Летом Натка нашла в Интернете новый тур "Французская
романтика" по маршруту Нант - долина Луары - Париж - Дижон. Я очень
заинтересовался этой поездкой, в результате чего мы купили путевки и
подали документы на визы. За сутки до вылета решил я заглянуть на сайт
аэропорта "Домодедово". Смотрю расписание, а там нашего рейса до Нанта не
значится. Немного удивившись, звоню в справочную этого аэропорта.
Девушка-телефонистка очень растерялась, узнав, что завтра будет борт до
Нанта. Разумеется, в расписании она его не обнаружила. Тут я разозлился
и
позвонил в авиакомпанию "Сибирь", которая ныне называется S7. Там
меня заверили в том, что наш рейс состоится из "Домодедово" в указанное
время. Для полного спокойствия я нашел в Интернете сайт аэропорта города
Нант и посмотрел на онлайн-табло ожидаемое время прилета нашего рейса.
Забавно! Французы уже знали, что к ним прилетает борт из "Домодедово", а
вот в самом "Домодедово" об этом еще никто и не подозревал! 27.09.07. Москва –
Нант. Чтобы не попасть в пробки, выехали мы из дома
заблаговременно. Каково же было наше разочарование, когда после
прохождения паспортного контроля выяснилось, что рейс задерживается на
полтора часа! Лишь сев в самолет мы догадались, что, видимо, по
техническим причинам авиакомпания срочно меняла борт - вместо обещанного
"Боинга-737-400" нам подали более вместительный "А-310". Благодаря этому
многим пассажирам удалось разместиться удобнее, чем ожидалось - без
соседей. Приземлились в Нанте. Аэропорт там небольшой, поэтому
все формальности мы прошли очень быстро, да и багаж служащие начали
выгружать сразу после посадки самолёта. А вот когда мы вышли в зал
встречающих - начался форменный бардак. В первый тур отправилось более ста
тридцати человек. Поэтому нас поделили на три автобуса. Общего списка, с
указанием, кто где едет, не было. Натка обошла двух гидов и выяснила, что
нас будет обслуживать третий, который сейчас неизвестно где, потому что
прилетела она вместе с нами из Москвы. С трудом найдя свой автобус, мы
погрузили багаж, сели сами и принялись ждать. Периодически появлялась наша
гид, которая пыталась нам что-то рассказывать про драматические страницы
французской истории, но при этом не могла ответить на два простых вопроса
– почему мы стоим, и как будет скорректирована программа в связи с
опозданием самолёта. Полчаса автобус не двигался, потом поехал, сделал
круг возле аэропорта и вернулся обратно. Дальше было еще непонятнее. Покинув аэропорт и
проехав по большому красивому изогнутому мосту над Луарой, мы зачем-то
свернули с главной дороги, зарулили на какой-то пустырь под мостом и снова
остановились. Как оказалось, старшая среди гидов никак не могла принять
определённого решения относительно программы дня и тупо ждала подсказки из
Москвы от туроператора. А её, разумеется, не последовало. Потеряв кучу
времени, мы поехали-таки в сторону центра города Нанта. Но на этом
странности не закончились. Наш автобус шел последним. В какой-то момент
времени он не стал следовать за двумя другими, а остановился в тупике на
обочине дороги. После десятиминутного стояния на месте нас вдруг выпустили
на улицу, а рядом показались остальные автобусы. Русскоязычные гиды где-то
потерялись, но тут же рядом появилась бодрая жизнерадостная француженка,
которая весело повела нас на пристань. Мы быстро погрузились на небольшой
кораблик. В программе значился круиз по Луаре, поэтому никто не подозревал
подвоха. Пока отплывали, шустрая девица из команды оперативно собрала со
всех по три евро, затем кораблик причалил. Фактически нас перевезли на
островок напротив пристани. Хорошенький круиз! Позже мы узнали, что со
следующей группы хитрые корабельщики содрали уже по 6 евро, мотивируя это
тем, что экскурсанты будут возвращаться назад тем же корабликом. Поднявшись по ступенькам вверх, мы обнаружили, что
лестница, ведущая на берег, заканчивается запертой дверью! Подержав нас
под дождем на ветру какое-то время, добрый служащий всё же отпер калитку.
Таким замысловатым способом мы оказались у столь любимого жителями Нанта
музея карнавальных машин. На пустыре перед зданием слышалось деловитое
тарахтение моторов. Это бодро вышагивал главный символ этого музея -
огромный механический слон, способный вместить в себя два десятка
пассажиров. Полюбовавшись чудом нантской техники, мы вошли в близлежащее
здание, но нас оттуда довольно быстро попросили. Оказалось, что музей
расположен рядом в холодных ангарах. Там можно увидеть странные, но
красивые самодвижущиеся повозки в форме диковинных существ, которые
являются украшением нантского карнавала. Кроме того, сотрудники музея
охотно демонстрируют, как эти агрегаты работают, садясь за рычаги
управления. Понятно, что в хорошем расположении духа среднестатистический
приезжий будет с удовольствием рассматривать такие забавные местные
штучки. Но когда время стремительно утекает, световой день заканчивается,
а гиды предпочитают стоять на месте и ничего не делать, настроение
туристов резко меняется. Все наши три группы возроптали, потребовали
заканчивать с карнавальным машинами и везти нас в центр Нанта, чтобы
успеть посмотреть хоть что-то до того, как стемнеет. А гиды оказались
такими нерасторопными, что даже не знали, где находятся автобусы! Тут полил дождь, и всем трём группам
пришлось прятаться в музее или в сувенирной лавке при нём. Недовольство
наше достигло апогея. Хорошо, что мы не растерзали на месте кого-либо из
экскурсоводов. Но, к счастью, автобусы чудесным образом нашлись, и гиды
нам клятвенно пообещали, что сейчас всех повезут в исторический центр
города Нанта. Мы радостно заняли свои места. Проехали по мосту через Луару
и двинулись в сторону центра. А потом автобусы развернулись и отправились
назад. Непонятно, зачем мы описали круг вдоль набережной в условиях
довольно плотного городского движения. Наша гидесса потеряла дар речи и не
смогла никак это объяснить. Но, к счастью, мы все-таки направились в
исторический центр Нанта. По дороге, в квартале старинных буржуазных
особняков увидели на улице толпу народу, полицию и аварийную машину. Было
интересно на это смотреть – подобные инциденты, наверное, одинаково
притягательны для зевак во всех странах мира. А далее, уже при подъезде к
замку, мы стали свидетелями дорожного происшествия. Прямо на асфальте
лежала девушка. Рядом валялся ее мотороллер. В один момент приехала скорая
помощь, откуда-то выбежали двое полицейских. Они поговорили с
пострадавшей, затем погрузили ее на носилки и внесли в машину скорой
помощи. Потом один из них закатил мотороллер девушки на тротуар. Еще
мгновение и все дружно уехали. Очень быстро, четко и слаженно! Мы вышли из автобуса возле замка. Как и полагается,
он окружен рвом с водой и крепостной стеной. Внутри высится герцогский
дворец - белое здание с двускатной крышей, башенками и резными окнами. Как
мне показалось, это нечто переходное от суровых крепостных построек к
дворцам эпохи Возрождения. Зайти в покои герцогов Бретонских времени у нас
уже не оставалось, но мы смогли прогуляться по крепостной стене и
полюбоваться видами. От замка можно подняться на красивый бульвар вдоль
улицы Генриха IV. В тот момент он был уставлен каруселями и другими
аттракционами для детей. Прогулявшись по этому бульвару, мы вышли к собору
Петра и Павла. Эта могучая готическая постройка очень уютна и красива
внутри. В соборе играл орган. Десятка два человек сидели на стульях и
наслаждались музыкой. Здесь находится гробница местных герцогов. Тут же
когда-то покоилось сердце Анны Бретонской. В память о дважды
французской королеве в соборе стоит богато украшенное скульптурой
надгробие. Особенно интригующе смотрится одна статуя над гробницей.
