего - просто льющаяся) вода.

            Хитроумно скорректировав маршрут, Натка вывела меня к Испанской лестнице, но не к подножию, а к вершине. Снова красивый вид на город. А лестница - абсолютно пустынная, даже не верится, что именно её мы видели прошлым вечером. Спустились, полюбовались. Жалко, что на лестнице не было вазонов с цветами, как на традиционных открытках.

            Неподалёку я обнаружил улицу со странным названием - via Propaganda. Даже у нас такого не смог бы себе представить! Углубившись в лабиринты маленьких улочек я полностью потерял ориентацию. Пришлось доставать карту, чтобы найти фонтан Треви. Он оказался совсем рядом. Утром солнце освещает всё ярким светом, отчего скульптуры выглядят совсем белыми, а в воде так играют блики от монеток, что кажется, будто там лежат, как минимум, горы золота. В тот момент городские служащие занимались важным делом - чистили фонтан. Двое со швабрами сгребали монетки в кучки, а третий собирал их в большое ведро. Оказывается, фонтан Треви помогает пополнять городской бюджет ощутимыми суммами!

            Мы снова пришли на площадь del Popolo. Теперь можно вдоволь полюбоваться. С одной стороны к ней лучиками подходят три улицы. В образованными ими острых углах находятся два абсолютно одинаковых красивых церкви. Улицы сходятся в точке, в которой стоит древнеегипетский обелиск. И снова - фонтаны, целых три. Один в центре и два по сторонам площади. Архитектурное совершенство в высшей степени!

            От площади начинается холм Пинчо, на который мы героически вскарабкались.Вид оттуда - просто фантастический, особенно утром. Прямо внизу - площадь del Popolo, а дальше - красивая панорама Рима со многочисленными куполами церквей.

От смотровой площадки начинаются обширные сады Боргезе, любимое место отдыха местных жителей. Мы немножко погуляли, даже дошли до очаровательного озера с храмом Асклепия на маленьком острове посередине. Там в большом количестве водятся черепахи. В парке уже можно было видеть римлян - мамы и бабушки с колясками неспешно прогуливались среди огромных деревьев.

            Спустившись вниз мы пошли искать мавзолей Августа. Он открылся совершенно неожиданно и смотрелся в центре большого города абсолютно чужеродным элементом. Представьте себе яму округлой формы, в которой располагается каменный цилиндр, усаженный кольцом деревьев. На нём стоит ещё один цилиндр, тоже из камня, меньшего диаметра, но более высокий и поросший сверху травой, как обычный холм. Просто какой-то погребальный курган. 

            Далее мы вышли на площадь Навона. В древнеримские времена там был стадион, поэтому у неё такая нестандартная форма - очень вытянутый овал. На площади стоят три фонтана возведённых Бернини. Главный из них ещё украшен древнеегипетским обелиском. Как нам после сказали, в Риме стоит 18 различных обелисков с берегов Нила. Похоже, что древние египтяне просто ими торговали!

            Площадь Навона тоже считается самым-самым туристическим местом Рима, поэтому на ней располагается множество летних ресторанчиков и маленьких лавочек, дают представления уличные артисты.

            Выйдя с этой площади, в одном из маленьких переулков мы наткнулись на стоянку мотоциклов - просто сотни штук! Вообще на улицах Рима море мотоциклистов. Причём часто можно видеть мужчин в солидных дорогих костюмах и на мотоциклах. По местным узеньким улицам иначе наверное и не проедешь. Ещё в Италии бросается в глаза обилие очень маленьких автомобилей, например - SMART - миниааюрный двухместный экипаж с мощным двигателем от Mersedes. Говорят, довольно дорогая и престижная машина.

            Совсем рядом находится Пантеон.  Это массивный древнеримский храм цилиндрической формы, накрытый сверху сферической крышей. За две тысячи лет он утратил свои украшения – всю скульптуру фриза, ступеньки портала и многое другое. Однако он до сих пор остаётся образцом архитектурной гармонии, эталоном классической архитектуры. Больше всего мне понравилось наблюдать внутри него за огромным лучом света, бьющим через круглое отверстие в крыше. 

А на площади перед Пантеоном в центре фонтана конечно же стоит египетский обелиск! Дома вокруг оставляют такое впечатление, что их не красили уже несколько десятков лет. Вообще у меня сложилось такое мнение, что в Риме не особенно стараются что-то реставрировать снаружи, а наоборот, всеми путями пытаются подчеркнуть возраст своей застройки в историческом центре.

            Дорожка от площади Навона через Пантеон, фонтан Треви до Испанской лестницы считается основным туристическим маршрутом и выложена цветным камнем. По ней мы легко добрались до улицы Корсо, где подкрепились в маленьком кафе. 

Выйдя на площадь Венеции решили обойти Капитолийский холм уже с другой стороны и были сразу же вознаграждены интересными видами и местами. Сначала мы поднялись по крутой лестнице в 124 ступеньки к церкви Санта Мария ин Аракелли. Оттуда очень красивый вид на площадь Венеции и на прилегающие места. А сразу за ней находится знаменитая лестница Микеланджело на Капитолийскую площадь. Этот подъём более пологий, но в то же время более эффектный. По обе стороны от лестницы высятся гигантские скульптуры юношей, держащих под уздцы коней. Поднимаешься и попадаешь к Капитолийскому дворцу, обнимающему площадь. Тоже одна из жемчужин римской архитектуры. Далее можно выйти к смотровой площадке, с которой хорошо видны развалины римского форума.

