(вернуться к заглавию)

     

***

            Улетали мы рано утром из Шереметьево-2. Может так совпало случайно, но создалось впечатление, что конкуренты в лице аэропорта Домодедово переманили отсюда изрядное количество авиакомпаний и пассажиров - в залах не было обычной толчеи. На регистрацию я, как всегда, встал в самую длинную очередь - перед нами стояло несколько мексиканцев, которые ужасно долго возились у стойки - Натка предположила, что они там же и покупали билеты. А уж багажа у них было - на двух маленьких старушек четыре огромных чемодана!

            В этот раз довелось лететь самолётом А-310. Странно - корпус у него широченный, а вмещает всего 180 пассажиров - видимо за счёт большого количества мест 1-го и бизнес-классов. Во время полёта посмотрели новый фильм В«Фанфан-ТюльпанВ» - с Венсаном Пересом в главной роли. Как ни странно - мне очень нравится старый фильм с несравненным Жераром Филиппом - новая версия пошли на ура - смотрелась легко и непринуждённо. Авторы избежали ненужного пафоса и сняли легкомысленную красивую комедию, достойную своей предшественницы.

            В парижском аэропорту имени Шарля де Голля наш аэробус почему-то не подгоняли к телескопической трубе, а забирали пассажиров автобусом. Но этот автобус заслуживает отдельного упоминания - он способен подниматься и опускаться на крестообразных направляющих. Когда эта махина едет - салон с пассажирами опущен вниз. А если же автобус пришвартовывается к самолёту или к терминалу аэропорта - пассажирский салон поднимается на требуемую высоту. Причём для точной регулировки есть ещё и выдвигающаяся подножка, чтобы те, кто выходит, не пугались высоты - не перешагивали через пропасть.

            Кроме того, очень забавно видеть, что самолёты выруливают к аэровокзалу над автострадой - выглядываешь в иллюминатор и замечаешь под собой мчащиеся автомобили.

 03.08.03 - Париж (Монмартр - парк Монсо)

             В прошлую поездку нам довелось жить в отеле, хозяевами которого были арабы. В этот раз владельцами оказались евреи - все надписи внутри дублировались на трёх языках - на французском, английском и на идиш. Напротив размещались магазинчики с пометками, что еда в них кошерная, и даже растворимый кофе в банках к завтраку был одобрен главным раввином Израиля.

            Оставив вещи в номере мы отправились на Монмартр. Чтобы долго не карабкаться в гору, вышли из метро уже на вершине холма. И почти сразу же набрели на монмартрские виноградники - последние виноградники, оставшиеся в Париже. Они занимают небольшой клочок земли, но зато рядом всегда  много туристов. Совсем недалеко от них находится площадь Тертр, где днём и вечером всегда людно, где собираются многочисленные художники, рисующие туристов. Но так как в этот раз мы попали туда в самый разгар дня - на нас уже никто не бросался с предложениями изобразить на портрете.

            Мы планировали взобраться на смотровую площадку на куполе собора Сакрэ Кёр (Святое сердце). Довольно быстро отыскалась нужная дверь сбоку от главного входа. Но вот людей около неё не оказалось - был только автомат по продаже билетов и турникет. Разумеется, с первого раза автомат не захотел выдавать билетики, поэтому мы внимательно изучили инструкцию, затем повторили то же самое, что в первый раз сделали интуитивно - автомат сработал. Потом мы долго карабкались вверх по ступенькам винтовой лестницы, прошли по дорожке на крыше собора, поднялись ещё немножко под куполом. И вот - Париж у наших ног. Жара стоит страшная, пот с нас льётся ручьём, но зато обратно уже не подниматься, а спускаться. Вид на город - великолепный, мне даже показалось, что высота площадки будет не меньше, чем на Эйфелевой башне. Единственное, что было плохо - на центральную часть Парижа смотреть приходилось против солнца.

            После спуска со смотровой площадки собора было особенно приятно находиться в подвалах крипты - там сумерки и прохлада. На выходе увидели людей, которые так же, как и мы до этого, пытались договориться с упрямым автоматом по продаже входных билетов. Снова полюбовались великолепным видом Сакрэ Кёр - собор, залитый солнцем, на фоне голубого неба смотрится неотразимо. Хотелось оборачиваться снова и снова после каждой ступеньки при спуске с холма Монмартр.

            Поскольку вечером у нас была назначена встреча с представителем турагентства по поводу программы пребывания в Париже, времени оставалось мало. Поэтому мы решили в этот день ограничиться осмотром парка Монсо - маленького парка в центральной части города. Ещё в метро было заметно, что туда тянутся местные жители с детьми - спасаться от  жары. А уж в самом парке были заняты все лавочки и практически все газоны, расположенные в тени - там сидели и лежали отдыхающие парижане. По площади он - совсем небольшой - не более двух футбольных полей. Но тем не менее Монсо - вполне уютный городской парк. Там есть маленький прудик с мостиком и В«античнойВ» колоннадой, небольшая гора, украшенная цветами и зеленью, фонтаны и павильоны. А главное - почти все деревья в парке очень старые - более чем столетнего возраста.

 04.08.03 - Париж (Нотр Дам - Булонский лес - Дефанс)

            На следующий день мы отправились в пешеходную прогулку прямо от отеля. По Rue Monmartre пошли по направлению к Сене. Париж - город маленький - за 15 минут мы дошли до церкви Сен Эсташ. Этот красивый готический храм стоит в очень интересном квартале. Когда-то рядом располагался рынок - В«чрево ПарижаВ». Потом рынок снесли, на его месте возвели огромный торгово-развлекательный комплекс Форум Дез Аль, углублённый на 3 этажа под землю, но при этом частично возвышающийся над землёй этажа на 3. А неподалёку стоит круглое здание в классическом стиле - Bourse. Получается такой достаточно неожиданный архитектурный ансамбль, который, наверное, возможен только в Париже (так как в Москве нет готических построек). И на всей площади разбиты скверы и маленькие сады, бьют фонтаны.

            Поскольку пришли мы туда утром, площадь только убирали от мусора, накопившегося за выходные. А на газонах спали парижские клошары. Вообще, как мне показалось, центр Парижа значительно грязнее центра Москвы.

            Внутрь форума зайти не удалось, так как было ещё слишком рано, поэтому мы пошли взглянуть на монумент В«Битва со временемВ», который располагается поблизости - за Центром Помпиду. Но монумент оказался в нерабочем состоянии, о чём сообщала табличка рядом, а сама композиция показалась нам не слишком интересной - ящерицеподобный дракон наползает на скелетовидного человечка. Далее на пути к Сене меня ждало ещё одно разочарование - очаровательная готическая башня Сен-Жак была вся в лесах, да ещё и занавешена какой-то тканью.

            Дошли до Сены. С моста наблюдали парижские пляжи. Оказывается, на летние месяцы местный мэр приказал запретить движение автомобилей на правом берегу по нижнему уровню набережной Сены. Там расставили пальмы в кадках и лежаки, где отдыхают парижане. Купаться, конечно, там нельзя, но вот загорать, играть в подвижные игры или просто пить пиво - можно вполне. И, говорят, местным жителям это настолько понравилось, что такое безобразие повторяют уже второй год подряд.

            Вышли на остров Святого Людовика, чтобы оттуда поснимать Нотр Дам де Пари. Это соседний с Ситэ островок, откуда открывается самый замечательный вид на собор Парижской богоматери. Мы спустились к воде. По Сене плавал выводок уток. Мы посидели у воды, полюбовались на Нотр Дам. Затем подошли к самому собору. Мы ещё не были на башнях его главного портала, поэтому решили туда взобраться. Хотя там и нет лифта, из желающих подняться уже выстроилась очередь человек в 30 (дело было утром), а пока мы в ней стояли, очередь увеличилась многократно. Организован подъём с нашей точки зрения неудачно - пропускают группами человек по 20. Получается, что сначала стоишь в очереди, потом стоишь перед кассой, чтобы купить билетик, потом поднимаешься по ступенькам винтовой лестницы в сувенирный магазинчик, где всех заставляют ждать ещё минут 20. Затем все 20 человек толпой идут ещё выше, на нижнюю смотровую площадку, где после того, как налюбуешься действительно незабываемой панорамой Парижа, нужно ждать ещё минут 10, чтобы либо спуститься вниз, либо подняться на верхнюю смотровую - на самой верхушке башенки. Мы бы с Наткой за это время успели подняться наверх, насладиться панорамой, поснимать на фото и на видео, спуститься вниз - и не один раз, а раза три! На нижней смотровой было замечательно, правда, в один момент, когда я осознал, что стою на мостике над пропастью, переброшенном из одной башенки в другую на высоте метров 70 или 80 - мне стало как-то нехорошо. А на верхней площадке просто великолепный вид на центр Парижа. Стоишь, как на мачте огромного корабля - где-то внизу сверкает на солнце Сена, а по улицам ползают маленькие букашки - автомобили.