Женская фигурка, олицетворяющая собой целомудрие, имеет сзади второе лицо
- суровое мужское с короткой бородой. Далее мы прокатились на автобусе по центру Нанта. На
нашего экскурсовода снизошло вдохновение и она начала расписывать ужасы
якобинского террора в Нанте с такими жуткими подробностями, что захотелось
немедленно отобрать у неё микрофон. Двигался наш автобус в привычной уже
манере нашего водителя - описывая круги на местности. Чтобы
припарковаться, итальянский шофер въехал туда, куда было разрешено
заезжать лишь муниципальным автобусам. В мгновение ока рядом оказались
местные полицейские и стали спрашивать, по какому праву мы это делаем. Но,
увидев, что им встретились дикие туристы из дикой России, которых везёт
дикий итальянец, стражи порядка решили, что для города будет безопаснее,
если мы останемся там, где остановились. Наша группа высадилась и
отправилась на королевскую площадь. Это очень красивое место с
величественным фонтаном посередине. Пока мы любовались скульптурными
группами, на площадь выбежала группа возбужденных французов с мячом для
регби. С радостными воплями они принялись играть прямо на площади. Так мы
поняли, что на чемпионате мира по регби, который проходил как раз в это
время во Франции, местная сборная одержала очередную победу. Ужинать нас привезли на берег Луары в портовом
районе. Рядом с мощным краном там расположился большой ресторан с
танцзалом Le Cargo. Нас там покормили блинами из гречневой муки с мясной
начинкой и десертом из других блинов. К моей радости, из напитков подали
сидр. Одна из официанток оказалась русской студенткой. После ужина нас повезли в отель. Поскольку Danco
Travel пожмотилось, отель оказался в 6 километрах к востоку от Нанта. Наш
водитель, как обычно, описал большой круг на местности, прежде чем смог
найти гостиницу. Оказалось, что это мотель и в нем поселится только
половина группы, а второй половине пришлось довольно долго ждать. Их
повезли в другой отель - в 12 километрах к югу от Нанта – лишь после того,
как гид закончила разбираться с нами. А у нас всё выглядело очень забавно - толпа народу с
чемоданами, перегородившая все дороги в мотеле, ведомая портье, у которого
в руках была большая корзина с ключами. Тем счастливцам, которые получили
ключи, еще нужно было найти свой номер в темноте - двухэтажные корпуса
мотеля оказались весьма протяженным. 28.09.2007. Нант – Тур. Мотель системы Campanile оказался вполне приличным. В номерах были и чайники,
и обогреватели. Завтрак нам предложили хороший. А вот с отправлением из
отеля наша группа задержалась. Вместо того, чтобы сначала заехать за более
отдаленной частью группы, начали с нас, да еще и выехали на час позже, чем
договаривались с утра. Потом наш автобус долго ехал по сельской местности
до второго отеля. В итоге на трассу выбрались довольно поздно. Программа
второго дня так же оказалась под угрозой. Окончательно все испортили дорожные полицейские,
которые тормознули наш автобус сразу после въезда на платную дорогу.
Несколько минивэнов со стражами порядка стояло на обочине справа. Бригада
инспекторов непрерывно кого-то останавливала на дороге. Но со всеми они
разбирались довольно быстро, а к нашему водителю прицепились надолго. Взяв
у него все документы и бортовой самописец, полицейский долго изучал их в
своем микроавтобусе, а потом еще долго вызывал на беседу то водителя, то
нашего гида. Как выяснилось, докопались до того, что у нашего шофера нет
сменщика, который мог бы его заменить в случае надобности. Кроме того, в
предыдущий день наш водитель сидел за рулем после 21 часа, что запрещается
французским законодательством. Вдоль дороги постоянно попадались виноградники. Кроме
того, через каждые два-три километра мы видели знаки "Осторожно! Дикие
звери" с нарисованным оленем. Можно было себе представить, как олени
объедают виноградники, напиваются в местных винарнях, а потом, в пьяном
виде выпрыгивают на проезжую часть подебоширить. Наша гид принялась рассказывать различные факты из
французской истории. Я особенно не прислушивался. Запомнились лишь два
эпизода: 1)«В здешних краях творились ужасные дела. Вы ведь все читали
Шекспира? Так вот, тут было то же самое!», 2)«… легионеры из Католической
Лиги…». Мы приехали в Анжер. Мне очень понравилось, как
выглядят набережные вдоль реки Майен. Город здесь производит впечатление
очень уютного и симпатичного места. Далее наш автобус поднялся на холм и
остановился возле замка. Это мощная цитадель с семнадцатью башнями. Со
стороны реки крепостная стена отсутствует, так как считалось, что с
северо-запада штурм замка невозможен. Тут бывали многие известные
исторические персонажи. В частности, в Анжерском замке жил Людовик
IX Святой. Когда-то башни этого фортификационного
сооружения достигали тридцатиметровой высоты. Но в
XVI веке Генрих III приказал разрушить замок, дабы он не мог быть
прибежищем его противников. К нашему счастью, исполнить приказ короля
полностью не успели. Рабочие лишь разобрали верхушки башен, поэтому сейчас
их высота такая же, как и у стен. Но даже и в нынешнем, урезанном виде
Анжерский замок выглядит внушительно. Настоящее рыцарское гнездо! Ров давно уже осушен. Теперь там устроены красивые
клумбы. Недалеко от входа в замок со смотровой площадки открывается
прекрасный вид на реку и город. Группа во главе с гидом направилась смотреть
громадный гобелен "Апокалипсис", а мы, поскольку не являемся ценителями,
отправились бродить по Анжеру. Историческая часть города хорошо
отреставрирована. Туристические дорожки выложены булыжником и, кроме того,
вдоль них стоят стенды с планом местности. Мы прогулялись по переулку и
вышли на дорогу к собору. Этот путь прекрасно организован с точки зрения
видов. Впереди - высится собор святого Мориса, сзади остается чудный вид
на берег Луары. За собором находится оживленная площадь Святого Креста. На
ней стоит красивый старинный дом - "дом Адама". Мы были ограничены во
времени, поэтому пришлось возвращаться на площадь возле замка. Улица, по
которой мы шли, тоже была замечательной. С одной стороны - дома вдоль
высоких каменных крепостных стен. Некоторые особняки располагались даже на
этих стенах! А с противоположной стороны нам встретилась художественная
галерея в постройке со старинным готическим фасадом. Во внутреннем дворике
располагалось что-то похожее на художественную школу. Анжер заслуживает
как минимум двухчасовой прогулки. Но вот мы дошли до автобуса и что же? Группу
дожидаться пришлось практически час! А все по милости гида, ни разу за всю
поездку не сообщившей точное время отправления автобуса. Вместо того,
чтобы гулять по Анжеру и наслаждаться чудесной атмосферой городка, мы
дожидались группу, которая в это время полтора часа стояла возле гобелена
"Апокалипсис" и выслушивала описание каждой фигуры, изображенной на нем.
Наконец, мы поехали. Вдоль дороги часто
попадались стада упитанных коров. А ещё мне понравились ряды маленьких
яблоневых деревьев, укрытых сеткой. Они так забавно смотрелись! Через час
пути нам удалось увидеть вдалеке манящие очертания старинного замка Сомюр.
Но вместо того, чтобы посмотреть напрашивавшееся само собой - город и
замок, наша группа отправилась на винодельню Бове. Разумеется, кто-то
сочтет дегустацию игристых вин с последующей прогулкой по пещерам, где
вина дозревают, увлекательной экскурсией. Для меня же подобные мероприятия
всегда были бездарной тратой драгоценного времени. В пещерах было темно.
Маленькие лампочки, установленные у стен, были не способны полностью
осветить эти галереи. Взгляд выхватывал из сумрака то пыльные дубовые
бочки с вином, то кубы на пятьсот бутылок из металлических прутьев, где
вино в бутылках принимало заданное положение в пространстве. Кое-где стены
залов были обтёсаны в виде колонн – говорят, что так упражняются местные
скульпторы. Убив таким образом, не менее полутора часов, мы получили в
подарок от винодельческого хозяйства по бутылке красного игристого.
Забегая вперед скажу, что на вкус оно мне не понравилось. Вечером после
приезда в Дижон мы попробовали распить бутылочку этого вина. Половину
пришлось вылить. Далее мы поехали по сельской местности на ужин.
Откатав километров тридцать по местным проселкам, наш водитель Франческо
вдруг понял, что двигался совершенно не в том направлении. Еще один час
светового дня был потрачен впустую. Единственной радостью было лишь то,
что мы смогли дважды полюбоваться красивым замком у дороги. А когда наш
Франческо описал круг у винодельни Бове, у многих вырвался истерический
смех. Найдя, наконец-то, правильное направление, мы поехали вдоль Луары.
Дорога была очень живописной. Сначала сплошной линией тянулись
винодельческие хозяйства. Затем с одной стороны открылся вид на красивую
долину реки. А с другой – на симпатичные домики местных жителей. Скальные породы в этой местности поднимаются на
два-три метра над землей, что позволяет жителям долины иметь естественные
продолжения своих домов – пещеры, оставшиеся после добычи строительного
камня. Часть из них используется под склады. Кое-где - дозревает вино. А в
некоторых пещерах разводят шампиньоны, одни из лучших во Франции. Именно в
этих местах находится музей шампиньонов. Почему-то гиды любят называть эти
подземные галереи словами «пещеры троглодитов», хотя если посмотреть в
словарь, то такое определение звучит просто смешно. Здесь много ресторанов рядом с грибными
плантациями. В один из них нас и повезли. Название заведения - "Синие
ножки"(Les Pieds Bleus). Располагается оно в типичной для этих мест пещере –
бывшей каменоломне. Нас провели метров пятьдесят по подземным галереям,
после чего мы попали в просторные залы. Единственным неудобством, но тут
уж скорее психологического свойства, было то, что потолок располагался
практически сразу над головой. Уж на что я невысокого роста, а в этом
ресторане мне всё время казалось, что я вот-вот задену головой о потолок.
