Рим 2009 

Вернуться на главную страницу

14.04.09 (Прилёт, Капитолий-Колизей, Санта Мария Маджоре)

Вылетали мы рано утром из Шереметьево. Аэрофлотовский А-321 оказался заполненным едва ли наполовину. При этом всех пассажиров экономического класса зачем-то посадили во второй салон. Первый остался совершенно пустым. Зато пассажиры бизнес класса оказались надёжно изолированными от остальных.

В Риме наш самолёт пришвартовался возле удалённого терминала, поэтому оттуда пришлось ещё ехать на трамвайчике, практически так же, как в аэропорту Шарль де Голь в Париже.

Все формальности прошли быстро, и даже багаж был разгружен практически сразу. Прошли к железнодорожной платформе и оказались неприятно удивлены тому, какая же она низенькая. Пассажирам с тяжёлым багажом входить в вагоны очень неудобно.

Стоим, ждём поезда. Наконец, он появляется, но движется к платформе так медленно, что Натке становится смешно: на борту написано «Леонардо экспресс», а ползёт – как черепаха!

36 минут в пути – и вот уже мы в Риме, на вокзале Термини. «Леонардо экспресс» останавливается аж на 25 пути, поэтому не удивительно, что идти оттуда до метро довольно далеко. Метров 400, если не все 500! Правда, если двигаться по подземному переходу, то там проложены бегущие дорожки, которые ускоряют движение. Вышли на поверхность и довольно быстро добрались до отеля. Впервые я столкнулся с тем, что стойка портье располагается не на первом этаже, а на втором – нам пришлось подняться на этаж, прежде чем мы вошли в гостиницу. Опять же, впервые столкнулся с тем, что портье спрашивал, как нам удобнее – номер с окнами во двор или с окнами на улицу. Разумеется, мы выбрали второй, более тихий вариант. Бросили вещи в номере и пошли гулять.

Велосипед изобретать не стали, поэтому хорошо знакомым маршрутом сначала взобрались на холм Квиринал, а потом спустились с него к форуму Траяна и далее – к площади Венеции. Поднялись на Капитолийский холм. Натка нашла себе уютное местечко на плоском гладком куске тёплого травертина и грелась на солнышке, пока я любовался статуями на Капитолийской площади, затем обозревал древние развалины, а потом искал Мамертинскую тюрьму. Хотел спуститься вниз, к самому первому форуму, к аркам Тита и Севера, но не получилось – с этой стороны прохода не было. К сожалению, теперь вся археологическая зона огорожена стальными решётками. Проход туда – только по билетам и только в двух местах. Уже не погуляешь там так привольно, как это было возможно восемь лет назад.

Прошли к Колизею. Убедились, что с той стороны к развалинам тоже не пройти. Зато на обратном пути впервые обратили внимание на большие карты, установленные на улице Императорских Форумов. На этих четырёх каменных стеллах прослеживался территориальный рост Римской империи от маленькой области в Лациуме, до максимума, когда полностью охватывалось всё побережье Средиземного моря, а на востоке владения доходили до Персидского залива. В тридцатых годах XX века таких карт было пять – на последней изображалась Италия с колониями при Муссолини. Но после того, как в Рим вошли американские солдаты, эту карту уничтожили – вроде бы расстреляли из автоматов, а обломки потом демонтировали.

Во время этой прогулки мы, наконец-то, заметили, что по обе стороны улицы Императорских Форумов стоят бронзовые статуи самых выдающихся императоров Рима. Эти изваяния как-то теряются в зелени деревьев.

Прогулялись по via Nazionale, и решили сходить к Санта Мария Маджоре – одному из четырёх великих храмов Рима. В прошлую поездку мы до него так и не добрались, поскольку собор закрывался на реставрацию.

В этот раз нам уже ничто не могло помешать. Зашли в церковь как раз во время службы. Чтобы никого не беспокоить, пристроились на одной из задних скамеек и стали спокойно осматриваться. Санта Мария Маджоре – типичная базилика. Высокий и просторный главный неф опирается на два ряда колонн. Потолок главного нефа выполнен из позолоченного дерева в виде квадратных ячеек. Мне показалось, что потолок слегка деформирован – немного прогибается вниз. Над алтарём в апсиде – яркая мозаика на золотом фоне. Утверждают, что большая часть этой мозаики датируется V веком нашей эры, последним веком существования Римской империи. Пол храма украшен узорами из геометрических фигур – полосками белого мрамора с разноцветными вставками из порфира и других природных камней. Слева от алтаря находится очень красивая, великолепно украшенная в барочном стиле капелла Паолина, где захоронены два римских папы.