            Мы ещё раз прошлись мимо древних камней по Священной дороге, испили воды из источников, в которых утоляли жажду ещё древнеримские герои. Вода оказалась очень вкусной и весьма холодной в столь жаркий день. Подошли к Колизею. На этот раз времени было предостаточно и мы зашли внутрь. Чувствуешь себя там, как будто находишься посреди неоконченной стройки - стены есть, а вот перекрытия ещё не положили. Больше всего впечатляют огромные подземные галереи под поверхностью арены.

            Когда возвращались в отель, увидели на улице людей в фашистских касках и с автоматами, а прямо под ногами у нас валялись стрелянные гильзы - видимо снимался фильм про войну.

            Немножко отдохнув мы поехали в самую большую базилику Рима - церковь Святого Павла за городскими стенами. Заодно прокатились первый раз в римском метро. Метрополитен там маленький - всего две линии и внешне весьма напоминает парижский. Правда поезда довольно широкие, что удобно. Базилика производит неизгладимое впечатление - громадный внутренний объём, прекрасное оформление потолка, пола и стен. Причём фасад совершенно не предвещает такого гигантизма - кажется, что за ним скрывается обычная небольшая итальянская церквушка. Входишь - и совершенно теряешься в огромном пустом зале. Сверху из окон льётся свет, а где-то вдалеке чуть виден алтарь.

            После этого я уговорил Натку съездить посмотреть на самый большой (в античности) стадион древнего Рима - Circo Massimo. В общем-то от него мало что осталось - большая продолговатая яма, но мне почему-то очень понравилось. Когда-то здесь могли поместиться более 300 тысяч зрителей. Представляется с трудом, но живописные развалины на заднем плане выглядят очень впечатляюще.

            Пройдя стадион мы вышли на площадь Bocca della Verita - что означает "уста истины". В церквушке на этой площади установлен одноимённый барельеф - большой мраморный круг со страшной бородатой головой, во рту которой есть отверстие. По преданию, с помощью "уст" можно было уличить лжеца - если он вкладывал туда руку и говорил неправду, то камни намертво сжимали его переднюю конечность. Теперь эти уста растиражированы по всему миру в виде игровых автоматов, дающих предсказания в жизни и любви.

            А напротив церкви стоят два скромных очаровательных древнеримских храма - Весты и Фортуны. Говорят, что это самая древняя площадь Рима.

            Поблизости протекает Тибр. Рядом с современным мостом видны сохранившиеся опоры древнего. От этого река выглядит как-то дико и совершенно очаровательно. Мы прошли на единственный римский остров Тиберина и спустились к воде. Натке очень понравился порог на Тибре - потоки воды стремительно перекатываются через большую каменную ступень.

            Чуть позже вы вышли на очень странную площадь - Area Sacra Argentina. Целый городской квартал огорожен стеклянной оградой, за которой видны раскопки каких-то развалин. А на развалинах в неимоверном количестве лениво бродят десятки кошек. Когда-то тут было несколько древнеримских храмов, покрытых серебром - отсюда и название. А вот откуда здесь столько кошек - никто из римлян нам так и не смог сказать!

            Потом мы пошли искать фонтан четырёх черепах. Долго-долго шли по улицам, пока не вышли совсем в другое место. Даже у полицейского спрашивали, но он нас отправил совершенно не туда - скрывал, вредный! Потом я напряг свои способности Ивана Сусанина и всё-таки нашёл этот злосчастный фонтан - оказалось, что он был совсем рядом с "кошачьим раем" - Area Sacra Argentina. Черепах я разглядел только с последней попытки с Наткиной помощью - они сидели на вершине многофигурной композиции в чаше фонтана. Натка позднее вычитала, что их добавил остроумный Бернини к уже существовавшему сооружению.

            Ноги гудели - пора было возвращаться в гостиницу. Мы с Наткой на собственной шкуре, а точнее собственными стопами прочувствовали недостаточное развитие сети метро в Риме – никаких станций поблизости не было. Пришлось и дальше идти пешком.

            Ватикан. На следующий день с утра нас повезли в ватиканские музеи. Очередь туда была полукилометровая, но прошли мы её на удивление быстро. Со стороны входа Ватикан отгорожен от города мощными высоченными стенами - видимо, чтобы туристы без билетика не прорывались. В один из проёмов этих фортификационных сооружений мы и вошли. Сначала мы попали в красивый внутренний дворик, где нам на больших плакатах показывали где и что можно увидеть в росписях Сикстинской капеллы (в самой капелле проводить экскурсии запрещено, так же нельзя вести любую съёмку). Затем нас повели по красивым внутренним галереям ватиканских дворцов. В музеи их переоборудовали уже в прошлом веке, поэтому смотреть коллекции не очень удобно - народу много,  а к экспонатам не подступиться.

            Наш экскурсовод развлекал нас, как мог. В шутливой форме устраивал экзамен для всех, какая из шапок изображена на очередном портрете - митра или тиара и кто её носит – папа или епископ. Самыми известными и значительными в музеях считаются "станцы Рафаэля" - несколько залов, расписанных его фресками. В частности, наиболее знаменитая - "Афинская школа".

            Далее нас привели в Сикстинскую капеллу. Это большой зал с высоченным потолком, на котором титан Микеланджело в одиночку изобразил сотворение мира. Алтарную часть расписывал тоже Микеланджело - почти 300 человеческих фигур изображают рай и ад. А стены украшены фресками других художников, в частности Боттичелли. Капеллу сравнительно недавно отреставрировали, поэтому смотрится всё бесподобно. Народу там огромное количество, но можно сидеть вдоль стен на скамеечках и спокойно рассматривать живопись, если зрение позволяет. Натке больше всего понравилась роспись нижней части стен, имитирующая портьеры. Она смогла мне доказать, что это нарисовано, только после того, как я потрогал их руками.