Тут нас угощали блюдами из местных шампиньонов и улиток. А изюминкой
заведения было кушанье следующего рода: к горячей, только что испеченной
булочке, полой внутри, подавались сливочное масло и холодное жирное мясо
птицы, сваренное в горшочке. Надрезав булочку, нужно загрузить в неё все
ингредиенты. Получается весьма неожиданный вкус! Пресное с жирным, горячее
– с холодным в одном кушанье. Возвращаясь из ресторана, мы снова проехали по мосту
через Луару и полюбовались великолепным видом на Сомюр. После этого вся
наша группа, не сговариваясь, напряжённо высматривала в окна дорожные
указатели. День уже заканчивался, поэтому никому не хотелось, чтобы наш
бравый водитель снова увёз нас не туда. К счастью, этого не случилось и в
замок Виландри мы попали вовремя – за пять минут до закрытия касс. Гид
отказалась собирать в пути деньги на билеты, в результате чего вся группа
чуть было не осталась без посещения парка – кассиры, в связи с окончанием
рабочего дня отказались обслуживать сорок пять отдельных покупателей и
требовали одного – который бы купил 45 билетов. Поскольку наша экскурсовод
лишь стояла, открыв рот, и хлопала глазами, Натке пришлось стать этим
покупателем. Невероятно, но факт – туроператор не захотел включить в
стоимость тура покупку билетов в замки. Цена бы выросла немного, но зато
мы были бы лишены этого неудобства в виде постоянного долгого сбора денег
каждый раз. Замок Виландри в нынешнем своём виде был построен в
XVI веке секретарём Франциска I Жаном Ле Бретоном. Этот человек руководил
возведением королевских резиденций Фонтенбло и Шамбор, и, как говорили
злые языки, попутно наворовал себе стройматериалов на целый собственный
замок. От старого королевского замка была оставлена лишь одна башня, к
которой пристроили П-образный дворец. Но самое интересное в Виландри – не
замок, а парк, точнее сады. Я ни за что бы не поверил, что можно соорудить
такое великолепие из овощей! А, тем не менее, нижняя часть парка
представляет собой огород, в котором на квадратных и прямоугольных
грядках, обнесённых барьерами из живой изгороди, растут капуста, салат,
морковь, свекла, помидоры, перец, тыква и ещё множество других, не
опознанных мною растений. Дорожки выложены мелким гравием. Грядки
перемежаются красивыми вазонами с цветами. Тут же высажены многочисленные
розовые кусты и фруктовые деревья. Эта часть парка производит ошеломляющее
впечатление. Ещё больше удивляешься, когда узнаёшь, что всё это
великолепие было утрачено, а затем в XX веке воссоздано по старинным рисункам усилиями одного
энтузиаста – доктора Йоахима Карвалло. Сейчас за садом-огородом ухаживает
его внук. Если подняться по ступенькам уровнем выше, то
попадаешь на среднюю террасу парка, в так называемые «сады любви». Из
подстриженного кустарника тут созданы затейливые орнаменты. Внутри этих
зелёных контуров высажены красные, белые и розовые цветы. Каждый орнамент
должен символизировать какие-то аллегории любви – сердца, веера, клинки,
языки пламени. Но я – человек, далёкий от куртуазности, поэтому ничего
такого в этих орнаментах не приметил. Самый верхний уровень парка состоит из дорожек,
проложенных между деревьями и террас, с которых удобно любоваться нижними
ярусами. Мы гуляли по этому чудесному месту до самого заката. Это было
великолепно. Но всё хорошее быстро заканчивается. На этот день ещё
были запланированы обзорные экскурсии по Блуа и Туру, но времени на них
уже не оставалось. Вскоре мы въехали в город Тур. Наш итальянский водитель
вспомнил свои обычные повадки: мы зачем-то четверть часа простояли возле
главного городского вокзала и в общей сложности четыре раза проехали
вокруг клумбы у мэрии. Наконец, каким-то чудом мы добрались до отеля,
вселились и рухнули спать. 29.09.2007. Тур – Сарсель.
Утром выяснилось, что с поселением не у всех всё
закончилось хорошо. Одной женщине не хватило номера, поэтому ей в
экстренном порядке искали комнату в другой гостинице. Нашему гиду ночевать
пришлось в кресле прямо в холле отеля. Хотя сама по себе эта гостиница
системы Kyriad Hotel была вполне пристойной. Кондиционер в номере работал,
что помогло нам вечером быстро согреться. Завтрак оказался на хорошем
уровне. А на первом этаже Натка обнаружила работающий автомат непривычной
конструкции, разливающий горячие напитки.
Расположена эта гостиница возле железнодорожной станции – в одной
остановке от главного вокзала Тура. Район вокруг застроен современными
типовыми многоэтажками, которых очень много на окраинах Тура. А площадь
возле станции украшена фонтанами и скульптурной группой – конные статуи
Дон Кихота и Санчо Пансы сделаны из металлических прутиков и кусков жести.
Выезд из отеля задержался, потому что гиды ждали приезда туристки,
которой вечером не хватило номера. Наконец, автобусы отправились, примерно
с часовым опозданием. Но наши водители сначала поехали на заправку, и мы
потеряли ещё полчаса на то, что можно было сделать утром, пока туристы
завтракали.
А потом наша гид начала утверждать, что наш итальянский шофёр не
может разобраться в ужасно запутанных улицах Тура, поэтому вместо
запланированной обзорной экскурсии по историческим кварталам города мы
получим кукиш с маслом. Нашему возмущению не было предела. Когда
экскурсоводу стало ясно, что если она не остановит автобус хоть
где-нибудь, её попросту разорвут на части, остановка сразу же стала
возможной. И наша группа дружно рванула на улицу, чтобы хоть немного
посмотреть город. Мы оказались возле красивой круглой башни из белого
камня. Когда-то здесь располагался королевский дворец, ведь Туру
приходилось быть французской столицей, пусть и недолго. Обогнув башню и
развалины возле неё, мы лёгким бегом отправились к собору. Его огромные
колокольни, увенчанные большими крестами, видны издалека. Мы полюбовались
великолепным готическим порталом собора Сен-Готье, кое-кто даже заглянул
внутрь. Но на более интенсивную прогулку времени не оставалось – нужно
было двигаться дальше.
Выехав из Тура, мы буквально на каждом повороте дороги замечали
различные замки. Вероятно, тут наибольшая их концентрация во всей долине
Луары. В одной деревеньке удалось разглядеть местных гаишников, сидящих в
засаде на автобусной остановке. Это выглядело так забавно – стражи порядка
на дорогах прижимались к стенкам павильона, чтобы их не было заметно, лишь
выставив вперёд свой радар.
Прибыли в Шенонсо. Наша гид повторила ту же ошибку, что и в
предыдущий день – отказалась собирать деньги за входные билеты по дороге,
в результате чего этим пришлось заниматься уже перед окошечком, потеряв
кучу времени и создав массу неудобств людям, стоящим в кассу после нас.
Войдя в
парк, мы приятно удивились – под сенью высоких платанов на зелёной травке
розовело множество маленьких цветков. Они смотрелись так замечательно, что
многие туристы не сочли за труд форсировать канаву, отделяющую главную
аллею от лесопарка, чтобы поближе рассмотреть эти замечательные цветы.
Кто-то сказал, что это – цикламены.
Когда высокие деревья закончились, нас ждал другой приятный сюрприз
– в кадках по краям аллеи стояли небольшие апельсиновые деревья.
Одновременно на них висели оранжевые плоды и белые цветки. Никак не ожидал
такого увидеть! Выглянуло солнышко, и замок Шенонсо предстал перед
нами во всём своём великолепии. Гулять в парке было просто чудесно. Пока
гид показывала группе дубовые панели, за которыми якобы Екатерина Медичи
прятала свои знаменитые яды, мы наслаждались тем, как великолепно
вписывается замок в окружающую природу. Можно бесконечно долго любоваться
отражениями Шенонсо в реке Шер, огромными деревьями в парке, садовым
домиком, заросшим плющом, и множеством других прекрасных деталей этого
изумительного места. Единственное, что мешает восприятию – обилие
посетителей. Но от этого никуда не денешься.
Пока любовались видом на замок-мост у реки, заметили, что
существуют и другие способы обзора – мимо нас проплывал небольшой
прогулочный катер. Из него доносилась французская речь через
громкоговоритель. Десяток с небольшим туристов внимали своему гиду, глядя
на Шенонсо.
В самых больших призамковых постройках располагаются заведения
общепита. В одном из них мы пообедали, после чего отправились в следующий
замок. Кстати, пока садились в автобус, я заметил, что остановка
пригородного поезда находится совсем близко от входа в парк. От Тура до
Шенонсо ходит маленький двухвагонный состав. Далее наша дорога проходила
через сам городок. Видимо, в стародавние времена, пока король жил в замке
Шенонсо, придворным приходилось селиться здесь, поэтому тут очень много
красивых домов. И располагаются они очень живописно – на склоне холма.