            Всё-таки панорамы и виды - дело хорошее, но спустившись вниз я всегда чувствую себя как-то уютнее и спокойнее - падать уже некуда...

            После этого мы поехали в Трокадеро - парк, расположенный напротив Эйфелевой башни. Терраса возле дворца Шайо была снова частично загорожена забором (как и в первый наш приезд). Поскольку уже был полдень, солнце палило немилосердно. А так как спуск от дворца к Сене заасфальтирован и забетонирован, то было жарко вдвойне. Не спасали даже фонтаны. Мы поглядели на маячившую впереди Эйфелеву башню и решили, что в этот раз подниматься на неё тоже не будем. Стоять час в очереди на солнцепёке было выше наших сил. И мы отправились в Булонский лес.

            В путеводителе предлагалось сразу несколько станций метро, ближайших к лесу, но ни одна из них не была рядом с ним. Я выбрал ту, до которой было удобнее всего ехать. Возможно, из-за этого мы оказались на самой длинной дороге.

            Сначала мы попали в детский парк на территории Булонского леса - Jardin d’Acclimation. Там всё симпатично и благоустроено - стоят качели-карусели и другие аттракционы для детей, разбиты красивые скверики. А самое интересное в парке - маленькие тематические уголки - японский, фермерский и т.д. Больше всего нам понравился японский - традиционный домик на берегу озера, мостики, воротца.  Ещё там был забавный аттракцион для детей - в неглубоком бассейне с водой бил фонтан, под которым весело плюхались дети и их родители.

            Далее мы отправились на поиски сада Багатель, который, как мне казалось, должен быть где-то неподалёку. Однако нашёлся он не сразу и нам довольно много пришлось протопать под палящим солнцем по Булонскому лесу. А поскольку выходов из Багатель всего два, то мы ещё должны были пройти вдоль забора, окружающего добрую треть сада. Зато внутри - просто великолепно. Мы прогулялись по зелёному лабиринту из тростника, вышли на красивый цветник, затем оказались на берегу маленького озера, заросшего кувшинками и лилиями. Рядом с озером по груде камней лился маленький водопадик, сквозь который можно войти в небольшой уютный грот, где было замечательно прохладно для такого жаркого дня. Поблизости на изумрудном газоне бегали павлины, причём один из них определённо мяукал (вот уж никогда бы не подумал, что павлины способны на такое!). Чуть дальше между маленьких рукотворных скал бежал ручеёк. А пройдя ещё немножко мы наткнулись на ажурную беседку, стоящую на высоких камнях. Под беседкой в маленькой пещерке располагалась статуя быка, с горящими стеклянными глазами (как я выяснил, горели они за счёт искусно скрытых в стенах электрических лампочек). Затем нам довелось увидеть павлиниху с двумя павлинятами, которые медленно гуляли по газонам. Кроме того, мы с Наткой предприняли героическое восхождение на холм, к вершине которого вела спиральная дорожка из 4 или 5 витков. Подъём усложнялся тем, что со 2-го уровня нам препятствовали поливальные установки, разбрызгивавшие воду, передвигаясь по кругу. Так что нужно было ещё и поджидать нужную фазу полива, чтобы не оказаться мокрым с головы до ног. С верхушки холма открывается хороший вид на Дефанс. Последним этапом прогулки по садам Багатель был розарий, где росли лучшие розы со всей Франции.

            На обратной дороге, когда мы дошли до городка Нэвиль, нам весьма кстати подвернулся автобус, довёзший нас до авеню генерала де Голля - улицы, соединяющей триумфальную арку с Дефансом. Оттуда мы добрались до Сены, где можно было увидеть множество плавучих домиков (на вид - небольшие деборкатеры), в которых живут довольно состоятельные французы. По слухам, в одном из таких жилищ обитает Пьер Ришар. Перешли реку по мосту и оказались в Дефансе - квартале небоскрёбов. Его основа - огромная многослойная платформа, верхушка которой - пешеходная зона, по краям которой стоят старые и строятся новые высотные дома. Уровнем ниже - пешеходные развязки, спуск к транспорту и т.п. А на самых нижних этажах проходят дороги, линии метро и RER, а так же паркинги. Мы гуляли по верхнему уровню, подошли к квадратному бассейну, в котором были установлены забавные фонтаны с лампочками наверху. Видим - сидит по сторонам на бортиках народ и купает в воде босые ножки. Мы посмотрели-посмотрели, разулись и тоже опустили пятки в воду. Жизнь сразу стала прекрасной и удивительной - как мало нужно для счастья!

            Дальше по пешеходному уровню были высажены деревья, что сделало Дефанс каким-то уютным, не похожим на каменный мешок. Мы зашли в небольшой по виду двухэтажный магазин сразу за рощицей, затем блуждали в нём долго-долго, пока не вышли на другом конце пешеходной платформы. Оказалось, что там не два этажа, а четыре и тянется он почти на целый километр, изгибаясь вместе с верхним уровнем! Натку очень поразило, что в большом детском магазине на 3-м этаже этого здания нам не смогли сразу дать сдачу с 200 евро - кассир сначала долго проверял купюру, а потом побежал набирать сдачу по соседним кассам. Нужно было возвращаться в отель - мы спустились к пешеходным развязкам. Таких больших и многолюдных галерей мы не ожидали! По сравнению с ними московский торговый центр В«Охотный рядВ» или в просторечье В«ямаВ» - так, детская забава.

05.08.03 - Замки Луары (Шенонсо - Шеверни - Шамбор)

             Завтраки в отеле начинались только в 8 часов утра, что несколько путало наши планы, так как некоторые экскурсии отправлялись в 8-30, а ещё нужно было добраться от отеля до места сбора групп. Поэтому вечером мы обратились к главному менеджеру отеля (или его хозяину - неясно, главное, что он там был самым главным) с вопросом - возможно ли позавтракать минут на 15 раньше. Он нас заверил, что можем прийти в 7-30 и всё будет в полном порядке. Само собой разумеется, что утром в 7-35 в отеле все спали. Мы разбудили ночного портье - он с трудом разлепил глаза, с ещё большим трудом понял, что мы от него хотели, поворчал для виду, но всё-таки принёс в столовый зал круассаны, включил свет и водонагреватели. Наш ранний завтрак состоялся!

            В этот день нам предстояла экскурсия по замкам долины реки Луары. Перед отъездом наш гид поведала историю одного из туристов, прилетевшего вместе с нами. У него украли сумку с документами и деньгами. А произошло это прямо в холле гостиницы во время поселения -  какой-то тип подкрался к парню, вырвал сумку из рук и убежал. Случай вопиющий!

            На автобусе нас повезли из Парижа в Блуа - один из главных городов луарской долины. В Блуа есть королевский замок, и мы даже проезжали мимо него, но поскольку он неоднократно перестраивался, встраивался и надстраивался, увидеть что-то, отвечающее благородному слову замок в этой бесформенной мешанине построек мне не удалось. Даже когда мы перебрались на другой берег Луары и посмотрели королевскую резиденцию в ином ракурсе - всё равно вид был не слишком впечатляющим. Видимо именно поэтому в Блуа наша группа не останавливалась. Затем мы проезжали через маленький городок Монришар. Обычный провинциальный город, но зато посреди него на скале грозно высятся остатки крепости - В«донжон 10-го векаВ», как авторитетно сказала экскурсовод.