Пока мы осматривались, служба шла, и настал черёд певчих. Хор их был очень хорош – песнопения слушались просто изумительно, особенно в прекрасных интерьерах Санта Мария Маджоре. А потом священник, который вёл службу, зачем-то перешёл на французский язык и несколько фраз произнёс на нём. Кстати, один из его помощников был чернокожим. Вообще, мы постоянно встречали в Вечном городе служителей церкви из других частей света: Азии, Африки, Америки. Как-никак Рим - столица католического мира.

Вечером встречались со «своим человеком» в Вечном городе. Марина была нашим гидом в туре «Классическая Италия» восемь лет назад. Теперь она живёт в Риме и работает в итальянской столице в туристической фирме, совладельцем которой является. Мы связались с Мариной из Москвы и попросили её помочь с билетами на экскурсию по садам Ватикана. Марина всё организовала лучшим образом.

15.04.09 (Авентин, палаццо Матеи, Via Margutta)

Утром решили воспользоваться римской подземкой. Один перегон проехали по линии А и поразились её немноголюдности. Зато потом, когда на Termini сделали пересадку на В, убедились, что с количеством пассажиров на второй линии метро всё в полном порядке. Народу было очень много, почти как у нас. В вагоне мы стояли – спина к спине.

Вышли на станции Piramida и действительно – сразу же попали к пирамиде Гая Цестия. Это примечательное сооружение было построено в 12 году до н.е. из бетона и облицовано белым мрамором. Внутри помещалась усыпальница Гая Цестия – римского чиновника времён Августа. Что интересно: в Риме когда-то была и вторая пирамида – ещё более высокая – Ватиканская. В Средние века народ считал, что в первой пирамиде захоронен Рем, а во второй – Ромул. Рядом с пирамидой Цестия находится некатолическое кладбище, где, в частности, похоронен Карл Брюллов.

Через улицу от пирамиды возвышаются мощные двухбашенные ворота Сан-Паоло – остатки Аврелиановой стены, окружавшей Рим в III веке н.э. Кстати, пирамида тогда была встроена в эту стену своеобразным треугольным бастионом.

Мы принялись переходить через улицы. В Риме это не слишком-то просто. Светофоры на перекрёстках ставят далеко не всегда, поэтому пешеходы переходят улицы, как получится. Хватает наглости выйти на «зебру» перед несущимся автомобилем – считай, перешёл, если автомобиль успеет затормозить. Боишься – жди кого-либо посмелее, кому так же нужно переходить дорогу в этом месте. Правда, мне показалось, что итальянские водители, не смотря на стереотипное представление о них, как о бесшабашных лихачах, гораздо более дружелюбны к пешеходам, чем наши отечественные, и всегда дадут возможность пройти.

Вдоль дороги стояли какие-то цветущие розовым цветом деревья, отдалённо напоминающие сирень. Если я не ошибаюсь, по-местному они называются «иудино дерево» - за то, что после цветения дают только острые колючки – и никаких плодов.

Повернув пару раз, мы поняли, что выходим куда-то не туда. Обратились к прохожим. Попадались почти исключительно лица духовного звания. А на последнем повороте наш путь скорректировал словоохотливый дедушка, который упорно не замечал, что кроме «скузи» и «грация», других итальянских слов мы не знаем – всё говорил и говорил без умолку, пока мы не отошли от него метров на двадцать.

Начали подъём на Авентинский холм по Via di Porto Lavernale. Справа – аккуратные современные трёхэтажные особняки, а слева, за высоким каменным забором – апельсиновые деревья, усыпанные множеством спелых плодов! Красота – как будто не в перенаселённой столице находишься, а где-то за городом.

Вышли на маленькую и очень уютную площадь Сан-Ансельмо, утопающую в тени раскидистых деревьев. Заметив, что одно из зданий на площади – гостиница, Натка сказала, что останавливаться нужно именно в таких отелях. Тихо, красиво, неповторимый местный колорит. Правда, поздно вечером возвращаться в такое место будет страшновато.