В окрестностях Шенонсо тоже много обитаемых пещер. Практически до
самого Блуа мы могли видеть их вдоль дороги.
Следующим пунктом нашей программы был Шамбор. Этот громадный замок
начали строить по указанию Франциска I, а заканчивали уже его потомки. Говорят, что к
проектированию Шамбора приложил руку сам великий Леонардо да Винчи.
И снова наша гид напортачила с билетами. Не смотря на то, что
считала она своих туристов буквально по головам, при входе в замок
выяснилось, что двух билетов не хватает. Так что нам с Наткой пришлось
покупать их отдельно.
Во внутреннем дворике стоял автомобиль времён 50-60 годов с
табличкой “Made in Chambord”. Что это должно было символизировать – осталось для
нас загадкой. Ясно было лишь только то, что фраза – название выставки,
которая как раз проходила в это время в замке. Затем мы долго гуляли по
Шамбору. Поднялись по величественной центральной винтовой лестнице на
крышу. Побродили там по верхней террасе, любуясь видами на окрестные леса.
Попытались разглядеть замысловатые и прихотливые детали башенок на крыше
этого замка. Натка заметила забавные особенности желобов для слива воды с
крыши. Все они выполнены в виде крылатых химер или горгулий. Но один из
них – пухлощёкий ангел. Странное соседство.
В центральной части замка располагаются большие парадные залы с
высоченными потолками и огромными каминами. Вероятно, в холодное время
года отапливать эти громадины было очень дорого и хлопотно. А собственно,
жилые помещения находятся в боковых крыльях. Они значительно меньше, но за
счёт этого в них было уютнее и проще жить. Нам встретилось несколько
галерей, украшенных оленьими рогами. Даты на деревянных подложках были
совсем свежие – от 1950 до 1990 годов. Сразу стало как-то не по себе.
Сколько благородных животных тут гибнет ни за что!
После этих галерей мы зашли в замковую церковь, довольно скромную,
затем – в покои короля. Для публичного осмотра доступен даже монарший
туалет!
Когда я покупал в сувенирном магазине при замке набор открыток и
конвертов с марками, продавщица посмотрела на меня, а потом на чистом
русском языке предупредила: «Конверты – только для почтовых отправлений
внутри Франции! ». Это было так неожиданно!
Перед замком две наездницы занимались выездкой роскошных лошадей.
Насколько красивыми были животные, настолько же страшненькими выглядели
дамочки. При выходе из замка наша гид получила на группу сувениры – по
бутылочке ликёра в виде короны. Когда мы уже выезжали из Шамбора –
экскурсовод начала раздавать туристам презенты. Трёх бутылочек не хватило.
Гид тут же развернула автобус, который уже изрядно отъехал в направлении
Блуа. Нам пришлось вернуться в Шамбор и ждать, пока экскурсовод совершит
забег за недостающими сувенирами.
Последним городом долины Луары в нашем туре был Блуа. Нам довелось
посмотреть на него с противоположного берега реки, пока автобус заезжал на
мост. А в самом городе мы были не более получаса – из-за многочисленных
задержек, которые произошли в этот день. Выбежав из автобуса, наша группа
быстро-быстро добежала до замка, мошной громадой поднимающегося на одной
из площадей Блуа, вскарабкалась по ступенькам к входу и, напоследок,
посмотрела на внутренний дворик через запертые двери. И всё! Такое же
разочарование, как и в Туре!
Затем мы долго неслись по трассе до Парижа. Водитель наш, похоже,
никогда раньше не возил пассажиров и не знал, что каждые два-три часа
полагается делать санитарные остановки. Народ уже был изрядно взвинчен и
раздражён. Люди немножко успокоились, лишь, когда мы въехали на парижскую
кольцевую – «периферик». Наш автобус обогнул по ней город с юга на север и
въехал в Париж. Гид тут же оживилась и начала говорить, что всё не так уж
плохо, что, видимо, наш отель находится в черте города и добираться до
центра можно будет без проблем. Тут же водитель развернулся и понёсся из
Парижа на север. Он проехал «Стад де Франс», Сен-Дени, потом долго плутал
по окраинам Ле-Бурже. Как мне показалось, несколько раз он бросался из
стороны в сторону. Короче от французской столицы до отеля наш автобус
добирался часа полтора, если не больше. В конце концов, мы въехали в
какой-то городок Сарсель, застроенный типовыми панельными домами. Женщины из
группы закричали: «Смотрите! Здесь на улицах нет ни одного белого лица!».
Я присмотрелся – действительно, вдоль дорог бродили исключительно негры.
По мере того, как автобус продвигался вглубь квартала, в салоне бушевали
страсти. Гид испуганно забилась куда-то в угол и тихонечко молчала, не
проронив ни слова с тех пор, как мы выехали за пределы Парижа. Когда
автобус остановился, народ отказался из него выходить.
В темноте квартал смотрелся ужасающе. Подозрительного вида негры,
грустно проходя мимо, хмуро смотрели на нас. Дамы из группы вытащили из
недр автобуса нашего гида и заставили её звонить представителям турфирмы в
Москве и в Париже. Разумеется, это не дало никакого эффекта. На том конце
просто выключили телефон. Наше пристанище называлось
“IBIS HOTEL”. Попытки договориться с портье, чтобы он узнал,
есть ли в данной системе отелей свободные номера в гостиницах,
располагающихся в Париже, тоже не привели к успеху. Усталый негр-портье,
кстати, прилично понимавший по-русски, сказал, что это – не его работа.
Вообще, из всей взбудораженной массы людей он казался единственным
разумным человеком.
Я тоже поддался всеобщей панике и начал звонить другу в Подольск,
чтобы он посмотрел, есть ли в Париже гостиницы со свободными номерами. И
пришлось ему вместо драгоценного сна заниматься ночью всякими глупостями.
Зато результаты его изысканий в Интернете полностью опровергли все сказки
принимающей стороны об отсутствии во французской столице свободных номеров
в отелях в связи с чемпионатом мира по регби. Два наугад запрошенных отеля
системы “CONCORD” показали наличие комнат для заселения.
Возбуждение постепенно схлынуло и народ почувствовал, что уже ночь,
все устали, хотят есть и спать. Люди заселились в эту жуткую гостиницу. В
номере, который нам достался, было холодно. Обогревателей не было.
Отопительный сезон, разумеется, тут ещё не начинался. Из окон дуло
по-страшному. В санузле было такое же громадное окно, как и в комнате.
Непонятно, как можно пользоваться душем в таком морозильнике!
Натке пришла в голову здравая мысль – оставить большую часть вещей
в этой гостинице, взять с собой только минимум необходимого и завтра найти
в Париже что-нибудь более пристойное ближе к центру города на одну ночь.
Вечером я долго не мог заснуть из-за того, что над нами постоянно
пролетали самолёты, заходившие на посадку в Руасси. А в полночь мы были
разбужены громовыми раскатами музыки и криками с дискотеки, что проходила
где-то внизу. 30.09.2007 – 01.10.2007. Париж.
Утром нам пришлось убедиться, что в этом
“IBIS HOTEL” не только плохие номера и отдалённое
местоположение, но и отвратительные завтраки. Персонал гостиницы не
справлялся с таким количеством оголодавших туристов. Еды было мало, и
подносилась она редко. Мы с Наткой ограничились поеданием круассанов,
добытых с боем.
Кто-то из группы пообщался с негром-портье и узнал, как добираться
от отеля до станции RER, потому что от гидов получить информацию было
невозможно. Затем мы быстро и дружно погрузились в автобус. Началась,
ставшая уже привычной, затяжка времени со стороны гидов. Сначала они
бегали неизвестно где, затем, по их указанию, водитель начал медленно мыть
лобовое стекло, потом фары. Всё это время народ сидел и ждал, непонятно
чего. Наконец, с божьей помощью, автобус, таки, выехал из этого
злосчастного Сарселя.
Возле оперы Гарнье мы покинули нашу группу и отправились гулять по
Парижу. Хорошо ощущалось, что сейчас – воскресное утро. На улицах ещё было
немноголюдно. Кое-где ещё даже не был убран мусор. Первым делом мы
отправились к церкви святой Марии Магдалины, а по-местному - Мадлен. Это
замечательное прямоугольное здание в классическом стиле всё время
бросалось нам в глаза с площади Согласия во время прошлых прогулок по
Парижу. Но лишь сейчас мы добрались до него.
Вход в церковь смотрелся очень хорошо – на ступеньках стояли вазоны
с цветами. Мы поднялись и вошли внутрь. Там шла служба. Священник, с
удивительно знакомым голосом торжественно читал священные тексты. Его было
великолепно слышно в любом уголке церкви. Пока мы любовались исполинскими
потолками Мадлен, нам стало ясно – голос священника поразительно похож на
голос Шарля Азнавура. Так приятно было послушать!