            После этого нас зачем-то привезли на винарню в каком-то совсем маленьком посёлке, где все желающие могли попробовать местные луарские вина и купить понравившиеся. Но выглядело это как-то некультурно - группу завели в пыльный сарай с оборудованием для укупорки бутылок. В углу сарая стоял небольшой стол, куда ставили бокалы. Вокруг стола даже не смогли поместиться все туристы - сразу получилась бестолковая куча мала. Тем не менее народу понравилось - люди радостно покупали по две, а то и по три бутылки вина.

Поездка продолжилась - нас привезли в Шенонсо. Сначала всех завели в местный ресторанчик и покормили, а потом группа отправилась в замок. Шенонсо - бывший королевский замок с богатейшей историей. Когда-то им владели французские королевы и королевские фаворитки. Ныне же он находится в частных руках и видимо поэтому оказался в хорошем состоянии.

            Замок расположен на мосту через речку Шер. Со стороны городка лежит красивая липовая аллея и разбиты французские регулярные сады. Шенонсо выглядит очень красиво, причём с любой стороны - всё-таки средневековые башенки на фоне речки и леса - это во-первых романтично, во-вторых гармонично, а в-третьих - загадочно. Недаром его называют В«женским замкомВ» - королевы знали, где приятно жить.

            Набегавшись вдоволь по замку, а большей частью вокруг него под палящим солнцем, мы с Наткой почувствовали такую жажду, что мигом осушили по бутылке минеральной воды, а потом пошли искать спасение в прохладный салон автобуса.

            Далее, по пути в следующий замок, мы проезжали мимо интересных объектов вдоль дороги. Сбоку были невысокие холмы, в недрах которых когда-то добывали мел или известняк. После этого в них образовались пещеры. В какой-то момент, в поисках недорогого жилья там поселились наёмные рабочие. Постепенно пещеры благоустраивались, к ним приделывали входы в виде маленьких домиков. Большая часть из них сейчас используется под винные погреба или склады, а в некоторых до сих пор живут люди. Получился такой пещерный посёлок вдоль дороги - почти как у хоббитов.

            Нас привезли в Шеверни. Этот замок никогда не был королевским - им владели придворные вельможи (обычно они занимали министерские посты). Соответственно и масштабы постройки скромнее. Выстроен дворец уже в ренессансном стиле - никаких башенок, трёхэтажное палаццо с двухскатной крышей. А ещё Шеверни известен тем, что это первый замок во Франции, в котором построили не винтовую лестницу, как это было принято ранее, а прямоугольную, привычную для нас.

            Дворец Шеверни стоит посреди парка с красивыми старыми деревьями. К парку примыкает псарня. Нас привезли в этот замок с таким расчётом, чтобы можно было посмотреть на кормление собак местной охотничьей породы. В небольшом закутке с полсотни здоровенных гончих(?) пристально наблюдали, как служитель подвозил для них еду. Самые нетерпеливые подвывали, становились на задние лапы и пытались перелезть через забор. Поскольку народу за этим действом наблюдало преизрядно, снимать на видеокамеру через решётку было неудобно. Пришлось Натке сесть мне на плечи и уже с высоты запечатлевать собачий пир.

            Ещё немножко - ещё чуть-чуть и наш автобус приближается к Шамбору. Это, пожалуй, самый известный французский замок, хотя его с полным правом можно называть и королевским дворцом. Громадная постройка с десятком башенок и с сотнями изящных дымоходов была построена для Франциска I, как считают некоторые - по изначальной идее Леонардо да Винчи, который пользовался большим влиянием у французского короля. Замок стоит посреди большого парка, часть которого сохранилась и до наших дней. К сожалению внутренние интерьеры дворца не сохранились - они были утеряны частично ещё до Великой французской революции, а уж во время оной было разворовано или уничтожено и оставшееся. Поэтому в Шамбор мы не заходили, ограничившись осмотром  фасадов издалека. Что и говорить - замок выглядит великолепно. Я не удивлюсь, если узнаю, что французы на фоне Шамбора снимают сказки - В«Спящая красавицаВ» или В«ЗолушкаВ» смотрелись бы там органично. Зато на некоторых наших фотографиях замок выглядел так, как будто это не реальная постройка, а уменьшенная копия. И лишь только когда в кадре рядом оказывалась речка - всё становилось на свои места и приобретало размер.

06.08.03 - Шартр - Париж (Бьют-Шомон)

            На следующее утро мы встали очень рано, собрались и поехали в Шартр. Добирались туда электричкой с вокзала Монпарнас. На одноимённой станции метро находится довольно крупный транспортный узел - пересекаются 4 линии. В подземном переходе там даже установлена бегущая дорожка длиной, наверное, метров 300, а то и больше. Сам вокзал устроен весьма забавно - кассы и различные службы располагаются на 3-х уровнях, а поскольку некоторые эскалаторы при подъёме минуют средний этаж, то заведения, расположенные на нём, бывает нелегко найти. Выход к поездам производится на верхнем, третьем уровне вокзала. Перед посадкой нужно закомпостировать билеты в автоматах. Если бы нам об этом не рассказал друг - мы бы ни за что не догадались и нарвались бы на штраф со стороны контролёра.

            Наконец подали нашу электричку. Повезло - она оказалась новенькой двухэтажной. И вид из окна хороший, и кондиционер работает. От Парижа до Шартра около часа езды. Народу в вагоне было совсем немного - видимо сказывалось то, что во Франции август - месяц отпусков.

            Приехали в Шартр. Это не очень большой город - там проживает около 70 тысяч жителей. Соответственно, ориентироваться в Шартре было очень легко - главная достопримечательность - Собор Девы Марии (Нотр Дам де Шартр) - виден отовсюду. Мы бодро за 5 минут дошли до собора. Вокруг ещё почти никого не было, но внутрь уже впускали. Мы вошли и очутились в прохладном полумраке. Всемирную славу Шартрскому собору принесли великолепные витражи, пережившие и Великую Французскую революцию и две мировые войны. Они очень красивые, но из-за них в соборе мало света.

            Утренние поездки к готическим соборам имеют один существенный минус - в первой половине дня главный портал оказывается неосвёщённым - и фотографироваться можно только сзади, с алтарной стороны. А так хотелось запечатлеть себя на фоне двух разновеликих башен (поскольку строительство длилось не одну сотню лет, их построили не только разной высоты, но и в разных стилях)! Покинув Нотр Дам де Шартр мы отправились бродить по городу. Исторический центр города выглядит очень приятно - он застроен хорошо сохранившимися старинными домами. Можно не торопясь прогуляться по нему вниз, к речке Eure (как это по-русски - не смотрел). А квартал возле самой реки просто уютен. Тихо и спокойно. Чуть выше по течению располагается парк, но до него мы не дошли.

            Даже снизу, частично закрытый домами на склоне холма, Шартрский собор продолжает доминировать над городом. Даже странно, почему такую громаду построили в столь тихом месте - возможно со времён средневековья численность населения Шартра не слишком изменилась, и тогда этот город был в числе крупнейших.

            Пришло время возвращаться в Париж - через 20 минут отходила очередная электричка. На этот раз не двухэтажная, но с кондиционером, что очень важно в такое жаркое лето. Через час мы оказались в Париже и сразу отправились в парк Бьют-Шомон. Это место располагается на северо-востоке города и не слишком известно большинству туристов. Читая путеводитель мы с Наткой ещё долго раздумывали - стоит ли туда ехать. Как выяснилось - стоило! Трудно себе представить, чтобы посреди плотной городской застройки нашлось место красивому озеру со скалистым островом, величественному гроту со сталактитами, двадцатиметровому водопаду, подвесным мостам и крутым обрывам. Однако всё это есть в Бьют-Шомон и всё выглядит просто прекрасно. Наибольшее впечатление производит водопад, освещённый полуденным солнцем, низвергающийся через щель в своде грота. Даже не верится, что всё это рукотворное! Скала, которая стоит на островке посреди озера, пронизана тоннелями. Один из них ведёт к павильону в виде древнеримского храма, что стоит наверху. Куда тянутся другие ходы - выяснить не удалось, так как вход в них был заперт. А на остров можно попасть двумя способами - либо по одному из двух мостов, либо по скрытым под водой тропинкам - со стороны будет казаться, что ты идёшь В«по воде аки посухуВ». Я не вытерпел и сразу полез в путеводитель смотреть, когда же был создан такой чудесный парк. Выяснилось, что раньше на этом месте были каменоломни, затем там казнили преступников, потом образовалась банальная свалка. И только при реконструкции Парижа, которую предпринял префект города Осман в шестидесятых годах девятнадцатого века, спроектировали и разбили Бьют-Шомон.