            Паоло рассказал нам, что именно в Сикстинской капелле собирается конклав для избрания следующего римского папы. Если выборщики пришли к единому мнению и договорились о кандидатуре, то в камине жгут сухую солому, чтобы из трубы шёл белый дым. Если нет, то поджигают сырую, дабы дым получился чёрного цвета. Но, как сказал язвительный Паоло, чаще всего дым идёт серый и никто не может понять, чем окончился конклав.

            Далее мы вышли к собору Святого Петра. Восприятие уж устало, поэтому собор смотрелся, как что-то привычное, типа Исаакиевского в Питере, только чуть больше и по другому раскрашен. Не смотря на обилие туристов со всего света там постоянно идут службы. Нам встретилась процессия священнослужителей в белых накидках со свечами в руках, за которыми следовали прелаты в зелёных одеждах.

            Большое впечатление производит алтарь работы Бернини, особенно если он подсвечивается сзади солнцем. Полное ощущение божественности!

            Разумеется мне захотелось подняться на купол собора. К счастью, до середины пути можно подняться на лифте, что сэкономило нам время и силы. С обходной галереи купола видно, какое это гигантское сооружение. Высота отдаётся в подгибающихся коленках, а в голову закрадываются мысли типа "А вдруг это всё рухнет?". Далее путь проходит через узенькие проходы по маленьким лесенкам, прижатым к самому куполу. Два человека там однозначно не могут разойтись. Зато с колоннады на верхушке купола можно любоваться потрясающей панорамой Рима. И вдобавок там совсем не страшно - проходы очень широкие, поэтому никто тебя не толкает в спину и не подпирает. Натка весьма подробно рассмотрела знаменитые сады Ватикана сверху и даже запечатлела их на камеру.

            Спустившись, мы погуляли по великолепной площади перед собором, полюбовались на папских гвардейцев, стоящих на часах. Кстати, эскизы формы для них делал ещё сам Микеланджело. Зашли мы и почтовое отделение Ватикана, откуда я долго не мог выйти, любуясь на местные марки и монеты.

            От собора широкая красивая улица ведёт к Тибру. Она продолжает линию собор - площадь - колоннада Бернини. По ней мы вышли к замку Святого Ангела. Это громадное сооружение цилиндрической формы когда-то было мавзолеем римского императора Адриана. Потом там размещались и крепости и тюрьмы. В настоящее время это музей оружия. Когда входишь внутрь, то поражают мрачные древние кирпичные стены, которые нависают над тобою. Внутренние покои размещены с редкостной беспорядочностью. Мне было трудно разобраться в хитросплетении комнат замка. А в верхней его части - прекрасная смотровая площадка. Можно ещё полюбоваться видом Рима. Перед замком – самый красивый мост Рима, украшенный статуями. Напоминает Карлов мост в Праге.

            Тиволи. От замка мы добрались до метро и поехали в городок Тиволи, что расположен в 32 километрах от Рима. От конечной станции метро туда ходит автобус. Кстати, в Риме билеты на транспорт продаются почему-то в табачных лавках. Там же можно купить и телефонные карточки.

Долгие годы Тиволи являлся основным поставщиком главного римского облицовочного камня травертина, которым были украшены Колизей и другие постройки на форуме. По пути мы видели из автобуса большие карьеры, где и по сей день ведутся разработки.

            До городка мы добрались без особых трудностей. Приключения начались потом. Сначала мы долго шли до одной из достопримечательностей Тиволи - виллы Грегориана. Выяснилось, что она закрыта по непонятным причинам. Мне очень хотелось увидеть стометровый водопад, который и прославил эту виллу, поэтому мы пошли в обход по горной дороге. Идти пришлось несколько километров, но водопад мы всё-таки увидели. Очень красивое зрелище. Жалко, что невозможно подойти к его подножию - всюду частная собственность и всё огорожено колючей проволокой. Обратно я думал доехать до города на попутке, но не тут то было! Местные жители принципиально не останавливаются, а как выяснилось позже, итальянцы вообще не любят подвозить голосующих! Мы прошли эти несколько километров назад, потом поднялись в гору в городок. Когда мы подошли к главной достопримечательности Тиволи - вилле д'Эсте, Натку уже можно было нести на руках - так я её замучал. Однако вилла стоила того, чтобы на ней побывать. Дворец стоит на склоне холма, а ниже него простирается парк. Причём все террасы украшены десятками, если не сотнями фонтанов. А в нижней части парка буйствуют роскошние рукотворные водопады. В жаркий день от всего этого великолепия веет желанной прохладой. Кроме того из парка великолепный вид на долину. Но проблема в том, что обратно из парка нужно было всё время подниматься в гору. Натку пришлось буквально тащить.

            На обратной дороге мы попали в огромную пробку, так как римляне начали возвращаться с работы. Шоссе там очень узкое, а в одном месте из-за дорожных работ оставалась лишь одна полоса. Итальянцы в автобусе начали свой птичий базар – галдели, шумно что-то рассказывали друг другу. А когда поток красноречия иссяк, они нашли себе игрушку – принялись перебирать все мелодии на своих сотовых телефонах. Натка готова была убить их на месте!