Ещё пара десятков метров – и слева показалась площадь Мальтийских рыцарей. Здесь находится самая знаменитая замочная скважина Рима. Это отверстие для ключа в воротах представительства Мальтийского ордена, через которое открывается замечательный вид на собор Святого Петра. Мы с Наткой по очереди прильнули к замочной скважине и насладились действительно прекрасным видом. В «Оранжевом путеводителе по Риму» утверждалось, что по средам с 10 до 12 часов ворота представительства открывают, и все желающие могут туда войти, даже не утруждая себя получением приглашений. Мы решили проверить – так ли это. На часах было 9-30, поэтому оставшиеся полчаса мы посвятили бенедиктинскому монастырю Сан-Ансельмо, примыкающему к площади.

Церковь при нём была построена из обычного красного кирпича уже в XIX веке и выглядит очень просто – традиционная базилика, к которой примыкает не менее традиционная в Риме многоярусная башня колокольня. Зато перед входом в церковь устроен замечательный маленький дворик с зелёным газоном, украшенным цветами, круглым прудиком с фонтаном и бронзовой статуей Святого Ансельма. Из этого дворика, если посмотреть через ограду направо, можно любоваться красивым парком с пальмами, утопающем в зелени, с видом на купол собора Святого Петра. Нам посчастливилось увидеть живописную сценку – монах-бенедиктинец в серой рясе с чёрной накидкой поливал из шланга цветы перед статуей Богоматери, а потом и саму статую. С левой же стороны к церкви примыкает целый комплекс построек, в которых располагаются многочисленные католические учебные заведения – колледж, институт и даже академия.

Затем мы прогулялись до церкви Святых Бонифаччо и Алессио, что стоит за площадью Мальтийских рыцарей. Особого впечатления она не произвела, хотя мы отметили, что во дворе, в стенной нише располагается статуя Богоматери с младенцем Иисусом, несколько отличающаяся от виденных нами ранее. Мария выглядела уж совсем юной, а ребёнок Христос, которого она держала перед собой двумя руками, радостно простирал руки перед собой, открывая свои объятия каждому.

Часы показали десять. Мы вернулись к представительству Мальтийского ордена, и убедились, что ничего не изменилось – ворота заперты, а возле служебного входа по-прежнему дежурит армейский джип и стоят два молодца в камуфляжной форме, бронежилетах, с автоматическими карабинами наизготовку. Головные уборы этих бравых вояк привели нас в восторг – маленькие малиновые шапочки на макушке, с синим мохнатым помпончиком на длинной верёвочке! Класс!

Насмотревшись на военных, мы снова прильнули к замочной скважине. Что и говорить – вид великолепный. Натка попробовала запечатлеть его на фото. Снимать через отверстие для ключа – задача нетривиальная. Пришлось повозиться, поэкспериментировать. За это время успели подойти другие туристы. И пока они нас ждали, с их лиц не сходили хитрые понимающие улыбки – дескать, снимайте, не торопитесь, мы потом займёмся тем же.

А ворота так и не открыли! Таким образом, опытным путём нам удалось установить, что в парк представительства Мальтийского ордена по средам в 10 часов утра – не пускают. «Оранжевый гид» безоговорочного доверия не заслуживает!

После этого мы отправились вниз по Via di Santa Sabina. Заглянули в сквер после церкви Святых Бонифаччо и Алессио, но там было не очень интересно. Потом вошли в базилику Санта-Сабина – старинную церковь, построенную ещё в V веке нашей эры, за полвека до падения Римской империи. На мой взгляд – это характерная римская базилика в строительном смысле этого слова. По этой церкви древнеримскую архитектуру изучать можно. Главный неф – высотой в три этажа. Свет в него льётся из окон, расположенных над колоннами, которые в свою очередь несут на себе прямоугольную крышу и стены третьего этажа. В центре главного нефа на полу отмечено место, под которым захоронен один из основателей ордена доминиканцев – магистр Муньос де Самора.

Два боковых нефа значительно уже главного. И высотой они всего лишь в два этажа. Полукруглая апсида на противоположной от входа стене украшена мозаикой. В-общем, типичная для Римской империи базилика, какие строили первоначально для торговли, судопроизводства или для собраний.