            Ещё мы в тот день снова прогулялись от отеля до форума Дез Аль, оттуда до магазина В«СамаритэнВ», где на крыше есть прекрасная смотровая площадка. Однако на этот раз вход туда был почему-то закрыт. Пришлось пойти в ресторанчик на крыше. Там, лёжа в шезлонгах и потягивая прохладительные напитки мы наслаждались жизнью и любовались прекрасными видами Парижа.

            Чуть позже, возле Лувра в садах Тюильри наблюдали любопытную сценку. Вокруг бегали  негры с ведёрками, в которых в холодной воде лежали пластиковые бутылки с питьевой водой. Другие их коллеги продавали её по 1 евро за пол-литровую бутылочку. В передвижных холодильниках эта же вода выставлялась по 1.4 евро. В такую жару вода - лучший товар! Вот только возникли сомнения - откуда у негров-коммерсантов вода - не из Сены ли?

 07.08.03 - Реймс - Париж (Сена)

Для поездки с Реймс нам пришлось подняться совсем рано - когда мы шли по улицам города, ещё даже мусорщиков не было видно. Но зато приехали на Восточный вокзал (Gare L’Est) вовремя и успели на первую электричку до Реймса в 7-19 утра. Дорога туда весьма живописна, особенно после того, как поезд въезжает в Шампань. В окна видны холмы, на склонах которых располагаются многочисленные виноградники. А в какой-то момент мы даже разглядели неподалёку настоящий замок в лесу. На одной из станций, в городе Эперне (Eperney) вдоль путей стоят заводы по производству шампанского (или погрузочные терминалы) нескольких довольно известных марок.

            За полтора часа мы добрались до Реймса. Перед остановкой я напряженно вглядывался в окно - для ориентации в городе нужно было увидеть собор, а видно его не было. Пришлось выходить наугад. Но благодаря перечню остановок и карте маршрута городских автобусов на привокзальной остановке наш путь немного прояснился. Реймс крупнее Шартра - там проживает примерно 200 тыс. жителей. Соответственно и дорога до исторического центра была менее тривиальна. Мы поплутали вдоль пешеходных улочек, но потом всё равно пришлось спросить местного жителя. К счастью, он сразу понял, чего мы от него хотим и указал верное направление.

            После этого мы зашли в какую-то историческую пекарню. Натка опробовала там круассанов и заметила, что они только что из печи и на диво вкусные, а я рассмотрел, что потолок в помещении типа как лежит на полуистлевших деревянных балках, очень старых на вид (В«типаВ» - потому, что такие несущие конструкции уже давно бы провалились под весом верхних этажей). Видимо, в Реймсе это довольно известное заведение, так как даже бумажные пакетики и салфетки были там с символикой пекарни.

            И вот мы вышли к собору. Он по виду очень похож на Собор Парижской Богоматери, только башни главного портала сделаны более ажурными и изящными. Снова мы столкнулись с проблемой освещения - солнце опять светило сзади и главный портал был недоступен для фотографирования. Напротив через площадь стоит современный дом из стекла и бетона - ничего особенного. Но зато в нём очень красиво отражается собор. Я даже заснял это на видео. Мы зашли в Реймский собор. В отличие от Шартрского, там было очень светло. Может быть из-за этого он мне понравился больше. Витражей там сохранилось мало. В некоторых капеллах стоят просто разноцветные стёкла. А одну из них и вовсе украшают витражи работы М.Шагала. Собор связан с именем Жанны Д’ Арк, поэтому внутри есть часовня, посвященная Орлеанской деве. А знаменит Реймский собор тем, что в нём венчали на царствование всех французских королей.

            В Реймсе очень много магазинов, торгующих вином и шампанским. В пару из них мы заглянули. Не купить что-либо тяжело, так как разнообразие одного только шампанского удивляет. Мы тоже не удержались - взяли несколько бутылок. Что меня удивило - знаменитый “Dom Perignon” даже в Шампани продаётся только урожая отдельных избранных годов - в нашем случае это были 1988 и 1995 года. Видимо остальные года отбраковывались  - не удовлетворяли строгим критериям этой марки. Мы приобрели бутылочку “Dom Perignon” 1995 года, чтобы распить её на Андрюшин день рождения.

              Возле собора мы сели в туристический мини-поезд. Это была наша ошибка - мы потеряли много времени, пока ждали его отправления, а потом он двигался с черепашьей скоростью и стоял на каждом месте подолгу. В итоге мы объехали две исторических площади поблизости, затем вернулись и обогнули собор. Погуляв ещё немного по городу мы вернулись на вокзал. Пока ждали электричку в Париж заметили, что до ближайших к Реймсу городков ходит двухвагонный поезд - фактически трамвай, но такого ультрасовременного дизайна, что любо дорого было посмотреть.

            Обратно мы ехали в вагоне, состоящем из шестиместных купе. Мы сначала порадовались - уютно, не слышно других пассажиров, можно спокойно перекусить. Но вот на середине дороги почему-то отключили кондиционеры и весь комфорт куда-то сразу улетучился. Пришлось открыть двери в проход, по которому носились негритята.

            Приехав в Париж мы отправились искать спасения от жары в магазинах на больших бульварах - благо их там много. Попутно набрели на самый лучший (с моей точки зрения) - гастроном при Галери Лафайет (Gourmet Galeries Lafayette). Там можно было не только посмотреть на многочисленные французские гастрономические излишества, но и попробовать их В«не отходя от кассыВ» - купить любые маленькие количества вкусностей и отведать за столиками.

            Вечером нам предстояла поездка на теплоходике по Сене. Сбор был, как всегда, у Оперы. Желающих набралось невиданно много - на 2 автобуса. Само собой, что из-за этого посадка проходила в излишней суете. Нас довезли до пристани теплоходиков В«БАТОВ». Там творилось что-то несусветное - одновременно подъехало более 10 автобусов с туристами. Все высаживались, потом брели к деборкатерам, где гиды помогали туристам проходить через турникеты, которые забивались и заклинивались такой массой билетиков. Причалил большой катер - наверное на тысячу человек, и вся толпа в сотни туристов начала штурмовать судно. Трапов было только два, поэтому посадка продолжалась довольно долго. Сообразительная Натка заняла нам два самых лучших места - на первом ряду на носу с левого борта. Постепенно подъезжали всё новые и новые автобусы, и вскоре большая часть корабля оказалась заполнена. Последними привезли каких-то бабушек, которые довольно бодро прибежали на нос судна, так, что сидевшие должны были обозревать их спины. Усадить же этих бабулек на наши места не удалось - они стояли намертво плотной группой и не реагировали ни на какие слова.

            Мы отчалили. Кораблик провёз нас по вечерней Сене до Нотр Дам де Пари, затем проехав ещё чуть-чуть, за островом Святого Людовика развернулся и поплыл в обратном направлении. В темноте дома на набережных подсвечивались и всё выглядело наилучшим образом. Теперь мы доплыли до Эйфелевой башни, затем ещё дальше, после чего вернулись и пошли назад к пристани. Перед самым причаливанием на знаменитой башне включили мигающую подсветку. Нам уже доводилось её видеть ранее, но с такого близкого расстояния она смотрелась гораздо эффектнее. Экономные французы включают её только раз в полчаса минут на пять, а остальное время Эйфелева башня освещена обычными лампами и прожекторами.

08.08.03 - Париж (Опера - Елисейские поля)

            Утром мы планировали только экскурсию в парижскую Гранд-Опера в 11 часов. Поэтому торопиться нам было некуда. Мы спокойно прогулялись от отеля до форума Дез Аль, заглянули в магазин В«СамаритэнВ». А уже оттуда медленно прошли до Оперы. По дороге нам встретился странно оформленный вход в метро возле Пале-Ройяль - стандартные в Париже металлические конструкции над ступеньками были унизаны разноцветными стеклянными шариками.