            Ночной Рим. Вечером мы отправились на последнюю римскую экскурсию - поездку по ночному городу. Сначала нас покатали на автобусе мимо Колизея и римских форумов. Затем мы проехали вдоль Тибра до замка Святого Ангела. А оттуда пошли пешком до площади Навона, потом до Пантеона, фонтана Треви, и, наконец, до Испанской лестницы. Все эти знаменитые места подсвечиваются, хотя и не так эффектно. Паоло рассказал нам немного о римской жизни. Оказалось, что дома с очень обшарпанными фасадами вокруг Пантеона являются самым дорогим жильём в итальянской столице. Изнутри они оснащены всеми благами современности и оборудованы по последнему слову техники. Цена квадратного метра в них превышает 5000$, в то время, как средняя зарплата римлян составляет около 2000$ в месяц. Паоло мечтательно произнёс - "Там деревянные перекрытия!". Мы с Наткой подумали, что этих искусствоведов нам не понять.

            Недалеко от Пантеона находится красивый беломраморный портик – остатки храма, посвящённого императору Адриану. Храма давно уже нет, но изящные колонны до сих пор украшают эту площадь.

            Потом мы дошли до фонтана Треви. Наш экскурсовод сказал, что правильно бросать туда не одну, а целых пять монет – первую, чтобы вернуться; вторую, чтобы найти любовь в Риме; третью, чтобы развестись; четвёртую – чтобы повторить пункт 2; и пятую – чтобы всё это сбылось. Народ лихо бросился искать по карманам по пять монеток, но мы с Наткой, подумав, решили, что с нас и по одной хватит.

            Возле фонтана Треви нас настиг дождь, поэтому концовка экскурсии была несколько скомкана. Однако наш мудрый гид довольно быстро спрятал всю группу в тоннеле и вызвал туда автобус.

СИЕНА

            На следующее утро мы погрузились в автобус и поехали в Сиену. Дорога была долгой - мы ехали вместе с остановкой более 4 часов. Сиена нас встретила неожиданно холодно - всей группе пришлось распаковывать чемоданы и доставать тёплые вещи. Никто не ожидал такого в солнечной Италии. Поэтому когда для начала экскурсовод завела нас в доминиканскую церковь, все очень обрадовались - там было тепло.

            Сиена - городок небольшой. В нём около 70 тысяч жителей. Но исторический центр там сохранился без изменений с 13-14 веков. Город делится на 9 кварталов со своими флагами, органами самоуправления и традициями. И два раза в год на центральной площади проводятся традиционные скачки, когда представители каждого района борются за победу в состязаниях по верховой езде. Судя по фотографиям - это потрясающее зрелище.

            По узеньким петляющим улочкам мы двинулись в центр Сиены. Тут не нужно никакой машины времени, чтобы попасть в средневековье - сразу ощущаешь, что время здесь остановилось очень и очень давно. Вот мы вышли к Домскому собору. Очень красивая постройка в романском стиле, облицованная мрамором. Внутри – самый неповторимый в мире интерьер! Стены и колонны собора выложены поочерёдно белым и чёрным каррарским мрамором из-за чего всё получается таким полосатым. А пол собора украшают мраморные картины на библейские темы - очень красивые. Большую часть года их закрывают деревянным настилом, чтобы посетители не истоптали. Нам же повезло - все драгоценные полы были открыты для обозрения.

            После этого мы вышли по другим узеньким улочкам к главной площади Сиены. Она сделана в виде чаши, на высоких краях которой стоят дома, а наклонные поверхности вымощены камнем. Один край этой чаши-площади опущен - там стоят два средневековых дворца-крепости, где ранее жили семейства правителей города.  Один из дворцов увенчан красивой и очень высокой башней, кстати - самой высокой башней в Италии. Причём улицы, ведущие к площади, спланированы так, чтобы между домов была видна эта башня, т.е. она является точкой, в которой сходятся все улицы города. И вот на этой самой площади и происходят ежегодные скачки-соревнования между районами. Мы видели на видео, что в эти часы там огромное количество народа. Вся площадь плотно забита людьми плечо к плечу. Есть лишь неширокий спиралевидный проход – по нему то и скачут представители противоборствующих районов. Говорят, что накал страстей в это время невероятный и даже иностранные туристы поддаются всеобщей истерии и яростно болеют за кого-нибудь. А потом долго пытаются понять, почему.

            К сожалению у нас было не очень много времени и на башню вскарабкаться не удалось. Мы лишь немного побродили по этому средневековому городу с богатыми традициями. Одна из них - специфические сиенские хлеба, которые пекутся по рецептам тысячелетней давности. Раньше их давали воинам перед боем, чтобы они были кровожадными и неукротимыми. Сейчас они пользуются заслуженной популярностью у туристов. По словам экскурсовода, итальянцы посмеиваются над жителями Сиены, но уважают их за приверженность древним традициям.

            Кьянти. После Сиены мы сделали небольшой крюк, отвернули с главной дороги и выехали в район, где производится настоящее тосканское кьянти. Это местность с живописными лесистыми холмами, на склонах которых располагаются лучшие виноградники Италии. На один из небольших винодельческих заводов нас и привезли. Хозяйка показала нам погреба с огромными бочками, в которых зреет первоклассное вино и немного рассказала про то, как они его делают. Запах там стоял такой, что вышли мы уже слегка охмелевшими. Потом всю группу провели на террасу и началась дегустация местных вин. Нам давали попробовать 5 разновидностей вин, сделанных на этом заводе, а потом мы могли купить то, что больше всего понравилось.