Самыми старыми в этой церкви являются мраморные коринфские колонны – их при строительстве взяли из античного храма Юноны, стоявшего где-то поблизости. А ещё, по традиции считается, что именно во внутреннем дворике этой церкви в XII веке было посажено первое в Италии цитрусовое. В нартексе (предбаннике базилики) есть застеклённое окошечко, через которое можно взглянуть на святыню – апельсиновое дерево, которое растёт на том же самом месте.

Сразу за церковью расположен маленький, но замечательный парк Савелло с апельсиновой рощей. Здесь очень уютно, стоят скамейки, есть фонтан. Высоченные деревья в жару дают тень. А на краю обрыва – смотровая площадка с очень широким парапетом. Там собирается молодёжь. На широком парапете можно увидеть целующиеся парочки. Вид с этой площадки открывается замечательный. Прямо напротив - купол собора Святого Петра. Справа – беломраморная громада Алтаря Родина на площади Венеции. Внизу течёт Тибр. Лёгкий ветерок овевает лицо. В высоких кронах среди листьев щебечут птицы. Чудесное место!

Апельсиновые деревья в этом парке были буквально усыпаны спелыми плодами. А ведь стоял лишь апрель! Вот только плоды эти почему-то несъедобны. Удивительно!

Мы спустились с Авентинского холма, перебежали широкую улицу и вскоре оказались у церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Заходить в неё не стали, так как туда как раз подошла большая группа туристов, а перешли на другую сторону, к фонтану Тритона и двум древним храмам – Геркулеса и Портуна. Эти постройки II века до нашей эры всегда необъяснимо меня притягивали своей простотой и соразмерностью (я впервые увидел их на картинках ещё в школьные годы в "Детской энциклопедии"). Но сейчас ими особенно не полюбуешься – их загородили металлической оградой, а храм Портуна (бога рек и портов) вдобавок ещё оказался весь в лесах. Увы – не повезло.

Затем мы прошли ещё немного и оказались возле театра Марцелла. К счастью, к нему можно было спуститься, прогуляться мимо обломков, а затем дойти до развалин портика Октавии. Тоже очень приятное и живописное место. Мы присмотрели по соседству ресторан с открытой площадкой и видом на портик. Решили туда как-нибудь зайти пообедать.

За рестораном начинается один из немногих сохранившихся кусочков средневекового Рима с узкими извилистыми улочками. Блуждая по ним, мы вдруг внезапно вышли к замечательному дому с внутренним двориком, украшенным многочисленными скульптурами. Оказалось, что это – дворец семейства Матеи, построенный в начале XVII века архитектором Карло Модерно. Внутренний дворик, не смотря на не слишком хорошее состояние, смотрится просто великолепно. Скульптуры на постаментах, бюсты в нишах и возле перил ограждения на втором этаже, барельефы на стенах. Просто какое-то варварское обилие декора, но в запущенном состоянии, что делает этот дворик неотразимым!

А сразу же после дворца Матеи мы вышли к фонтану четырёх черепах. Во время прошлого визита в Рим поиски этого фонтана отняли у нас немалое количество времени. А сейчас мы вышли к нему совершенно неожиданно. Тем забавнее было отметить, что в этот раз впечатление от площади с фонтаном было совершенно другим. Она показалась и больше, и уютнее.

Далее по пути зоркая Натка заметила забавную рекламу ресторана: на углу дома стояла большая дубовая бочка, на которой лежали по периметру верхнего донца многочисленные пробки от бутылок с шампанским.

Вскоре мы вышли к Area Sacra Argentina (Largo di Torre Argentina). Это прямоугольный участок земли с раскопанными остатками четырёх античных храмов. Когда-то они были частью ансамбля Марсова поля. Тут же неподалёку располагались театр, портик и курия Помпея, на ступеньках которой был убит Цезарь. Короче говоря, это ещё одно место Вечного города, до предела наполненное духом древности. Современные археологи считают, что место смерти Гая Юлия находится сейчас где-то между фундаментом круглого храма и трамвайной остановкой.

Что ещё интересно в этом уголке Рима – тут неимоверное количество кошек. Если присмотреться, то на глаза сразу попадутся не менее десятка мяукающих созданий, греющихся на солнышке или играющих на травке среди античных развалин. Забавно это видеть в центре огромного города, в двух шагах от шумного перекрёстка с бурным движением транспорта.

Перейдя через оживлённую Corso Vittorio Emanuele II, мы отправились к базилике Санта Мария сопра Минерва. На площади перед этим храмом стоит забавный монумент – мраморный слон, на спину которого водружён египетский обелиск. Существует легенда, что если дотронуться рукой до хвостика этого слона, то удача в делах служебных тебе обеспечена.