Затем с нами случился забавный казус. Ещё в Москве Натка нашла в
путеводителе, что на улице Сент-Оноре в доме номер 408 располагается
хороший детский магазин. Поскольку мы были совсем неподалёку, решили в
него зайти. Обнаружилось, что на указанной улице идут подряд номера 404,
406, а потом сразу – 410! 408 там просто нет!
Вышли на площадь Согласия. Нам сразу же бросились в глаза пожарная
машина и группа крепких пожарников в спортивной форме возле неё. Выглядело
это несколько странно, но чуть позже, во второй половине дня нам стал
понятен смысл увиденного.
Прогулялись по садам Тюильри. Погода стояла просто чудесная,
поэтому идти было очень приятно. А уж расслабленно
посидеть на стульчиках возле круглого пруда и полюбоваться фонтаном и
вовсе стало какой-то нашей семейной традицией.
На углу возле Лувра я обратил внимание на красивый памятник вождю
протестантов Гаспару Колиньи, убитому в Варфоломеевскую ночь. Странно, что
раньше я его не замечал – ведь проходили мы здесь неоднократно.
Далее мы прогулялись к нашему любимому уголку Парижа – кварталам у
церкви Сент-Эсташ. Здесь располагается гостиница
“NOVOTEL”. Зайдя туда наудачу, мы смогли взять номер. Более
того, женщина у стойки оказалась русской, Ладой из Ярославля. Благодаря её
доброжелательности и участию весь процесс прошёл очень быстро, без
каких-либо излишних формальностей. Ещё оставалось полчаса до полудня, а мы
уже раскладывали вещи на диване и креслах в уютном комфортабельном номере,
не шедшем ни в какое сравнение с ночлежкой в Сарселе.
Затем мы снова отправились бродить по Парижу. Полюбовались чудесным
фонтаном невинных, вышли к центру Помпиду, обогнули фонтан Стравинского.
Далее, выйдя к площади Шателе и авеню Виктория, обнаружили, что красивая
готическая башня Сен-Жак до сих пор находится на реставрации и скрыта от
глаз строительными завесами. Как минимум 4 года идёт ремонт. Зато возле
мэрии Парижа мы увидели нечто забавное. На каменных плитах Гревской
площади была постелена искусственная зелёная трава с подогревом. А на
самом здании висел большой экран для трансляции игр чемпионата мира по
регби. Любой желающий мог удобно разлечься и наблюдать матчи, не опасаясь
застудить спину. Какая поразительная забота о болельщиках!
На острове Сите мы зашли на небольшой цветочно-птичий рынок
полюбоваться пёстрыми цветовыми пятнами. Одни из этих пятен довольно
громко щебетали, другие источали нежные ароматы.
Потом мы гуляли и любовались собором Парижской Богоматери, проходя
мимо него по противоположному берегу Сены. На
набережной гнездятся многочисленные лавочки, где торгуют книгами,
плакатами, открытками и прочим сувенирным товаром. Некоторые из них
выглядят очень колоритно. Бодрая бабушка со старинным фотоаппаратом
агитировала прохожих запечатлеться на фоне Нотр-Дама, но почему-то все
отказывались. Мы – тоже.
Захотелось есть. Мы зашли в первую попавшуюся булочную и взяли себе
по горячему croque-monsieur. Пока жевали их на ходу, обратили внимание на
новый дом, идеально вписанный в существующую историческую застройку.
Почему-то у нас так не делают, а здесь это удалось великолепно. Совпадают
и высота, и цвет строительного камня, и даже стилистика декоративных
элементов зданий.
Сэндвичей как раз хватило на дорогу к площади Пантеона. Тут нам на
глаза попалась замечательная церковь Сент-Этьен. За счёт смешения стилей
разных эпох она выглядит весьма нетрадиционно. А уж колокольня и вовсе
почему-то напоминает о минаретах.
Зашли в величественное здание Пантеона. Раньше у нас почему-то
никак не получалось туда попасть – то гиды говорили, что он закрыт, то
маршруты наши проходили по другим кварталам. Пантеон не обманул моих
ожиданий. Через окна под куполом сюда проникает достаточное количество
света, чтобы детали внутреннего убранства не подавляли посетителя своей
мощью. Ряды колонн коринфского ордера, акцентированные линии сводов,
фрески на стенах, скульптурные группы под опорами главного купола – всё
смотрится очень красиво и торжественно. А светский характер здания
позволяет себя чувствовать в нём свободно.
Вот только захоронения великих людей Франции в крипте не произвели
на меня впечатления – как-то слишком обыденно они выглядели. Особенно по
контрасту, если вспомнить, как устроена могила Наполеона в
Les Invalides.
Забавно, но продавщица в сувенирной лавке Пантеона тоже оказалась
русской. Она очень обрадовалась, когда узнала, что ей не придётся
напрягаться, пытаясь понять, что мы хотим купить.
От Пантеона открывается хороший вид на зелень Люксембургского сада
и Эйфелеву башню. В парке было многолюдно, но в то же время как-то
по-особенному уютно. Мы присели на лавочке, съели по мороженому и
некоторое время понаблюдали за посетителями. Бросалось в глаза немалое
количество отъезжающих – люди гуляли по саду с чемоданами на колёсах –
видимо коротали тут последние минуты пребывания в Париже. В круглом пруду
у Люксембургского дворца детвора запускала парусные яхты – их можно было
взять на прокат тут же. Большинство делало это под присмотром бабушек и
дедушек. По саду расставлено большое количество скамеек и множество
стульев. Можно было легко выбрать понравившееся место, а затем любоваться
дворцом, фонтаном или красивыми вазонами. Чудесное место для
расслабленного отдыха.
Когда уже выходили из Люксембургского сада, обратили внимание на
дом по соседству. На одном из стеклянных балконов этого современного
здания росла большая уже магнолия. Мы попытались представить себе, что
будут делать хозяева квартиры, когда размеры дерева не позволят держать
его на прежнем месте.
Прошли по приятной аллее, собирая упавшие каштаны, до церкви
Сен-Сюльпис. Фасад этого храма находился на реставрации и был закрыт
строительными завесами, а так же щитами с огромными фотографиями французских
регбистов. Внутри церкви очень красиво звучал орган.
Далее мы прогулялись до Сен-Жермен де Пре, полюбовались этой
старинной церковью изнутри и снаружи. На фасаде одного из зданий напротив
неё можно заметить забавного, чем-то напуганного, одноглавого дракона.
Чуть позже мы совершенно случайно забрели во
внутренний дворик между жилыми домами. Такой неожиданный островок зелени
среди каменного моря. Среди заботливо устроенных террас, цветов, возле
ручья и мостика было так приятно посидеть на скамейке, отдохнуть от
длительной ходьбы. Забавно, что зелень тут буйствовала не только на земле,
но и на каждом балконе, выходящем в дворик. Потом мы долго шли по какой-то пустынной улице,
начиная от закрытого магазина «Бон Марше», среди жилых кварталов. Попутно
нам встречались разные забавные мелочи: полностью заросшая зеленью пагода;
детская площадка в сквере святой Екатерины, куда родители, похоже,
приводили своих любимых чад со всего района; небольшой ресторан и
микроавтобус, раскрашенный в его цвета и расположившийся через квартал. В
таких уголках Парижа нам ещё не доводилось гулять! Так мы вышли к Дому инвалидов, а затем и к корпусам
Ecole Militaire. Внезапно мимо прохожих по проезжей части улицы
пронеслось более сотни человек на роликовых коньках. А чуть позже мы
заметили, что все лужайки на Марсовом поле вплоть до самой Эйфелевой башни
переполнены спортивного вида народом. Оказывается, в это воскресенье в
Париже проводился спортивный праздник. Всех жителей города приглашали
принять в нём участие целыми семьями. На зелёной травке дети и взрослые
играли в футбол, волейбол, баскетбол. Тут же занимались юные гимнастки с
обручами, молодежь в разноцветных костюмах демонстрировала элементы
восточных единоборств. А высоко вверху трепетали на ветру эмблемы
праздника, сделанные из воздушных шариков – стилизованные изображения
людей, играющих в мяч. На бордюрах вдоль авеню Густава Эйфеля отдыхали
уставшие роллеры. Видимо они хорошо промчались по парижским улицам – с
некоторых пот лился градом. Неподалёку на набережной мы заметили удивительный
дом. Все его стены, за исключением оконных проёмов, представляли собой
зелёные заросли – листики, веточки, трава, мхи или что-то ещё в этом же
роде. Невероятно! Это здание – музей Куай Бренли - было сооружено лишь год
назад. На его стенах устроены «вертикальные сады», автор которых – Патрик
Бланк, ботаник и дизайнер. По берегу Сены множество народу каталось на
велосипедах. Этому способствовало то, что в Париже устроены многочисленные
автоматические прокатные пункты. Подходишь к аппарату, расплачиваешься
карточкой – и, пожалуйста, удобный прочный велосипед в полном твоём
распоряжении. Как надоело кататься – ставишь его на любом ближайшем
пункте. Автоматика считывает время прогулки и списывает деньги с твоей
карточки. Нам встречались целые семьи, разъезжающие на таких велосипедах.