ФЛОРЕНЦИЯ

                От виноградников уже было совсем недалеко до Флоренции. Приехав и поселившись в гостинице мы с Наткой отправились в исторический центр города. Мы довольно легко и быстро нашли главные достопримечательности Флоренции - галерею Уффицы, площадь Сеньории, палаццо Векио и собор Санта Мария дель Фьоре. Уже темнело, но на улицах было многолюдно. Причём в отличие от Рима толпы туристов не терялись в городе. Наоборот, на узких улочках исторического центра казалось, что их ещё больше. Набродившись мы с Наткой пошли искать автобус, который должен был привезти нас в отель. Автобус мы нашли, но в результате поехали совсем не в ту сторону. Это позволило нам убедиться, что Флоренция - довольно крупный город, в отличие от Сиены. К счастью, на конечной автобус не стоял, а тут же поехал обратно. Прокатавшись час, вместо положенных десяти минут, мы добрались-таки до гостиницы.

            Наутро нас повели на экскурсию. Началась она на площади Санта Кроче, где стоит одноимённая церковь.  Площадь замощена камнем, и что интересно, раз в год сумасшедшие флорентийцы играют на ней в исторический футбол по правилам 13 века!

Ранее в центре площади стоял памятник Данте, что всё равно не мешало игре, теперь его отодвинули к церкви - времена немного изменились. Некоторые дома на площади имеют отметки почти на уровне второго этажа - это память об ужасном наводнении 1966 года, когда сильно пострадали все исторические памятники города. Церковь же знаменита тем, что в ней похоронен Микеланджело, Макиавелли, Галилей и многие другие знаменитые флорентийцы. Прах великого Микеланджело был украден в Риме его племянником, чем нынешние жители города очень гордятся.

                Далее вся группа двинулась по узеньким улицам Флоренции. Местами здания ещё сохранили вид настоящих крепостей, что связано с конфликтами между самыми богатыми родами в древности (гвельфы и гибеллины, белые и чёрные гвельфы). Среди них и дом, где родился Данте – отец итальянского языка. Как нам рассказали, он первый догадался написать поэму не на классический латыни, а на вульгарном простонародном наречии, которое теперь именуется итальянским языком. Родовое гнездо поэта было разрушено ещё при его жизни, но восстановлено в прошлом веке. Поэтому смотришь на это со смешанным чувством – в Москве тоже можно было построить любую бревенчатую избу в районе Басманки и всем говорить, что там родился Пушкин.

            Затем мы вышли к главному собору Флоренции – Санта Мария дель Фьоре. При дневном свете он смотрелся очень хорошо, вот только мрамор, которым всё облицовано, сильно запылился за прошедшие века. Очищена лишь колокольня Джотто.

            Внутри собор выглядит довольно скромно – украшений в нём по минимуму. Самое роскошное из интерьеров – роспись главного купола – огромная фреска. Тем более её недавно отреставрировали, поэтому все краски были свежими и живыми. Однако зоркая Натка разглядела там огромную трещину, пересекающую полкупола. Купол считается чуть ли главной достопримечательностью Флоренции. Когда собор строился, среди итальянских архитекторов был устроен конкурс на самое недорогое и в то же время красивое навершие собора. Победил Брунеллески, который пообещал не возводить при строительстве никаких лесов, что удешевило работы чуть ли не в два раза. И по сей день это сооружение принято считать шедевром инженерной мысли.

            После этого мы вышли на главную площадь города. Там уже было не протолкнуться – полчища туристов со всего мира штурмовали галерею Уффицы, палаццо Векио и прилегающие ресторанчики. Отправились в Уффицы и мы. Хоть эта галерея и считается одной из самых ценных в мире, но по площади она явно не конкурент Лувру и Эрмитажу – одновременно там могут находиться не более 700 посетителей. Да и построили её ещё при Медичи, так что никаким современным нормам она не отвечает. Нашей группе пришлось немалое время ожидать у входа, чтобы только попасть в залы. А уж как долго там стоят в очереди одиночные посетители (без групп), остаётся только догадываться.

            Главные залы находятся на третьем этаже. Там собраны многочисленные шедевры итальянской живописи начиная с Джотто и его предшественников. Наша экскурсовод рассказывала про самые известные картины. Временами она слишком увлекалась. Например, когда шла речь о картинах Боттичелли, мы услышали чуть ли не по три-четыре толкования того, что нарисовано художником. Интересно, но быстро утомляет. Самое большое разочарование в Уффицы ждало меня в зале маньеристов. Те картины художника Бронзино, которые мне очень хотелось посмотреть, были покрыты стеклом, что не давало возможностями видеть их вблизи. А зал, в котором они вывешены, огорожен по центру круглым ограждением, что мешало рассмотреть их издалека.

            Утомившись, мы с Наткой сбежали с экскурсии. Ради интереса решили зайти на другой этаж музея и увидели там лишь пустые коридоры с обшарпанными стенами. Странная какая-то галерея эта Уффицы.

            Мы пошли на В«старыйВ» мост – понте Векио. Этот мост застроен со всех сторон лавочками, в которых торгуют золотыми изделиями. Он тоже считается основной флорентийской достопримечательностью.

            На другом берегу реки Арно располагается другой крупный музей – галерея Пити. Вокруг неё простираются сады Боболи – большой парк на склоне холма. Мы пообедали в забегаловке при музее и отправились гулять по парку. Сады Боболи очень красивы, украшены многочисленными фонтанами, но бродить там весьма утомительно, так как постоянно приходится то подниматься, то спускаться. На верхушке холма устроена небольшая терраса, где можно полюбоваться на долину и следующий холм, где стоит маленький замок. Терраса обрамлена небольшими деревьями, к которым зачем-то привязаны книги.