            К Гранд-Опера мы всё-таки пришли на полчаса раньше, чем нужно, поэтому не стали дожидаться группу, а пошли без неё, благо, что всё равно нужно было покупать те же самые билеты. Фойе оперы богато украшено. Всюду красивая лепнина, картины, другие детали. В общем всё так, как и должно быть в главном театре страны. Но вот в зрительном зале посреди всего роскошества бельмом на глазу выглядит роспись плафона на потолке, сделанная Марком Шагалом. Я не знаю, зачем ему это поручили, но смотрится это примерно так, как если бы на балу у князя Волконского в центре зала появился панк в полной боевой раскраске.

            Пока мы шли от Оперы к площади Согласия, наткнулись на оцепление, которое проходило по нескольким переулкам. Даже наш мобильный телефон в тот момент почему-то перестал работать. Видимо кто-то важный приезжал в Париж на секретные переговоры.

            На площади Согласия мы подошли к фонтанам. Их уже отреставрировали полностью. Видимо из-за жары работали фонтаны периодически - включались минут на пять, потом примерно столько же были отключенными. Мы порезвились с водяными струями, освежились под мелкой водяной пылью, что оказалось очень кстати в такую погоду и отправились дальше - к мосту Александра III. Это самый красивый мост Парижа и был он построен на российские деньги более века назад. Особую прелесть мосту придаёт то, что с него открывается прекрасный вид на Военный музей и Собор инвалидов в одну строну и на Большой и Малый дворцы - в другую. Вот только дворцы сейчас закрыты на реставрацию года на два. Возле Большого Натка освежилась в фонтанчике. Рядом стояли туристы - на вид лет на десять старше нас - и отчаянно боролись с желанием также залезть под прохладные капельки.

            Прогулялись по Елисейским полям - главной улице Парижа. После чего, ощутив внезапное чувство голода, мы отправились в тот же гастроном при Галери Лафайет отводить душу. Изрядно загрузившись продуктами мы вернулись в отель. Натке особенно понравилась фуа гра (foie gras) - специальным образом приготовленная особая гусиная печень.

 09.08.03 - Нормандия (Руан - Онфлёр - Довиль)

На следующее утро мы отправились в Нормандию. Сначала путь лежал в Руан - столицу этой провинции. По дороге гид рассказала историю о том, что в средние века в этом городе изготавливали лучшие в мире часы. А в конце 17-го века Людовик ХIV отменил закон о свободе вероисповедания (Нантский эдикт), и протестантам, среди которых было множество преуспевающих буржуа, пришлось эмигрировать. В частности, изготовители часов уехали в Швейцарию.

            Наш автобус въехал в Руан и по набережной Сены выбрался в исторический центр. По пешеходной улице мы прошли вдоль Руанского собора. Это творение готической архитектуры кажется больше, чем другие французские соборы, виденные нами, но оно менее гармонично. Главный портал - совсем невыразительный, а башня над средокрестием рядом с боковым входом - слишком высока и несоразмерна по масштабам остальному строению. К сожалению, внутрь нам попасть не удалось - собор был закрыт по непонятным причинам. Поэтому мы пошли дальше по другой пешеходной улице. Застроена она старинными балочными домами (на фасаде деревянные балки выкрашены в один цвет, а штукатурка между ними - в другой, более светлый) и постройками, стилизованными под них. Разумеется, сейчас там либо магазинчики, либо рестораны - как и во всех туристических центрах. В конце улицы стоит башня со старинными часами. Нас завели в боковой переулок, где можно полюбоваться на красивую готическую постройку - парламент Нормандии.

            Мы прошли ещё немного и попали на рыночную площадь. На этой самой площади в 1431 году сожгли Жанну д’Арк. Сейчас на месте костра стоит обелиск - крест. Рядом с ним творение современных архитекторов - большая постройка в виде символического дракона. В ней расположены церковь святой Жанны и городской рынок. Натку такое сочетание несколько удивило, но, видимо, для французов это в порядке вещей.

            На этом наше знакомство с Руаном закончилось, хотя, несомненно, город стоит того, чтобы побыть в нём гораздо дольше. На открытке, где Руан запечатлён с воздуха видно, что в нём есть ещё как минимум 3 монументальных готических церкви. Но экскурсии в составе групп имеют свою специфику - всё проходит спешно, многое комкается, детали ускользают.

            По дороге в следующий город мы попали в пробку перед пунктом оплаты на платной автостраде. Жадные владельцы дороги соорудили слишком мало кабинок, где производятся расчёты за пользование трассой, и поэтому несколько километров наш автобус едва двигался, пока не преодолел эту преграду. Вскоре мы увидели красивый подвесной мост, соединяющий берега устья Сены (мост В«НормандияВ»), а затем въехали в городок Онфлёр.

            В этом небольшом поселении когда-то располагалась рыбачья деревушка. Потом удобную гавань облюбовали французские корсары, сделавшие Онфлёр своей базой. В начале 20-го века сюда перебираются многие художники-импрессионисты. А теперь это туристический центр, с удобными причалами для яхт и речных теплоходиков, идущих от Парижа.

            В Онфлёре мы пообедали, причём заказы от нас гид принимала ещё в автобусе перед Руаном. За счёт этого была достигнута невиданная для французских ресторанов оперативность - мы ждали не более 10 минут. В отличие от  Шенонсо, кормили здесь очень даже пристойно. А для утоления жажды на каждом столике стояла бутылка сидра, ведь Нормандия - основное место производства этого напитка во Франции.

            После обеда мы обошли центр Онфлёра - он довольно маленький. Главная достопримечательность города - квадратная площадь-гавань. Со стороны устья Сены вход туда охраняет сторожевая башня на островке. Таким образом у корсаров была довольно укреплённая база. Сейчас в ней стоит множество частных яхт, что создаёт дополнительную привлекательность места для туристов - это ведь красиво!

            Ресторанчики в центре Онфлёра чередуются с сувенирными лавками и магазинчиками, где продают сидр и кальвадос (яблочную водку). Никаких других заведений я не заметил в принципе. Ещё одна интересная деталь - у большинства домов в городке крыша и верхняя часть стен покрыты графитом. Так здесь принято для того, чтобы уберечь постройки от разрушающего воздействия солёных морских ветров.

            Сев в автобус мы отправились в Довиль. Этот городок на берегу Ла Манша основали лишь в девятнадцатом веке. Но его сразу же начали рекламировать, как модный курорт и теперь богатым парижанам престижно иметь виллу в Довиле. В каком-то смысле это даже удобно - 2 часа на машине из Парижа - и ты уже на берегу моря.

            Рядом стоит городок Трувиль - он считается курортом для менее обеспеченных людей. Почему это так - непонятно, ведь он уже давно сросся с Довилем, и даже железнодорожная станция для них одна.

            Дорога вдоль моря в Довиле застроена большими красивыми отелями. Все они стилизованы под местное нормандское жильё. Нам предложили на выбор  - либо прогуляться по городку, либо пойти купаться в Ла Манше. Мы с Наткой выбрали второе. Пляжи здесь очень широкие. Нам пришлось идти минут 10, прежде чем удалось более или менее близко подойти к морю. Затем нас ждало ещё одно разочарование - вода была довольно холодной - не больше 20 градусов. А чтобы зайти и поплавать, нужно было брести по мелководью минут 7, как минимум. Да ещё в местном песке весьма много острых ракушек - идти не очень приятно. Мы так и не поняли, почему же это место считается элитным курортом. Или богатые люди принципиально не купаются в море? Вдоль пляжа в Довиле расположены многочисленные центры талассотерапии и спортивные клубы. А раздевалки на берегу носят имена голливудских кинозвёзд - т.е. при удачном стечении обстоятельств можно снять для себя кабинку В«Гаррисон ФордВ» или В«Лоуренс ОливьеВ».

10.08.03 - Париж - Ницца

Наступил наш последний день в Париже. Мы отправились на прощальную прогулку по городу. Дошли от отеля до острова Ситэ. Прогулялись по нему. Нам встретились нарядные полицейские в белой форме. Особенно колоритно смотрелись две негритяночки в фуражках, белых блузках и чёрных юбках. Хотелось их сфотографировать, но они не разрешили - сказали В«Не положено!В».

            Затем мы не торопясь прогулялись к Люксембургскому саду. Бросили монетки в фонтан Марии Медичи, полюбовались на дворец. Заодно Натка нашла в парке вторую модель статуи свободы (первая стоит на мосту Альма), с которых потом изготовлялся нью-йоркский оригинал.