Кстати, по пути к этой площади нам встретился большой магазин по продаже одеяний священнослужителей. Его витрины смотрелись очень представительно: можно было сделать вывод, что дела у этого торгового предприятия идут весьма неплохо! Вероятно, ризы в Риме пользуются большим спросом.

Вскоре мы вышли к Пантеону. Площадь перед ним кишела народом. Тут были и многочисленные туристы, и ряженые в форме римских легионеров, и полицейские в синих фуражках, и полицейские в белых касках, и уличные лоточники с сувенирами.

Зашли в Пантеон, полюбовались снопом света, идущим сверху через круглое отверстие в крыше. Воистину, это завораживает! Великолепное архитектурное решение!

Постояли у могилы Рафаэля. Великого художника похоронили в Пантеоне в 1520 году. Так пожелал сам Рафаэль перед смертью. После этого Пантеон стал усыпальницей лучших сынов Италии.

Потом мы дошли до площади Навона, полюбовались знаменитыми фонтанами работы Бернини. Обратили внимание на фигуру, олицетворяющую реку Ла-Плата, с поднятыми в ужасе руками, после чего посмотрели на статую святой Агнессы на фронтоне церкви, созданной Борромини. Вспомнили анекдот про соперничество между двумя выдающимися скульпторами и архитекторами, а затем вошли в знаменитый храм Sant Agnese in Agone. Только приготовились прикоснуться к прекрасному, насладиться великолепием творения Борромини, для этого даже заняли места на стульчиках, чтобы любоваться искусством без суеты, как вдруг – звенит колокольчик в руках у служителя и нас всех быстренько выпроваживают из церкви. Закрывают на сиесту!

После этого недоразумения я решил найти знаменитую статую Пасквино, от названия которой произошло известное всем слово пасквиль. И мы действительно нашли её неподалёку – через квартал – за каких-то пять минут! Постамент под плохо сохранившимся античным мраморным мужским торсом был почти весь оклеен бумажками с рукописными или машинописными памфлетами на итальянском языке. Традиция, освящённая почти пятью веками истории, продолжается и в наши дни!

Затем мы углубились в лабиринты улочек к западу от площади Навона. Тут застройка, типичная для средневековья – путанная-перепутанная. Ориентироваться совершенно невозможно! Спасает лишь то, что квартал этот невелик по размерам и заблудиться в нём невозможно – выйдешь либо к площади Навона, либо к набережной Тибра.

На площади Монтечиторио перед зданием итальянского парламента стоял корреспондент итальянского телевиденья и рассказывал что-то о работе местных законодателей. Мы поглазели на него, затем на обелиск, поставленный когда-то по велению Августа на Марсовом поле, затем утраченный, потом найденный снова и водружённый на этой площади в 1792 году. Соседняя площадь называется – площадь Колонна. На ней и в самом деле стоит колонна Марка Аврелия. Только на её верхушке сейчас не статуя Марка Аврелия, философа на троне, а изваяние святого Павла. За два тысячелетия эта колонна просела на три с лишним метра под собственной тяжестью.

Прошлись по Корсо, центральной улице Рима, и в подземной переходе под нею обнаружили книжный магазин. На Виа Кондотти, ведущей к Испанской лестнице, подивились непрерывному потоку машин такси. Было ощущение, что по этой улице кроме такси ничто больше не ездит в принципе!

Подошли к Испанской лестнице. К моему разочарованию, цветов на ней ещё не было. А я так надеялся увидеть лестницу в весеннем убранстве! Ну, что поделаешь – на нет и суда нет. Поднялись по ступенькам и полюбовались видом на город.

Затем мы отправились искать Via Margutta. Я не слишком внимательно изучил карту, поэтому не обратил внимание на то, что с Viale Trinita Del Monte спуска туда нет. С первой попытки Via Margutta мы не нашли. Зато увидели, как возле телевизионного автобуса местные жители собирали подписи за что-то. А потом посмотрели на множество зелёных грузовых мотороллеров, припаркованных у обочины. Такая колоритная местная деталь! И, похоже, эти транспортные средства не сильно изменились с послевоенных времён.