            После садов мы зашли в небольшой магазинчик, где я с восторгом наблюдал, как во Флоренции продают перчатки. Сначала продавец долго уточнял, какой фасон и цвет понравился Натке. Затем он кинул мимолетный взгляд на её руку, моментально установив размер. После этого продавец специальным инструментом тщательно расправил на перчатке каждый пальчик, подставил Натке под локоток бархатную подушечку и легко надел на руку перчатку. Эстетство!

            Вечером мы ужинали во дворце Боргезе. При входе торжественно горели факелы, в залах уже играла музыка, а в самом большом из них – накрыты столы. Во дворце сохранились интерьеры 17-18 века, поэтому было очень красиво. Кормили нас традиционными итальянскими блюдами – рисотто, равиоли, спагетти. А в центре зала всё это время играла средневековая музыка и группа из четырёх танцоров услаждала наши взгляды старинными танцами. Периодически женщина в костюме В«АрлекинаВ» устраивала весёлые конкурсы, так что к концу вечера все уже просто падали от смеха.

            На следующее утро мы прощались с Флоренцией. Наш автобус заехал на пьяццеле Микеланджело, откуда можно было бросить последний взгляд на город. Вид – очень красивый, особенно в прозрачном утреннем воздухе. Бросаются в глаза купол Брунеллески, колокольня Джотто, башня палаццо Векио и мосты через реку Арно. А вдалеке видны горы.

ВЕРОНА

            Перевалив через Апеннинский хребет мы приехали в Верону. Нас сразу завезли на гору, чтобы полюбоваться панорамой города. Оттуда прекрасный вид на самую древнюю часть Вероны, лежащую в излучине реки. Там был город ещё в древнеримские времена. С тех пор Верона сильно разрослась и занимает всё пространство, обозреваемое со смотровой площадки.

            Мы спустились вниз на автобусе и далее пошли пешком. Нам показали родовое гнездо Скалигеров (де ла Скала), которые управляли Вероной в средине века. Там же находится их усыпальница – высокие памятники в готическом стиле, увенчанные конными статуями. Вопреки всем христианским канонам Скалигеры захоронены выше уровня земли – либо чтобы показать своё высокое положение, либо просто чтобы их не заливало водой при наводнениях.

            На старинных площадях города в глаза бросаются многочисленные изображения крылатого льва – символ Венеции, которая завоевала Верону. Видимо так в те времена велась наглядная пропаганда.

            Вскоре нас привели к самой известной достопримечательности – дому Джульетты. Особняк на самом деле древний, а вот знаменитый балкон был пристроен лишь в двадцатом веки, дабы глупые туристы могли заплатить за право постоять на нём. Дворик перед домом очень маленький, поэтому там всегда толпа народу. Кто-нибудь обязательно кричит на своём родном языке В«Где ты моя Джульетта?В», после чего на балконе появляется его улыбающаяся подруга. Рядом стоит маленькая статуя Джульетты, вся отполированная шаловливыми ручками туристов в области бюста. Оказывается, местная легенда гласит, что если взяться рукой за правую грудь изваяния, то найдешь свою любовь. А визитёры, женатые или замужние, радостно бросаются трогать статую, и на всякий случай - двумя руками. Люди почему-то не задумываются, что это выглядит странно по отношению к их спутнику(спутнице).

            Экскурсовод рассказала нам, что до Шекспира эта история про юных влюблённых была описана в новелле одного итальянского автора, но совершенно в других тонах – героев там осуждали, как опозоривших свои знатные фамилии. Так что скорее всего в основе сюжета лежат действительные события.

            Далее мы прошли к главному памятнику античной Вероны – амфитеатру В«Arena di VeronaВ». Это древнеримское сооружение было третьим в Италии по размерам, сравнительно хорошо сохранилось и теперь интенсивно используется. Каждое лето на этой арене проводятся оперные спектакли с участием самых известных артистов мира.

            Площадь вокруг амфитеатра является главной площадью города. К ней сходятся улицы древней части Вероны. Там очень просторно, что удивительно, А что ещё удивительнее, на площади есть подземный туалет-дворец, шокирующий своими размерами и поразительной роскошью отделки. Натка признала его лучшим в Италии.

            Мы вернулись к домику Джульетты. Натка зашла на балкон, где я её запечатлел на фото и видео. После этого мы зашли в закусочную и попробовали традиционную итальянскую пиццу. Я заказал традиционную, с ветчиной и грибами, а Натка взяла хитрую пиццу под названием В«четыре времени годаВ», которая сделана из четырёх различных сортов сыра. Каждому из нас понравилась своя, а вот другая – нет.

ВЕНЕЦИЯ

            Из Вероны нас привезли в Местре – материковую часть Венеции. Этот город – средоточие различных промышленных производств. Во вторую мировую войну там были главные военные заводы режима Муссолини. 

            Утром началась экскурсия в Венецию. Сейчас туда ведёт большой широкий мост, по которому идут поезда и автотранспорт. По нему мы доехали до главной пристани, откуда на катере нас повезли по Большому каналу. Наше судно двигалось очень медленно, чтобы не поднимать волну, поэтому можно было хорошо рассмотреть берега. Домики, большей частью в три-четыре этажа, омываются водой на уровне входа. Почти все первые этажи почернели от сырости и необитаемы. Местами у берегов стоят зачехлённые гондолы – время массовых катаний ещё не наступило. Вот показался мост Риальто – наверное все видели его когда-то на картинах или фотографиях. Из-под моста выныривает большой катер с номером набитый людьми – это венецианский городской В«автобусВ».