По Сене передвигалось невероятное количество
теплоходов – от самых маленьких, до огромных «Бато» на несколько сотен
пассажиров. В Москве такого оживлённого движения по реке мне наблюдать не
приходилось. Перейдя Сену по самому красивому парижскому мосту –
мосту Александра III – мы спустились на нижнюю набережную. Тут тоже было
на что посмотреть. Как раз проходила какая-то выставка старого речного
транспорта. Вдоль берега в два ряда выстроились
многочисленные кораблики, которые уже отходили не один десяток лет по
Сене. Все они смотрелись очень колоритно. На корме у некоторых из них
стояли автомобили. Видимо, таким образом владельцы корабликов экономили на
парковке. Мы прошли по нижней набережной до острова Сите. Тут
очень приятно гулять – рассматривать мосты, теплоходы, красивые дома на
противоположном берегу. А если устали – то к вашим услугам множество
скамеек. Когда стемнело, мы ещё прогулялись к собору Парижской
Богоматери. Внутри Нотр-Дам очень загадочно подсвечивался. В лучах
голубоватых софитов, как за огромным занавесом, исчезала алтарная часть
храма. А позади виднелся чёткий силуэт распятия. Но в соборе было
немноголюдно. Гораздо больше народу собралось у парижской мэрии, чтобы
понаблюдать за трансляцией матчей по регби на большом экране, лёжа на
тёплой искусственной травке. Следующее утро было хмурым. После замечательного
завтрака в отеле, мы прогулялись по улице Риволи. Удалось заметить
забавный фасад дома, оформленный в виде человеческого лица. Затем
выселились из NOVOTEL, оставив там свои вещи в камере хранения. Вскоре
после этого начался сильный дождь. Пока мы его пережидали под навесом
небольшого фотоателье, насмотрелись на местных автомобилистов. Как
оказалось, они такие же нервные, как и у нас, и имеют такую же идиотскую
привычку постоянно бибикать, выражая своё неудовольствие другими
водителями. После вчерашнего лицезрения закрытого универмага «Бон
Марше» уже не так удивительно было видеть, что «Самаритен» - тоже не
работает из-за ремонта. Возле Пале-Ройяля обратили внимание на витрины
большого магазина солдатиков – оловянных, пластмассовых, и т.п. Даже через
стекло было очень заманчиво разглядывать неисчислимые игрушечные армии. А
уж как хотелось заглянуть внутрь – но не получилось. По понедельникам
магазин не работал. Во дворе старого королевского дворца Пале-Ройяль
находится фонтан, в чаше которого лежат многочисленные блестящие стальные
сферы. Благодаря тому, что они мокрые, рассматривая фонтан, ты
одновременно глядишь на полтора десятка своих отражений на фоне дворика.
Есть в этом нечто сюрреалистическое. В маленьком магазинчике на авеню Опера я не знал,
куда пристроить свой мокрый зонтик. Продавец тут же указал рукой куда-то в
сторону входа, что было расценено мною, как просьба выйти на улицу.
Оказалось, что мне показали на подставку для мокрых зонтиков. Дойдя до больших зданий «Галери Лафайет», мы сразу
направились в мой любимый зал под огромным стеклянным куполом. Сколько его
вижу – не перестаю восхищаться – такая красота! В это раз он был забавно
дополнен перевёрнутой картонной моделью Эйфелевой башни, стоящей верхушкой
на шляпе-цилиндре, одетой на голову клоуну-манекену. Забавная инсталляция!
После этого мы поднялись в отдел игрушек – отводить
душу. Спустя какое-то время наткнулись на «ЛЕГО россыпью» - стойки, где
можно было набирать различные детали этого конструктора по необходимости.
Поскольку у Андрюшки всегда не хватает колёс, мы принялись набивать
стандартные пакетики запчастями. Видимо, наши увлечённые лица были лучшей
рекламой – сразу же к нам присоединилось множество других покупателей.
Забавней всего было наблюдать за молодой японкой. Она пыталась собрать ось
с колёсами, но никак не могла сообразить, что шины без дисков на ось не
одеваются. Потребовалось Наткино вмешательство, прежде чем до туристки из
страны восходящего солнца дошло, как правильно соединяются детали детского
конструктора! Находясь в «Галери Лафайет» трудно удержаться от
того, чтобы не подняться на крышу и не полюбоваться панорамой Парижа с
этой смотровой площадки. А мы в тот день проделали это дважды – сразу же
после одного магазина взяли штурмом вершину второго – поднялись на крышу
«Prentamps». Эти две смотровые площадки взаимно дополняют друг друга – то,
что не видно с одной, хорошо обозревается с другой. Нам повезло – дождь прекратился, и в какой-то момент
даже выглянуло солнце, видимо, для того, чтобы хорошо осветить Сакре Кёр.
Вдоволь налюбовавшись крышами Парижа, мы отправились дальше, к Елисейским
полям. Тут, пока Натка рассматривала магазины, я присел на
скамейку, отдохнуть. Внезапно до меня дошло, что большинство сидящих рядом
со мною – это мужья, дожидающиеся своих жён, решивших пробежаться по
торговым точкам. Все они восседали здесь до тех пор, пока подбежавшая дама
не брала их за руку и не вела дальше. Поблизости, на парапете подземного перехода обнаружил
надпись, выражающую сложные чувства французов к своему президенту.
Полированный камень прорезала надпись, в которой первая и предпоследняя
буквы фамилии Саркози заменялись свастиками. Видимо, не всем парижанам по
душе его политика. Мне захотелось пить. Соответствующий киоск нам
попался на глаза в сквере Мариньи на Елисейских полях. Я купил бутылочку
«Кока-Колы» и с видимым удовольствием начал распивать её рядом на
скамеечке. Видимо, это послужило великолепной рекламой, так как сразу же к
этому киоску потянулись вереницы людей, страдающих от жажды. На площади Клемансо мы стали свидетелями бесплатного
представления, которое невольно устроили уличные регулировщики. Перед
въездом на мост Александра III образовалась пробка, поэтому дорожные полицейские
ожесточённо махали своими жезлами, желая ускорить прохождение транспорта.
Одна женщина-регулировщик очень экспрессивно и негодующе дула в свой
свисток.
Я едва не сел на тротуар со смеху, так комично звучали её гневные
трели. Прощальная прогулка по нижней набережной, монетки в
Сену, забираем свой багаж в NOVOTEL и вот мы уже спускаемся в метро
“Les Allee”. Возле касс образовалась огромная очередь, так
кассиры работали ну очень неторопливо. Неизвестно, сколько бы мы там
простояли, но Натка обратилась в справочное окошко и ей, как иностранке,
продали там билеты. Поезд RER, направляющийся в Сарсель, ожидался на одном пути,
но реально пришёл на соседний. В двухэтажном вагоне большинство пассажиров
оказались неграми. Минут за двадцать мы домчались до Сарселя. Выходим на
платформу, а в какую сторону идти – непонятно. Натка обратилась с вопросом
к молодой, но уже очень полной негритянке. Та ответила буквально
следующее: «Где находится эта улица – я не знаю. Но вы можете подняться к
кассам – там наверняка найдётся тот, кто сможет ответит на ваш вопрос».
Дорогу к “IBIS HOTEL” мы нашли довольно легко, но так же поняли, что
вечером в темноте это сделать было бы весьма затруднительно. Хотя на пути
нам даже встретился стенд со схемой района. Возле нашей гостиницы зашли в
продуктовый магазин. Парадокс – в нём продавалась кошерная пища. Еврейский
магазин в негритянском квартале. В гостинице при общении с другими туристами из нашей
группы выяснилось, что те, кто воспользовался услугами туроператора и
купил какие-то экскурсии по Парижу и пригородам, остались недовольны
чудовищной организацией. Видимо, доблестное DANKO TRAVEL и здесь попыталось сэкономить на всём, на чём можно и
на том, на чём нельзя. 02.10.2007. Сарсель – Труа – Лангр – Дижон.
Утром, как всегда, с большим опозданием выехали из Сарселя. У нас
ещё оставалась надежда на то, что водитель уже знает дорогу и больше не
будет кружить по местности. Но, увы! Наш бравый Франческо, ориентируясь на
показания бортового навигатора, принялся бороздить окрестности Сарселя,
описывая громадные петли. Он полностью проигнорировал возможность доехать
до парижского «периферика», а уж по нему спокойно добраться до нужного
шоссе. Вместо этого водитель кружил по незнакомой местности, возвращаясь
назад, делая по три круга на месте. Наконец, в какой-то момент времени
случилось чудо, и Франческо таки попал на нужную трассу.