            Выйдя из сада мы совершенно неожиданно попали прямиком к церкви Сен-Сюльпис. Это монументальное сооружение с главным порталом, оформленным в стиле классицизм. Я много раз видел Сен-Сюльпис на картинках, но даже не подозревал, что эта церковь расположена так близко от Люксембургского сада (по карте специально не смотрел - всё получилось само собой). В скверике на площади стоят питьевые фонтанчики в виде миниатюрных изваяний трёх граций. Их поставили ещё при префекте Османе, который в середине XIX века провёл реконструкцию Парижа.

            После этого мы подошли к церкви Сен-Жермен-де Пре. Я хотел посмотреть на неё ещё в прошлый наш приезд, но как-то не получилось. А тут даже удалось зайти внутрь, хотя лучше всего любоваться ею снаружи.

            Мы вернулись к Сене, бросили туда монетки. Прошли через площадь перед Лувром, бросили на него прощальный взгляд. Оставался последний объект, который я хотел посмотреть - 14-я линия метро. Это самая новая, самая автоматизированная линия парижской подземки, оборудованная по последнему слову техники. Правда, она так расположена, что за неделю пребывания в городе нам ни разу не пришлось на ней побывать - не было такой надобности. Но тут уж дело принципа - мы сконструировали маршрут до отеля так, чтобы проехать хоть один перегон по этой линии. Станции на 14-й линии оснащены дверьми на перронах, чтобы никто не мог попасть на пути (примерно, как в Ленинграде на нескольких станциях в центре). А поезда там двигаются без машинистов, так что сидя в первом вагоне  можно наблюдать дорогу в переднем стекле.

            Ну вот и всё - вещи собраны, номер сдан - мы едем в аэропорт Орли. Изначально планировали уезжать из Парижа скоростным поездом, но фирма-туроператор испугалась забастовки железнодорожников и решив подстраховаться, отправила нас в Ниццу самолётом.

            Билетов на руки нам не выдавали - оказывается, во Франции на внутренних линиях уже давно отказались от бумажных авиабилетов - достаточно при регистрации предъявить паспорт - после чего служащий проверяет, покупали ли мы билет и в случае положительного ответа выдаёт посадочные талоны. Рейс выполняла авиакомпания AERIS EXPRESS, а самолёт нам достался Boeing-737-300. Из Парижа в Ниццу всего лишь час лёта, поэтому пассажиров даже не кормят. Желающие могут заказать что-либо за отдельную плату. Что ещё меня поразило - российские стюардессы при взлёте и посадке всегда занимают свои кресла, отведённые им по штатному расписанию, а местные  - так и бегали весь полёт со снедью - пока всем предложили поесть-попить и разнесли, потом убрали мусор - самолёт уже приземлился в Ницце.

Отель нам достался хороший. Номер был большой и удобный, с кондиционером, холодильником и телевизором. После парижской комнатёнки он смотрелся великолепно. Правда, карточка-ключ от входной двери срабатывала через раз, а то и реже - но это уже мелочи.

            Распаковав чемоданы мы отправились купаться в море - было ещё светло. Пять минут пешком - и мы уже на берегу. Пляж в Ницце галечный, но зато вода - чистая, не холодная и в трёх метрах от берега уже глубоко. Только здесь мы оценили, что не зря съездили в Нормандию - после побережья Ла-Манша  Лазурный берег казался райским уголком! Искупнувшись пару раз мы с Наткой почувствовали себя просто замечательно.

            В кварталах Ниццы, примыкающих к набережной, проходят пешеходные улочки. Во второй половине дня на них всегда многолюдно, а вечером - так просто не протолкнуться! Там множество ресторанов, кафе и закусочных, а так же магазинов самого разного профиля. Причём всё работает до позднего вечера.

 11.08.03 - Ницца

            Наутро нам предстояла пешеходная экскурсия по Ницце. Группа встречалась на площади Массена - одной из главных площадей города. На самом деле это просто кусочек широкой полосы бульваров, которые начинаются от набережной и ведут в сторону гор. Площадь украшена красивыми фонтанами и буйной южной растительностью. Место сбора и вовсе находилось под тремя пальмами. Нас провели по узким улочкам старой Ниццы. Застройка там довольно однообразная - 4-5-этажные оштукатуренные дома с решетчатыми ставнями. Правда, кое где они перемежаются более интересными строениями - церквями и муниципальными учреждениями. Весь исторический район города отдан на растерзание туристам - это сплошные рестораны, сувенирные лавочки и магазинчики, торгующие деликатесами. А вообще в Ницце 400 тысяч жителей, это один из крупнейших французских городов со вторым по значению аэропортом страны (после Шарль де Голль в Париже).

            Проходили мы мимо дома, где умер Паганини. Гид с пафосом рассказывала, какие плохие жители Ниццы - мало того, что уморили маэстро, так ещё даже и не знают, в какой квартире он жил.

            Рядом располагается рыночная площадь. Днём там торгуют, причём в разные дни недели - по разному. В понедельник - день нашей экскурсии - прилавки были заполнены антиквариатом. Позднее мы отмечали торговлю цветами и фруктами. А по вечерам на этой площади расставляют столы и стулья близлежащие рестораны.

            Затем мы поднялись на холм Шато - возвышенность, где когда-то находилась городская цитадель, разрушенная в XVIII веке. Туда ведут извилистые дорожки, лестницы и лифт. Разумеется, мы выбрали самый простой вариант и быстро оказались наверху. С холма открывается прекрасный вид на Ниццу. Причём лучше всего смотрится порт - гавань, зажатая между двумя холмами, заполненная многочисленными яхтами. Хорошо видна набережная Ниццы - Promenade des Anglais (Английская набережная) - она изгибается восьмикилометровой дугой между Шато и аэропортом. Наиболее заметен на ней отель В«НегрэскуВ» - самая известная гостиница Лазурного берега. А с противоположной морю стороны видны горы, на которые взбираются окраинные кварталы города.

            Ещё на вершине холма Шато есть рукотворный водопад, который выглядит тут довольно неожиданно, но эффектно.

            Находившись под жарким солнцем, остаток дня мы решили посвятить морю и купались в нём до вечера. С пляжа в Ницце можно наблюдать за самолётами  - аэропорт там был построен на пятачке, целиком отвоёванном у моря. Лётное поле поднимается над уровнем моря совсем немного, но зато сильно в него вдаётся, как мыс. За счёт этого легко видеть, как лайнеры двигаются по аэродрому, а затем взлетают.

            Сами пляжи в Ницце - довольно примечательные. Длинная восьмикилометровая полоса побережья делится на небольшие сектора, которые поровну распределяются между платными и бесплатными пляжами. На бесплатных люди лежат прямо на морской гальке, подстелив свои полотенца или надувные матрацы, а у самой набережной располагаются одна или две стойки душа с пресной водой. Платные пляжи огорожены. Их легко отличить по стройным рядам пластиковых лежаков, по зонтикам от солнца и дощатым дорожкам для удобства ходьбы. Ещё на платных пляжах есть рестораны - можно подкрепиться за столиком, а можно попросить официанта принести еду или напитки прямо к лежаку. Цена за день на таком пляже в Ницце  - 10-20 евро.

            В путеводителях всех запугивают, говоря, что в августе в Ницце на пляжах яблоку некуда упасть. Всё оказалось не так страшно. Когда мы там были - такого не происходило. Даже в разгар дня на бесплатных пляжах оставалось местечко, чтобы расположиться, а уж на платных устроиться - и вовсе никаких проблем. Правда, как говорили нам гиды, в этом году во Францию не приехали американцы, составлявшие ранее от трети до половины всех отдыхающих. Может из-за этого всё так хорошо и было.