            Внезапно канал расширяется – мы подплываем к набережной Сан Марко. Напротив неё стоят два громадных лайнера – оказывается, здесь уже лагуна, и глубина позволяет заходить в пролив морским кораблям.

            Мы причаливаем недалеко от двух колонн. Наша сопровождающая объясняет, что по законам Венецианской республики между ними казнили осуждённых, и что коренные жители города до сих пор стараются не проходить по этому месту. Мы старательно обходим и попадаем на пьяццету – маленькую площадь перед дворцом Дожей. Оттуда начинается наша пешеходная экскурсия. Гид – коренная венецианка Паула, ведёт нас по мостам и узким улочкам города. Временами ширина переулков становится менее метра – экзотика!

            Мы совсем немного отошли от центра Венеции, а фасады домов уже выглядят совсем печально – под чёрным налётом полностью исчезает цвет внешних стен, местами из под обвалившейся штукатурки видны кирпичи.

            Останавливаемся на небольшой площади. Экскурсовод немного рассказывает о жизни в городе. Сейчас в Венеции несколько тысяч пустующих домов, чью хозяева в поисках работы уехали на материк. Они не в состоянии заплатить за ремонт своей недвижимости. А продавать её вЂ“ жалко, так как вопреки экономическим законам цены на дома в Венеции постоянно растут и достигают 25000$(!!!) за квадратный метр. Вот и получается, что население города постоянно сокращается, пустых домов всё больше и больше.

            А жить здесь приятно только весной в апреле-мае, да осенью в сентябре. Летом в Венеции ужасающе душно, а зимой очень сыро и часто случаются наводнения, когда вода поднимается выше уровня суши почти на всех островах. Наша гид живёт на последнем этаже дома, поэтому считает, что ей повезло – не так остра проблема отсыревания всего  - и квартиры, и личного имущества.

            После такого лирического отступления мы продолжили передвижение. Город постепенно просыпался и наполнялся полчищами туристов. Когда мы вернулись на площадь Сан Марко – пьяццу, там уже было более чем многолюдно. Натка купила маленький мешочек с горохом и пошла кормить голубей. Стоило ей только надорвать пакетик, как полчища падких до халявы птиц накинулись на неё со всех сторон. Голубы атаковали Натку со всех сторон, садились ей на руки, на плечи, на голову! Такого я ещё не видел! Сам я этих птиц не люблю, поэтому благоразумно наблюдал всю сцену с безопасного расстояния.

            Затем нас повели кататься на гондолах. Это очень красивые лодки, сделанные из восьми разных сортов дерева (правда когда я постучал рукой по борту - звук был явно металлический), с приподнятыми закруглёнными носом и кормой. Правый борт у них короче, чем левый, за счёт чего достигается лучшая управляемость. Но из-за этого гондольеры вынуждены строго следить за балансировкой. Когда мы с Наткой попытались усесться рядышком, нас попросили пересесть так, как это было необходимо для более равномерного распределения веса.

            В чём главная прелесть катания на гондолах – почти полная тишина. Совершенно не слышно, как гондольер ворочает своим шестом. Лодка плавно скользит по узеньким каналам, великолепно вписываясь в повороты. В крайнем случае гондольер отталкивается ногой от стен домов. Кое где на поворотах установлены специальные круглые зеркала, чтобы лодки плывущие навстречу друг другу не сталкивались.

            Проплывая мимо небольшой церквушки мы услышали торжественную музыку, а перед входом стояла украшенная гондола с двумя гондольерами в красочных камзолах - кто-то праздновал свадьбу.

            После катания нас повели в маленькую стеклодувную мастерскую, где должны были показать, как делается венецианское стекло. К сожалению, по воскресеньям мастер отдыхает и в магазинчике присутствовал лишь его помощник, который ещё не очень хорошо овладел секретами мастерства, поэтому выглядело всё как-то натужно. Да ещё никому не дали самому попробовать подуть в трубку на раскалённое стекло, как было обещано ранее. А мы с Наткой тем временем прокрались в торговый зал и вволю на-фотографировались в венецианских масках, что обычно там запрещают делать.

            Затем нас повели на экскурсию во дворец дожей. Попутно выяснились забавные вещи - оказывается, венецианские верховные правители - дожи обязаны были оплачивать все свои расходы, связанные с должностью, исключительно из собственного кармана и при том не получали никакого жалованья. Более того, за ними тщательно следили специальные чиновники и фиксировали на бумаге все действия. А после смерти дожа особый трибунал рассматривал его деяния, и если находил их недостойными, то даже похороны главы государства производились за счёт его родственников. Весьма поучительно!

            Во дворце есть несколько потрясающих залов, украшенных картинами лучших венецианских художников. А самый громадный из них - зал Большого Совета - просто потрясает. Здоровенное помещение с очень высоким потолком. Всюду большие картины, вдоль потолка - портреты венецианских дожей. Есть там помещения и другого рода, например зал суда. Из него потайные коридоры ведут сразу в тюрьму, которая расположена в соседнем доме, через канал. А ведёт туда небольшой зарешеченный мостик на уровне третьего этажа - так называемый "мост вздохов", на котором осуждённый последний раз мог видеть солнце и море.

            После дворца мы пошли в собор Святого Марка - главную церковь Венеции. Выглядит она весьма странно - принято говорить, что храм построен в византийском стиле, хотя мне он напоминает что-то восточное, арабское. Собор стоит в самом низком месте острова, отчего во время прилива вокруг него плещется вода, так что идти приходится по деревянным мосткам. Строгости на входе были и тут - прямо перед нами охранники не впустили двух мужчин в шортах и женщину с открытыми плечами.