В программе тура, которая была у каждого туриста, на данный день
значилось следующее: «прибытие в Труа – город готических соборов и
очаровательных двориков». Однако привезли нас совсем не туда. Наши
автобусы остановились у большого торгового центра, состоящего из
магазинов-стоков различных марок. До Труа ещё оставалось несколько
километров. Конечно же, в первоначальной программе этого тура, размещённой
на сайте DANKO TRAVEL, так и планировалось. Но от этого не становилось
менее обидно. Быть в двух шагах от старинного города и не заехать в него?
Нонсенс!
Вдобавок, из-за позднего выезда и причуд нашего водителя гид
сократила время остановки. Разразился очередной скандал. Женщины из группы
кричали, что они не намерены терпеть такого издевательства и что в
магазинах они пробудут ровно три указанных часа, и ни минутой меньше. Гид
тоже чего-то кричала в ответ. В-общем, как всегда в этом туре, время
отъезда осталось загадкой.
Нам, конечно, все эти магазины были нужны, как зайцу стоп-сигнал.
Хорошо ещё, что среди многочисленных ангаров притаился большой детский
магазин – мы провели там часть времени, выбирая игрушки для Андрея. Затем
в другом ангаре обнаружилось кафе, что дало нам возможность перекусить.
Вернувшись к автобусу, мы обнаружили, что собрались ещё не все.
Натка отправилась прогуляться, а я остался. Буквально через пять минут
наша экскурсовод начала кричать, что пора отправляться, не смотря на то,
что некоторых туристов не было. Мне пришлось в буквальном смысле слова
загородить собою дорогу автобусу, чтобы дождались хотя бы Натку. Водитель
Франческо сделал вялую попытку меня объехать, но особенно не усердствовал.
А вот гид, вся побелевшая от злости, прыгала вокруг меня, пытаясь
куда-нибудь вытолкнуть. Но всё же пришлось ей дождаться Наткиного
возвращения. Как только мы вошли в салон, автобус сразу же рванул с места,
хотя кого-то определённо не хватало. Люди на местах посмотрели, и сообщили
гиду, что двоих туристов нет. А та, никого не слушая, не давала водителю
остановить автобус. Таким образом, две женщины были оставлены в этом
торговом центре. Я бы ещё понял подобную принципиальность, если бы
представители туроператора жёстко и пунктуально соблюдали график маршрута.
Но в данной ситуации это выглядело откровенным самодурством.
Довольно быстро нас довезли до Лангра. Этот город стоит на холме и
находится внутри старинной крепостной стены. Когда наш автобус обогнул
добрую половину Лангра вдоль этой стены, а потом надолго остановился,
стало ясно, что ни гид, ни водитель не знают, куда им ехать. Полчаса мы
стояли, пока экскурсовод долго разговаривала с кем-то по телефону, а потом
убежала искать дорогу. А ведь вполне могла дождаться двух брошенных ею
женщин в торговом центре возле Труа, и употребить это время на уточнение
места прибытия. Ненормальная!
Затем автобус в буквальном смысле слова протискивался через узкий
проезд в крепостной стене, после чего нас подвезли к старинной каменной
башне с конической крышей. В большом круглом зале на самом верхнем этаже
колоритный старик в ярком национальном костюме, держа в руке мушкет или
аркебузу, рассказывал что-то историческое. Что именно – осталось загадкой
для большинства слушателей, потому что французского практически никто не
знал, а гид не успевала переводить, да и постоянно спотыкалась на
незнакомой лексике. Почти час длилась это непонятная лекция, после чего
всем было предложено попробовать малюсенькие кусочки лангрских сыров и
запить их глотком местного вина. Затем все желающие смогли купить себе
что-то понравившееся. Опять-таки, с моей точки зрения – мы бездарно
потратили ещё полтора часа на какую-то ерунду и снова не видели города,
мимо которого проезжали. А отправиться на экскурсию самостоятельно, пока
людей пичкали байками – было страшновато – время отъезда нам, как всегда,
сообщить не удосужились.
По дороге из Лангра нам довелось увидеть замечательную полноцветную
радугу-дугу. Мы расценили это, как знак того, что пребывание в Дижоне
будет более удачным, нежели весь сегодняшний день.
Въехав в столицу исторической Бургундии, вся группа громко
размышляла – в какой отдалённый район нас завезут на этот раз. Но, к
счастью, всё обошлось. Гостиница системы Kyriad Hotel располагалась напротив вокзала, в пяти минутах пешей
ходьбы от старинных кварталов Дижона.
Чтобы не тратить много времени, мы забежали в ближайший ресторан и
взяли две пиццы на вынос. Ужинали уже в номере, запивая еду «подарочным»
красным игристым BOUVET-LADUBAY с берегов Луары. Тут то и стало понятно, что этот
напиток – не наш. Больше половины бутылки пришлось вылить, а вторую,
неоткупоренную – оставить в номере при отъезде. 03.10.2007. Дижон.
Утром во время завтрака мы встретили двух женщин,
которых вчера оставили в торговом центре под Труа. Выяснилась неприятная
вещь – мало того, что наша гид их бросила, так она ещё и не отвечала на их
звонки ей по мобильному. А потом, видимо, опомнившись, экскурсовод
рассказывала этим женщинам сказки про то, как вся группа дружно кричала
«Не будем их ждать! Давайте, скорее, поедем в Лангр на дегустацию!
Оставьте их здесь, пусть сами добираются!». После такой информации пропало
всякое желание видеть нашего гида, поэтому мы с Наткой решили, что день в
Дижоне не будет омрачён общением с представителями
DANKO TRAVEL. Мы сразу отправились на прогулку по городу.
У нас была подробная карта, полученная в отеле у портье. Для
определённости выбрали себе маршрут по линии местного автобуса,
курсирующего по центру. Первым делом мы вышли на красивую треугольную
площадь Дарси. С одной стороны она украшена триумфальной аркой, с другой –
выходит на замечательный одноимённый сквер. А на одной из сторон стоит
симпатичный фонтан, со скульптурным изображением матери с двумя детишками.
Они сидят на камне и смотрят на трёх бронзовых лягушек. Если не идти под триумфальную арку, а свернуть
направо, то вскоре попадаешь к цепочке замечательных старинных церквей.
Сначала – величественный готический храм святого Бенина. Затем – небольшая
церковь святого Филибера. А если ещё немного пройти по узкому переулку, то
выходишь к храму святого Жуана. Что нам очень понравилось в Дижоне – в
центре города великолепно сохранилась историческая застройка. В
пятиугольнике, ограниченном железной дорогой и четырьмя широкими улицами
множество домов стоят неизменно со времён герцогства Бургундского. Поэтому
выглядит всё это просто неповторимо. Многие крыши в Дижоне украшены
разноцветным орнаментом – так называемой «дижонской мозаикой». Это очень
красиво. Ещё нам очень понравились уютные внутренние дворики, заросшие
плющом, украшенные цветами.
В центре Дижона сохранилось немалое количество «фахверковых» домов.
Это легко узнаваемые строения, стены которых сооружены из прочных
деревянных балок, промежутки между которыми обычно забивались всем, чем
можно, а затем штукатурились. Такие дома распространены по всей Европе.
На одной из узеньких улочек нам встретился наряд полиции на
велосипедах. Было очень забавно видеть это на фоне средневековой
застройки.
Интересная деталь. Все основные маршруты по Дижону помечены для
туристов маленькими металлическими изображениями совы на тротуарах. Если
встречается что-то, что составляет одну из главных достопримечательностей,
то рядом, соответственно, большая сова.
Вскоре мы вышли к комплексу зданий за оградой. Оказалось, что это –
бывший бернардинский монастырь, где ныне располагаются музеи (в частности,
музей бургундского быта). Очень интересно даже просто прогуляться по
прямоугольному внутреннему дворику, посмотреть на мощный зелёный купол
церкви. Обогнув монастырь, мы вышли на очаровательную площадь Кордельеров.
Её украшением являются очаровательные маленькие домики с остроконечными
крышами, выложенными «дижонской мозаикой». Вроде бы ничего особенного, а
выглядит просто замечательно. Оттуда вскоре мы попали в район с ограниченным
движением транспорта. Описать это можно примерно так. На въездах стоят
круглые столбы, с полметра высотой. Если к ним приближается машина,
имеющая право въезда сюда, столбы опускаются вниз до уровня тротуара,
после чего автомобиль проезжает. А затем статус-кво восстанавливается –
пропустив машину, столб поднимается до прежней высоты и ограничивает улицу
от постороннего транспорта.
Гуляя по замечательным старинным улицам, мы вышли к герцогскому
дворцу. Это большой комплекс зданий с тремя внутренними двориками.