Сразу после этого к нам пристали художники, что набрасываются на туристов на верхней площадке Испанской лестнице. Насилу от них оторвались и отправились по Via Sistino к площади Triton и далее, к своему отелю, чтобы переодеться и немножко отдохнуть.

От площади Triton отходит широкая одноимённая улица. Натка присмотрела на ней магазин спагетти. Макарон в нём было великое множество самых разнообразных форм и цветов. Даже не имея перед собой цели что-нибудь купить, побыть десяток-другой минут в этом магазине было очень интересно.

Потом мы отправились по направлению к Piazza del Popolo, и тут Натка заметила на Via due Macelli нумизматический магазин. Всё-таки хорошо, что у меня такая зоркая жена! Я бы со своей близорукостью ни в жизнь не заметил этот магазинчик! В нём я, наконец-то, выполнил свою программу-минимум по итальянским монетам. Там мне удалось приобрести послевоенные монеты в 1, 2 и 5 лир, которые я так безуспешно искал до этого.

Тут же неподалёку обнаружился первый в Риме Макдональдс, хорошо декорированный в античном духе.

Мы снова отправились на поиски Via Margutta. Внимательно изучив во время передышки в отеле карту города, на этот раз я уже не оплошал. Улица была найдена! Оказалось, что она хитро пряталась в квартале, не имея прямого выхода ни к Piazza del Popolo, ни к площади Испании.

На Via Margutta сейчас – сплошные антикварные лавки и художественные салоны. Некоторые дома очень живописно драпируются зарослями плюща. А зачем я так искал эту улицу? Да всё из-за фильма «Римские каникулы». Дом № 51 по Via Margutta имеет уютный внутренний дворик, в котором снимались некоторые сцены этого замечательного фильма. В одной из квартирок дома, по сюжету ленты, жил главный герой – репортёр Джо Брэдли. Теперь о съёмках «Римских каникул» напоминает табличка на обшарпанной стене под большим гипсовым орлом. А о том, что туристы уже порядком допекли местных жителей, повествует надпись на двух языках на листе бумаги формата А4: «Частная собственность. Пожалуйста, не входите!».

Затем мы вышли на Piazza del Popolo. Прямо на этой площади мальчишки играли в футбол, нисколько не стесняясь многочисленных туристов и прочих прохожих. Зашли в церковь Санта Мария дель Пополо. Утверждается, что она построена на том самом месте, где был захоронен римский император Нерон. Самым красивым местом этой церкви является капелла Киджи, спроектированная самим Рафаэлем. Кроме того, в Санта Мария дель Пополо есть фрески Пинтуриккьо, картины Караваджо и витражи начала XVI века – первые витражи в Риме.

Напротив церкви располагается ресторан CANOVA. Некоторые очень любят сидеть за столиками возле него и наблюдать за народом на площади. Мы с Наткой примерились к этим столикам, но обнаружили, что такое – не для нас. Столики – маленькие круглые. За ними можно только пить кофе или пиво, а нам хотелось по-человечески поужинать. Вдобавок мимо постоянно проезжали автомобили, обдавая сидящих облачками выхлопных газов. Зашли внутрь – там ресторан был наполовину пуст. Официант усадил нас в отдельном зале, где мы оказались единственными клиентами. Обслуживали на удивление быстро. Две огромных тарелки с макаронами, заказных нами, появились практически моментально. Оба кушанья оказались очень вкусными.

Наевшись, как последние обжоры, мы медленно поплелись по Via Corso. Улица уже была отдана пешеходам, которых было так много, что и проезжей части едва хватало для всех.

Дошли, как всегда, до фонтана Треви. Возле него было очень многолюдно. Потом поднялись на Квиринальский холм, к президентскому дворцу. Каких-то пять-десять минут пешком от фонтана – но тут уже практически нет туристов. Мы посмотрели на матросов с автоматами, стоящих на часах у дворца, потом заметили с другой стороны здания караульных с палашами и в блестящих шлемах, похожих на драгунские. Остаток вечера провели в скверах напротив дворца, любуясь цветущими каштанами.

16.04.09 (Сады Ватикана, музеи Ватикана, чайная Babington)

Утром, когда мы вышли из отеля, отметили, что отличия между туристами и местными жителями видны невооружённым глазом. Гости Вечного города облачались преимущественно в лёгкую летнюю одежду – в джинсы или шорты и футболки, тогда как римляне почему-то почти все были в кожаных куртках.