12.08.03 - Канны - Ницца (рыбный ресторан)

На следующий день с утра мы отправились в Канны. Нас повезли по главной набережной Ниццы - Английской (Promenade des Anglais). Как-то незаметно мы оказались уже в соседнем городке Кань-сюр-Мер (Cagnes sur Mer) - стоило только переехать по мосту через речку. Ещё несколько минут езды - и мы  подъезжаем к Антибу, известному курорту Лазурного берега. Перед городом на берегу - мощный форт, построенный ещё в XVII веке известным фортификатором Вобаном. А далее уже идёт типичный курортный городок - похожий на все такие города. Сам мыс Антиб остался в стороне - дорога его минует, можно было только увидеть его издали. По слухам там находится роскошный дворец с парком, принадлежащий семейству Ельциных. Рядом расположен другой городок - Жуан ле Пин (Juan les Pins), известный тем, что в нём высадился Наполеон, бежав с острова Эльба - именно в этом месте начались знаменитые В«сто днейВ». Вскоре наш автобус попадает в Канны. Мы проехали по бульвару Круазет и высадились у городской мэрии. Рядом на холме - исторический центр Канн - крепость и примыкающий к ней городской квартал. Мы доблестно полезли на вершину холма. По пути нам показали башню, в которой по местному преданию В«железной маскеВ» устраивали свидание с его подругой. Якобы, дитя, родившееся после этой встречи, было отправлено на Корсику в хорошую семью и получило фамилию Буона Парта - Буонапарт, а внуком этого подкидыша стал Наполеон. Вот такая каннская легенда.

            В крепости на холме помещается только церковь - такая она маленькая. Зато с крепостной стены хороший вид на Канны. У кромки пляжа заметна вертолётная площадка возле дворца кинофестивалей. На горизонте виднеются два островка - Святой Маргариты (Ile Sainte Marguerite) и Сент-Оноре (Ile Saint Honorat). На одном из них и располагалась тюрьма, где содержался узник В«железная маскаВ».

Обратно мы спустились по другой дороге - она проходит по изогнутым улочкам исторического квартала. Как говорят, во время кинофестиваля там происходят самые престижные банкеты и фуршеты, на которые приглашают только самых известных кинозвёзд.

            Далее мы подошли к Дворцу кинофестивалей. С точки зрения архитектуры - абсолютно ничего из себя не представляющая постройка - любой кинотеатр в спальном районе смотрится интереснее. Вероятно, он красивый и удобный внутри. Знаменитая лестница, на которой позируют киноактёры - тоже оказалась вполне заурядной. Даже аллея с отпечатками ладоней победителей фестиваля мне не понравилась - часть слепков уже пришла в негодность и не было заметно, что их собираются реставрировать.

            Мы отделились от группы - народ побежал купаться в море - им отвели на это полчаса, чтобы затем вернуться в Ниццу. А мы с Наткой прогулялись по бульвару Круазет, дошли до знаменитого отела В«КарлтонВ». Эта гостиница всегда соперничала с В«НегрэскуВ» - они всегда старались перещеголять друг друга в роскоши, изысканности кухни и т.д. Внешне же В«КарлтонВ» выглядит более представительным отелем. Затем мы ещё побродили по Каннам. Они нам понравились меньше, чем Ницца - всё-таки последняя - это настоящий, крупный город, с просторными широкими улицами и красивыми бульварами. А Канны - всего лишь курортный городок. Обратно вернулись на электричке. На Лазурном берегу ходят пригородные поезда старого образца - в них нет кондиционеров, что при высокой температуре весьма ощутимо.

            Вечером ужинали в рыбном ресторанчике в старой части Ниццы. Заказали себе паэлью - нам принесли огромную сковородку с рисом, в котором было намешано множество морепродуктов. Но всё было не особенно вкусным - вероятно повара не особенно утруждали себя готовкой - просто сварили всё в одной куче и затем кинули в рис. Крабы были такими маленькими, что я даже не смог их разделать и выковырять из-под панциря хоть что-либо съестное. Часть мидий оказались неприятными на вкус. Лобстер показался мне пересоленным. И только кусочки рыбы были хорошо приготовлены. С рыбными ресторанами в Таиланде не было никакого сравнения! А вот провансальское белое вино оказалось приятным на вкус, хотя сразу же ударяло в голову.

            Разочаровавшись в местных ресторанах, оставшееся время мы продолжали обедать и ужинать продуктами, купленными в местных гастрономах (завтракали мы в отеле). Мне понравился сидр - он был почти непременным атрибутом моих трапез, поскольку хорошо утолял жажду. Часто мы покупали молочные коктейли (назывались они milk shake). Но они в каждом заведении выглядели по разному - иногда по консистенции это было почти твёрдое мороженое.

 13.08.03 - Вечернее Монако

            На следующий вечер мы поехали в Монако. Дорога туда очень красива. Сначала мы выезжали из Ниццы по склону горы - можно было любоваться на кварталы города. Затем автобус остановился у площадки, откуда видна гавань у мыса Сен-Жан-Кап-Ферра (Saint Jean Cap Ferrat). Вид туда - просто изумительный! Синее море, белоснежные яхты, скалы, деревья. Говорят, что там купил себе виллу Березовский.

            Далее нас завезли в городок Эз (Eze) на верхушке горы. Там есть классный мост над пропастью - едешь - и дух захватывает! Говорят, что с него несколько раз бросались люди, проигравшиеся в казино Монте-Карло. Потом всю группу повели на парфюмерную фабрику В«ФрагонарВ». До этого в Париже мы уже дважды отвертелись от визита в подобное учреждение, но, видимо, от судьбы не убежишь - пришлось терпеливо ждать, пока это мероприятие закончится.

            Ещё несколько поворотов на горной дороге, и на горизонте показалось Монако. Отличить территорию княжества от Франции можно по застройке - как только заканчиваются небольшие пригородные дома и начинаются современные строения из стекла и бетона - вы в Монако. Мы въехали в большой подземный паркинг, устроенный в толще скалы и поднялись наверх лифтом. На краю скалы стоит институт океанографии - он прилепился к самому краю обрыва. В нём располагается большой морской музей с красивым океанариумом. Так как в группе оказались желающие его посетить, пришлось быстро посмотреть на рыбок (быстро - потому, что до закрытия оставались считанные минуты).

Затем мы двинулись к старому городу. Историческая часть Монако находится на этой самой скале. Она выглядит очень красиво, так как местные власти тщательно ремонтируют каждый домик и следят за порядком. Недалеко от океанариума стоят виллы принцесс - Стефании и Каролины.

Мы прошли мимо собора, в котором когда-то венчались Грейс Келли и князь Рене, и по узеньким улочкам попали на дворцовую площадь. Там располагается княжеская резиденция и смотровые площадки - можно любоваться видами со скалы. С одной стороны в долине можно заметить высокие многоэтажные дома, где живут граждане Монако - монегаски. Видно, что уровень жизни местного населения весьма высок - на крышах устроены мини-парки и бассейны. Рядышком стоят многочисленные яхты.

На площади перед дворцом стоял гвардеец в парадном костюме, но вёл он себя как-то странно - когда я нацелился на него видеокамерой - он тут же спрятался в полосатой будке. Периодически, видимо, когда у него затекали ноги, он начинал маршировать перед фасадом дворца какой-то странной походкой.

 Справа от дворца стоит памятник самому первому Гримальди - основателю княжества Франсуа, который в 1297 году, переодевшись монахом, вместе со своим братом проник в крепость Монако, а затем, открыв ворота, впустил туда своих солдат. Его так и изваяли - хмурого бородача, в надвинутом на самые глаза капюшоне монашеского плаща. Этот самый Франсуа, чтобы привлечь население на эти дикие скалы, обещал своим будущим подданным освобождение от податей и всяческую заботу. С тех пор повелось, что князь ответственен за достаток монегасков. У всех школьников Монако есть возможность учиться в любом вузе за границей - всё это оплачивается из государственной казны. Если подданный князей Гримальди разорился - ему опять-таки помогут деньгами. Исключение лишь для азартных игр - монегаски не могут играть в казино Монте-Карло, а если они проигрались за пределами княжества - это уже их личные проблемы.

Потом наша группа вернулась в автобус и проехала мимо порта до следующего паркинга. В гавани стояли роскошные яхты, среди которых выделялся корабль Atlantis II - бывшая яхта Ставроса Ниарчоса, греческого миллионера.

Мы снова поднялись на лифте и оказались в парке перед казино Монте-Карло. Оказывается, в этом здании ещё располагается оперный театр. Князь Рене III - большой театрал, его стараниями сюда приглашаются самые известные артисты. Для княжеской семьи даже предусмотрен отдельный вход. И до сих пор, не смотря на свой преклонный возраст, Гримальди-старший посещает все премьеры. Правда, злые языки говорят, что теперь он дремлет во время спектаклей и просыпается только от аплодисментов.