            Внутри собор очень похож на наши православные храмы - та же цветовая гамма в росписи. Вот только спланирован он как-то бестолково и хаотично. Вход туда бесплатный, а уже потом начинаются маленькие хитрости - чтобы посмотреть сокровища храма или подняться на верхний этаж - нужно купить билетики.

            С галереи на втором этаже прекрасный вид на пьяццу и на лагуну. А ещё там в одной из комнат хранятся подлинные древние изваяния лошадей, которые раньше украшали фасад (теперь его украшают копии). Этим бронзовым фигурам более двух тысяч лет, а отлили их в древней Греции. Потом они долго кочевали по свету, пока не были украдены венецианцами из Константинополя в 1204 году, при разграблении города крестоносцами. 

            Выйдя из собора мы пошли на колокольню, которая гордо стоит на пьяцце. Это высокое сооружение из красного кирпича абсолютно не согласуется по стилю с собором, потому и стоит отдельно. Зато колокольня прекрасно гармонирует с такой же башней на соседнем острове. Отстояв большую очередь мы поднялись вверх на лифте, который был встроен в начале этого века после восстановления этого сооружения (в 1902 году колокольня внезапно рухнула).  Венеция оттуда - как на ладони. Лучше всего видны соседние острова и церкви, стоящие на них.

            А ещё в Венеции мы купили Натке настоящую карнавальную маску, шикарно украшенную. Так что дело за малым - вернуться сюда в феврале на карнавал.

            Погуляв ещё немного, мы пошли на пристань, откуда нашу группу повезли назад в отель. Надо сказать, что вся поездка была великолепно организована. За исключением некоторых накладок всё было на высшем уровне - нигде не приходилось ждать, мы моментально переходили с автобуса на катер и наоборот, экскурсии хорошо стыковались между собой.

НЕДЕЛЯ НА МОРЕ

                На следующий день нас привезли из Местре в Лидо ди Езоло - популярный курорт к северо-востоку от Венеции. Это такая длинная полоса суши, отдаляющая Адриатику от венецианской лагуны. На несколько десятков километров тянутся сплошные отели и кемпинги вдоль песчаного пляжа.

            С погодой нам в общем-то повезло - почти все дни были солнечными, но море было довольно прохладным - градусов 16-17. Мы загорали, иногда купались. В остальное время гуляли по городу. Главная улица там одна, но такая длинная, что мы с Наткой ни разу не прошли её целиком. Вдоль неё расположены бесчисленные магазинчики, лавки, рестораны, отели и апартаменты. Из того, что местные жители из иностранных языков знают только немецкий, можно заключить, что чаще всего в Лидо ди Езоло ездят туристы из Германии и Австрии.

            В нашем отеле все портье за стойкой хорошо говорили по-английски, а вот персонал в ресторане был слабо с ним знаком. Поэтому при заказе напитков приходилось использовать карманный итальянский словарик. К счастью, меню для заказа ужина на следующий день было с переводом на русский. Кухня в отеле заслуживает всяческих похвал. Все традиционные итальянские блюда, которые мы там пробовали, были либо вкусными, либо очень вкусными, хотя порой и неожиданными. Как вам нравятся фаршированные блинчики, которые на поверку оказываются особыми макаронами (но ведь не блинчиками!). Или картофельные клецки, в которых присутствовал лёгкий запах картофеля, едва различимый сквозь традиционные макароны.

            Нам так же понравилось, как подавали традиционный итальянский сыр пармиджиани (пармезан). На отдельном столике выставлялся огромный круг сыра, а рядышком укладывались специальные остроконечные ножи, чтобы долбить его (пармезан - это оч⨙нь твёрдый сорт сыра, зато очень ароматный). Каждый мог себе отколотить столько, сколько нужно.

            Натке очень понравился сыр моцарелла - также являющийся национальным блюдом. Он на вкус отдалённо напоминает мягкую брынзу, только не такой солёный. В магазинах его продают в пластиковых баночках в виде маленьких кругляшков, плавающих в сыворотке. По итальянским канонам в пиццу должен идти именно этот сыр.

            Ещё Лидо ди Езоло есть хороший аквапарк со многочисленными горками и другими водными аттракционами. Одна из горок - высот⩲й 42 метра. С неё скатываются вдвоём на надувной лодочке, а скорость достигает 100 километров в час! Посреди аквапарка расположен бассейн, в котором периодически устраивают морские волны. Народ сразу же бросается туда и начинается форменное столпотворение. Но зато всем очень весело.

            В последние дни я докучал кассирам в местных магазинах - искал мелкие итальянские монетки. В путеводителях говорится, что существуют монеты достоинством в 5, 10 и 20 лир. В реальной жизни они давно вышли из обращения. Однако же мне повезло - в одном месте мне подарили и десяти и двадцатилировые монетки. Местное население оказалось очень дружелюбным, всегда выслушивало наши вопросы и даже пыталось на них ответить в меру сил.

            В городе очень распостранён прокат автомобилей, велосипедов, самокатов и даже самокатов с мотором(!), что мне понравилось больше всего.

            Улетали мы в Москву из аэропорта Венеции. Он довольно маленький и не справляется с потоком пассажиров - всюду теснота. Вдобавок на регистрации сотрудницы работали в типично итальянском стиле - чрезвычайно медленно. А вот расположен аэропорт весьма колоритно - на острове. Прилетаешь - и сразу можешь сесть на катер до центра Венеции.

(вернуться к заглавию)

1
Hosted by uCoz