Мы решили сперва обойти популярные места, чтобы полюбоваться ими в тишине при утреннем свете. Возле фонтана Треви туристов не было. Лишь пара-тройка местных жителей сидели на ограде и читали газеты. Муниципальные служащие собирали монетки со дна фонтана. Для этого использовались специальные синие пылесосы с невероятно длинными синими шлангами.

Буквально через три квартала от фонтана обнаружился замечательный уютный квадратный дворик какого-то монастыря. Тут росли апельсиновые и лимонные деревья, а в центре, в круглом пруду плескались карпы. По периметру дворика за арочными пролётами была видна галерея для прогулок. И хотя внутренний фасад зданий выглядел весьма обветшавшим, в этом дворике мы почувствовали себя невероятно уютно. И это – в двух шагах от самых людных улиц Рима!

Затем мы отправились к Испанской лестнице. Тут тоже почти не было туристов. Вот когда можно совершенно спокойно фотографироваться возле фонтана «Баркаччо»! Никто не помешает – ни одного визитёра нет в радиусе полукилометра!

Под пальмами на широкой части площади стояли четырёхколёсные одноконные экипажи с откидным верхом. Извозчики читали газеты либо разговаривали друг с дружкой, поджидая клиентов. Лошади были укутаны попонами, похожими на пледы – красными, синими или клетчатыми. Нам понравилось, как развлекалась, одна лошадка – со скуки она стягивала с себя попону, поддевая её мордой. К тому моменту, как мы покидали площадь, попона уже висела на шее лошади, как фартук или передник.

По дороге пронёсся на «Сегвее» седой джентльмен. Такой прыти от него мало кто ожидал. Дежурившие на площади карабинеры в чёрной форме на чёрных мотоциклах проводили лихача восхищёнными взглядами.

На углу начал разводить огонь в жаровне торговец жареными каштанами. Я даже немножко удивился, поскольку считал, что это уличное кушанье продают обычно осенью и зимой.

Далее мы отправились по Via Condotti к Тибру. Переправились по мосту Кавур, затем прошли мимо громадного дворца юстиции. Это, конечно, не «мамонт», как в Брюсселе, но тоже что-то монструозное. Здание строилось более двадцати лет, с 1889 по 1910 годы, но уже в семидесятых годах двадцатого века рухнуло, после чего было восстановлено относительно недавно.

Возле замка Святого Ангела мы надолго задержались, потому что и мост перед ним – наверное, один из самых красивых в Риме, и вид с него открывается замечательный, и на мавзолей Адриана я всегда готов глядеть бесконечно долго. Плюс ещё в этот раз мне захотелось получше разглядеть крепостную стену, соединяющую этот замок с Ватиканом – знаменитый «ватиканский коридор». Построили эту стену в 1277 году с таким расчётом, чтобы по ней римские папы в случае опасности могли промчаться на повозке, запряжённой двумя лошадьми, от своей резиденции до укреплённого замка и укрыться там на время смуты.

По Via della Conciliaziony доходим до колоннады Бернини. На площади перед собором Святого Петра у нас назначена встреча с гидом для похода в сады Ватикана.

До нашего рандеву остаётся ещё около сорока минут. Поэтому я сначала нахожу белый круг на плитах площади между обелиском и одним из фонтанов. С этой точки, по замыслу Бернини, все четыре ряда колонн должны сливаться в один. Действительно, так оно и есть. С белого круга казалось, что в колоннаде колонны стоят по одной, а не рядами по четыре.

Затем мы решили зайти в собор Святого Петра. Организованный вход был устроен справа – длинная очередь на полплощади уже тянулась от начала правой колоннады. За сорок минут мы бы такую очередь не прошли. Поэтому пришлось забыть про свою обычную законопослушность и попытаться пройти слева, через выход, без очереди. Попутно мы спокойно и непринуждённо фотографировали папских гвардейцев возле входа, что обычно не разрешается делать туристам. Нам всё удалось – либо охрана на входе не особенно лютовала, либо вид у нас был такой примерный и законопослушный…

Служба в соборе шла лишь в боковой капелле. На глаза попались молодые люди в белых балахонах с коричневыми накидками с двуцветными красно-золотыми крестами, подпоясанные металлическими цепочками. Сбоку на поясе у них висели чётки.