 Пройдя по парку и обогнув казино наша группа подошла к главному входу. Было ещё не поздно, но там уже стояли дорогие гоночные автомобили - В«ЛамборджиниВ», В«ФеррариВ», В«Роллс-РойсыВ» и пр. Часть группы осталась на улице, а мы вместе с остальными пошли в казино. Пропускают в игорные залы только при наличии документов. При этом сразу отлавливаются монегаски, которым вход сюда заказан, несовершеннолетние - из соображений морали и те, кто скомпрометировал себя в Монте-Карло - шулера, хулиганы и пр. Мы с собой паспорта не брали, но нас пропустили вместе с гидом - оказывается, лицензированные экскурсоводы могут проводить с собою желающих из групп. Но вся ответственность за пришедших ложится на гида - полная информация о нём есть в казино. Сначала мы полюбовались роскошным фойе - оно украшено картинами с видами Монте-Карло в год основания игорного дома. На потолке - роскошные люстры, а вдоль стен стоят 28 колонн из оникса. Отсюда можно попасть и в оперный зал, и в игорный. Затем мы зашли посмотреть, как играют в рулетку. Что меня поразило - один рулеточный стол обслуживают целых 4 крупье! Трое принимают ставки, один из них потом вбрасывает шарик, а четвёртый сидит на возвышении и следит за общей ситуацией. Вдобавок всё записывается на видео, чтобы можно было разрешать спорные моменты. Гид пояснила нам основные правила, и мы сели играть. Натка поиграла немножко, потом ей надоело и она ушла в зал В«одноруких убийцВ». А я сидел за рулеткой, пока не угадал число - поставил на 11, и шарик остановился именно в этом секторе. Не знаю, как бы я себя повёл дальше, но тут крупье намекнул мне, что неплохо было б отблагодарить их за выигрыш - кинуть игровой жетон в специальную прорезь на столе. Я так и сделал, а потом пошёл менять выигранные жетоны на деньги.

Затем мы вместе с Наткой спустили её жетоны на игровых автоматах и с чистой совестью отправились к выходу.

Ещё в казино есть приватные залы - для более рафинированной публики. Билеты туда стоят в два раза дороже, а ставки там, соответственно - выше. Но поскольку дата была неблагоприятна для суеверных игроков - 13-е число - эти залы не открывались.

Показывали нам так же и ресторан, куда обычно попадают по особому приглашению директора казино. Это либо очень важные персоны, либо очень сильно проигравшиеся люди, либо те, кому внезапно стало сильно везти - их приглашают, чтобы сбить полосу удачи.

Перед главным входом в казино разбита красивая аллея с фонтанами, клумбами, мостиками и пр. Мы там немного по-фотографировались, а потом посидели в кафе за коктейлем. Cafй de Paris считается очень известным заведением, где иногда можно увидеть знаменитых людей. А напротив располагается роскошный Hotel de Paris, доступный лишь для миллионеров. Говорят, что как-то одна безумно богатая дамочка покупала себе в Монте-Карло В«Роллс-РойсВ» исключительно для того, чтобы доехать от отеля до казино, а потом вернуться (расстояние между ними - метров 50).

14.08.03 - Монако при дневном свете

В Монако нам понравилось, поэтому мы решили поехать туда ещё раз на следующий день. Утром, вдоволь накупавшись в море, позагорав, а затем подкрепившись, пошли к железной дороге. Вокзал в Ницце - единственный, который нам не понравился во Франции. Там не было кондиционера, поэтому толпы перед кассами просто изнывали от жары. Вдобавок перед нами стояла какая-то заторможенная девушка. В итоге мы просто взмокли в этой духоте. В электричке кондиционера тоже не было, поэтому первые 5-10 минут там было не лучше. Зато в Монако станция находится в огромном прохладном тоннеле внутри горы, и там царит живительная прохлада. Там же располагается туристический офис, где оказались буклеты и карты-схемы города на русском языке (я был в трансе - нигде до этого в странах Западной Европы мы не встречались с такой заботой о русских туристах). Поднявшись в лифте на поверхность, мы сели на местный автобус и доехали до экзотического сада. Эта достопримечательность расположена на верхушке и склонах очередной монакской скалы. На разных уровнях проложены живописные тропинки, усаженные кактусами и другими колючими, но при этом очень красивыми растениями, а на Монако открывается прекрасный вид. Поплутав там немного, мы наткнулись на вход в пещеру - грот обсерватории. Лифтов туда нет - спуск происходит по лесенкам, выдолбленным в скале. Идёшь-идёшь, а потом служитель говорит, что ты находишься на глубине 60 метров ниже уровня моря. Там много красивых пещерных залов со сталактитами и сталагмитами, правда большинство из них не очень большие. Температура в этом гроте всегда 18 градусов, а воздух - очень влажный.

Погуляв ещё немножко по экзотическому саду мы поехали на автобусе в старый город - к дворцу, где меня ждало ещё одно чудо - аудиогид по покоям князя Рене III на русском языке. Я снова был поражён! Сам дворец Гримальди не очень большой, а для туристов доступны всего 14 или 15 комнат, из которых наиболее интересен тронный зал. Видно, что местные правители в роскоши не купались. Московская усадьба Кусково - более шикарная резиденция по всем параметрам.

Мы спустились со скалы в порт, полюбоваться на корабли. Рассмотрели при дневном свете яхту Atlantis II. Говорят, что ныне её владелец - наследный принц Монако Альберт. У соседнего берега стояло не менее роскошное судно более современной постройки, но никто не рассказал нам, чьё оно. Вообще, если сложить стоимость всех яхт, находящихся в гавани Монте-Карло, то скорее всего зашкалит за миллиард долларов.

Для того, чтобы принимать океанские лайнеры, руководство Монако расширило порт, соорудив два огромных мола-причала. Говорят, это стоило несколько сот миллионов долларов. А ещё на берегу, прямо перед самым портом стоит бассейн.

Прогулявшись по Монте-Карло, насмотревшись на казино, мы прошли к японскому саду. Этот парк втиснут между автодорогой и набережной моря. Там приятно, но из-за того, что он очень узкий - нет уюта. Хотя может быть японцы думают по другому (строил этот парк японский архитектор).

Набегавшись по городу, мы вышли на пляж. Издали казалось, что он песчаный, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что там лежит очень мелкая галька. Пляж прекрасно оборудован: хочешь - бери на прокат лежак, хочешь - бери кабинку для раздевания с душем, туалетом и гардеробом для вещей. Не желаешь платить - располагайся как можешь. Мы искупались в море, но тут оно нам не понравилось - вода была мутной и не особенно чистой.

Пора возвращаться - мы сели на автобус и доехали до вокзала. А тут как раз отходила наша электричка до Ниццы.

***

            Оставшиеся дни мы просто отдыхали на пляже или гуляли по Ницце. Однажды сходили в порт, посмотрели на кораблики - красиво, но такого блеска и роскоши, как в Монте-Карло - не было. Прогулялись вечером по старому городу. Прошлись (и не один раз) по центральной улице - Rue Massena, где находятся самые большие магазины Ниццы.

            В один из дней купили Андрюшке комбинезончик механика В«Формулы-1В» - будет потом в нём играть в песочнице. Вообще, на Лазурном берегу продавалось немало детских нарядов, связанных с символикой GRAN PRIX MONACO - сказывается близость самой извилистой трассы этих гонок.

            Как-то мы забрели на бульвар Виктора Гюго. Оказалось, что это улица престижных домов, где живут солидные люди - адвокаты, доктора. Их имена и профессии выгравированы на латунных табличках перед входом. Дома на бульваре все, как на подбор - представительные, почти во всех есть садики. А перед зданиями росли апельсиновые деревья с почти созревшими плодами.

17.08.03 - Отъезд

В последний день рано утром искупались в море. На пляже кроме нас были только редкие пожилые туристы, чайки, альбатросы, да непонятные люди, которые там ночевали. Мы бросили на прощание в воду по монетке. Пора домой!

(вернуться к заглавию)

1  ? ( (
Hosted by uCoz
(