Когда-то он был построен в готическом стиле. Потом, в связи с веяниями
моды, его перестраивали в стиле эпохи Возрождения. Понятно, что дворики
различаются по стилю. В той части дворца, где ныне располагается вход в
музей, остались заметные элементы готики. Остальные дворики уже выглядят
по ренессансному. Главный фасад герцогского дворца выходит на площадь
Свободы. Это красивая полукруглая площадь, украшенная фонтанами. Дома
напротив дворца, выходящие сюда фасадами, сооружены в одном стиле.
Чуть дальше расположены два больших храма – святого Этьена и
святого Мишеля. Портал последнего производит весьма странное впечатление.
Что-то огромное, но несколько сумбурное. Зато внутри этой церкви – очень
красивые яркие витражи.
Теперь огибаем герцогский дворец с другой стороны. Тут тоже очень
много старых красивых домов. А над ними виднеется остроконечная башня
собора. Самый странный из дижонских фахверковых домов –
MAISON MILLIERE. Промежутки между балками на его фасаде забиты
плотно подогнанными маленькими прямоугольными брусками. Набродившись по переулкам, мы вышли к собору. Он
носит довольно традиционное для Франции имя – Нотр-Дам. Главный портал был
на реставрации, поэтому заходили мы откуда-то сбоку – через галерею. В
соборе тоже очень красивые витражи. Внутри он довольно маленький. А вот
снаружи Нотр-Дам выглядит очень странно – как будто его составляли из
кусочков различных зданий. Ощущения гармоничности нет. Есть лишь набор
элементов, каждый из которых по отдельности хорошо смотрится на фоне
города. А вот вместе это вызывает какое-то недоумение. Особенно сильно
ощущаешь это, стоя возле главного портала. Он украшен двумя ярусами
маленьких очень узких колонн, установленных на большие стрельчатые арки. А
над каждой маленькой колонной нависает своя химера.
Погуляв ещё немного по городу, мы попали к центральному рынку. К
сожалению, он был закрыт. В магазине поблизости мы накупили сувениров –
дижонской горчицы и черносмородинового ликёра.
Обедали мы в ресторане «У ветряной мельницы» (Au Moulin a Vent) на
площади Франсуа Руд. Взяли «говядину по-бургундски». На удивление легко
объяснились с официантом, когда нужно было дать указания относительно
степени готовности мяса. То, что нам принесли, оказалось вполне съедобно.
А уж соус к говядине, на основе дижонской горчицы, был выше всяких похвал.
Разумеется, из вин мы заказали шабли и «Кир ройяль» - надо же было
попробовать самые знаменитые местные напитки! Обед оказался на должном
уровне.
Затем мы прогулялись по скверу Дарси, полюбовались фонтаном при
ярком солнечном свете. Прошлись по улице Свободы, начинающейся от
триумфальной арки и ведущей к церкви святого Мишеля. Она была украшена
разноцветными флагами с геральдическими эмблемами. Чуть позже Натка
вспомнила, что мы ещё не нашли магнита в виде дижонской совы. Мы искали
его довольно долго, но буквально в самый последний момент, перед закрытием
всех сувенирных лавок нам повезло – в магазинчике в доме Мильера нашлось
искомое.
Ужинали мы в симпатичном ресторане возле площади Дарси. Табличка у
входа сообщала, что меню переведено на несколько языков, в том числе и на
русский. Это существенно облегчило нам выбор блюд. Я сразу отметил для
себя, что тут подают жаркое из бараньей ноги – это определило мой выбор. А
вот Натка поступила, как настоящий гурман - выбрала дегустационное меню из
пяти или даже шести блюд. И пока я наслаждался хорошо приготовленной
бараниной и непременным киром, официанты постоянно подносили Натке всё
новые и новые яства. Бургундский окорок, полдюжины улиток, яйца
по-дижонски, петух в вине, тарелка сыров, шербет. В какой-то момент даже
пришлось помогать любимой супруге, так как её дегустационные возможности
исчерпались.
Тем временем в ресторан зашли несколько посетителей – наших
соотечественников. Как оказалось, заявленный в программе тура
«романтический ужин» в Дижоне от DANKO TRAVEL проходил в столовой для малоимущих граждан на
одноразовой пластиковой посуде. Поэтому многие туристы из наших групп
сразу же сбежали от такой «романтики».
Ещё обратил внимание в ресторане на парня и девушку из Азии за
столиком у окна. Они развлекались тем, что набирали фразы в своём
электронном разговорнике, а потом воспроизводили через динамик перевод на
французский подходившему официанту. Тот одобрительно кивал, в знак того,
что всё понял. 04.10.2007. Дижон-Москва.
Утром, после того, как все туристы сдали номера и с багажом
собрались в холле гостиницы, выяснилось, что сегодня – день святого
Франциска Ассизского, поэтому наш бравый итальянский водитель пошёл с утра
в кафе, пропустить пару чашечек кофе в честь своих именин. Из-за этого
выезд задержался минут на сорок.
К счастью, пробок на дорогах не было, а аэропорт располагается
недалеко от Дижона. Поэтому, не смотря ни на какие именины, мы добрались
до места часа за три до вылета. Когда наш автобум подъехал туда, в салоне
раздались громкие крики: «Этот сарай и есть аэропорт?». Действительно,
воздушные ворота Дижона выглядели уж совсем просто. Скорее всего, такого
количества пассажиров в здешнем аэропорту ещё не было никогда со времени
открытия – наши три группы с трудом поместились в небольшом холле. Затем
нас ждало увлекательное занятие – нужно было заполнить ручкой, а потом
прицепить к чемоданам багажную бирку – все уже привыкли, что это делает
сотрудник за стойкой при регистрации. Таким образом, в относительно
небольшом помещении образовалось три очереди – одна, чтобы получить бирки,
вторая – чтобы сдать багаж, а третья – чтобы пройти на посадку. Ещё
интересно отметить, что при регистрации нам всем выдали посадочные талоны
без указания мест.
Пройдя на посадку, многие заметили, что не было ни таможенников, ни
пограничников. Но спустя полчаса, при поисках нужного штампа, для того,
чтобы оформить некоторым пассажирам DETAX, сотрудники дижонского аэропорта случайно обнаружили
у себя печать для отметок о пересечении границы. Поэтому нас всех
попросили уже в зоне посадки подойти к окошечку и дать служащим проставить
нам эту отметку в паспорте.
Когда суета закончилась, я вышел из здания к ограждениям. На лётном
поле стояли три реактивных истребителя Aero L-39C Albatros из команды
Breitling Jet Team. В течение часа мы могли беспрепятственно их
рассматривать, фотографировать, но потом служащие аэропорта вдруг
спохватились и снимать самолёты больше не разрешали. Потом, когда
истребители один за другим взлетели, на лётном поле осталось лишь два
маленьких самолёта. Один – двухместный, второй – чуточку больше. Тем
ощутимее был контраст, когда приземлился "Боинга-737-400"! На фоне этих
авиеток он смотрелся настоящим гигантом.
Мы терпеливо наблюдали, как наш лайнер
остановился, как оттуда вышли пешком пассажиры – вторая партия туристов,
прельстившихся «Французской романтикой». Перед нашими глазами прошли все
стандартные процедуры, обычно скрытые от глаз пассажиров – разгрузка
багажа, заправка самолёта, проверка механизмов. Когда мы совсем уже устали
ждать, у ограждения собрались сотрудники аэропорта. Они посовещались,
потом пошли к самолёту выяснять – можно ли пускать туристов на борт.
Причём воспользоваться рациями никому из них даже в голову не пришло.
И вот, наконец-то, мы у трапа. Тут француженки начинают
медленно-медленно отрывать корешки от посадочных талонов. Очередь
напирает, а дамочки злятся, но быстрее шевелиться им и в голову не
приходит. Сразу видно, что с таким количеством народу они встретились
впервые.
С горем пополам попали в салон. С боями местного значения заняли
какие-то места. Взлетели. В положенное время нам принесли обед, кстати,
довольно неплохой. Ждём чая. А вместо него следует объявление от экипажа:
«Уважаемые пассажиры! В связи с отсутствием технических возможностей в
аэропорту города Дижона, горячих напитков не будет!». Так что воздушные
ворота Бургундии подарили нам массу экзотики.
Ну а самым печальным в тот день было попасть после яркого солнца
Франции под родную серую пелену России. Облачность над Москвой превышала
все мыслимые пределы. Было сыро, серо и холодно. Здравствуй, Родина. Вместо эпилога. Ещё перед выездом из Москвы у нас были сомнения в выполнимости программы данного тура. Я звонил в DANKO TRAVEL, спрашивал по этому поводу. Но сотрудники бодрыми голосами уверяли меня, что всё будет в порядке, что программа просчитана по времени и все её пункты будут реализованы. Действительность показала, что все наши опасения оказались справедливы. Замечательный маршрут поездки по интересным и красивым городам Франции был испорчен отвратительной организацией тура. И лучшие впечатления остались от тех участков пути, где не ощущалось присутствие DANKO TRAVEL, где отвратительная работа турфирмы не смогла повлиять на восприятие.
|
||