Сделав круг внутри собора, полюбовавшись его убранством и бросив взгляд на главные шедевры, мы вернулись на площадь. Вскоре подошла гид и мы отправились ко входу в ватиканские музеи, огибая высокие крепостные стены. Гид рассказала, что сегодня – день рожденья Римского папы Бенедикта XVI. Ему исполнилось 82 года.

Вошли с главного входа. Гид побежала искать нашу группу. Поскольку в сады Ватикана пускают только организованные группы, мы должны были присоединиться к франкоговорящей группе. Вот её-то и искала наша гид. Пока мы ждали её, к нам подошёл соотечественник и долго выпытывал, как мы смогли попасть на экскурсию по садам. Ему тоже очень хотелось пойти туда, но для него в тот момент это было совершенно невозможно – на эту территорию пускают только по предварительной записи за пару недель, а то и за больший срок.

После получасового ожидания, когда нам не дали пройти в сады наудачу с итальянской группой, наша французская группа всё-таки нашлась. Тут всё было строго. Мы могли пройти только в то время и с той группой, как было записано у охранников, и никак иначе.

Экскурсия по садам Ватикана начинается фактически от хозяйственного двора, поэтому временами приходилось останавливаться на обочине и пропускать небольшие грузовички, типа отечественной «Газели», везущие в папское государство разные разности, вроде продуктов питания.

Мы сначала спустились по асфальтированной дорожке к монументальному фонтану, увенчанному орлом. Орёл – символ семейства Боргезе. Папа Павел V был представителем этого рода и фонтан являлся архитектурным воплощением могущества этой фамилии. К нашему сожалению, фонтан ремонтировался, поэтому не функционировал. Затем мы поднялись, обогнули ватиканский лес, где попадались интересные фонтанчики, каменный «хаос» и копии античных статуй, и вышли к зданию с круглой башней, увенчанной большой решетчатой антенной. Здесь располагается «Радио Ватикана», вещающее на весь мир.

Если пройти через арку башни – выходишь к садам в итальянском, французском и английском стилях. Тут же рядом произрастают кактусы, а чуть ниже есть забавный треугольный участок – «папский огород». Говорят, что кто-то из римских пап (скорее всего Александр VI Борджиа) выращивал на нём растения, из которых получал знаменитые яды, с помощью которых расправлялся со своими врагами.

Больше всего мне понравился итальянский сад с белыми статуями. Со смотровой площадки возле «Радио Ватикана» открывается замечательный вид на собор Святого Петра.

На территории садов Ватикана стоят копии христианских реликвий относительно недавних лет. Например, тут располагается точная копия Лурдского грота, места, где в 1858 году четырнадцатилетней девушке явилась Дева Мария. Если отвлечься от религиозных вопросов, то нельзя не признать, что эта копия очень удачно смотрится в Ватиканских садах и вполне может способствовать медитациям папы Римского во время его прогулок.

После этого мы подошли к памятнику, посвящённому явлению образа Девы Марии Гваделупской в 1531 году: монах стоит на коленях перед мексиканцем, на плаще которого – цветной образ Богородицы. Рядышком растут замечательные цветущие глицинии.

Вскоре мы очутились возле ещё одной башни круглого сечения. Это – башня Святого Иоанна. Именно в этой башне нынешний папа римский, Бенедикт XVI уединялся на несколько дней сразу же после избрания на свой высокий пост. В течение этого времени в его комнату могли входить лишь домашние кошки, да престарелые монашки-прислужницы, чтобы навести порядок в помещении.

Неподалёку висит на стальной раме, вмонтированной в железобетонную плиту, большой красивый колокол, отлитый специально к юбилейному 2000 году. Как известно, в юбилейный год в Ватикане проходят торжества, во время которых многочисленные паломники могут получить отпущение всех грехов, пройдя через специальные юбилейные ворота в главных соборах Рима.

Рядом с колоколом располагаются очень красивые аллеи с цветущими деревьями и кустарниками. Когда мы шли по ним, гид указала куда-то в сторону и сказал, что в том здании располагается ватиканская железнодорожная станция. Пути, соединяющие её с итальянскими железными дорогами, частично располагаются в тоннеле под садами.

Спустившись с холма, мы обогнули северную часть собора по дорожкам садов и вскоре вышли к изящной вилле в древнеримским стиле. Это казина Пия IV. Построили её в 1558-1562 годах. Инициатором строительства был папа Павел IV, но название вилла получила по имени сменившего его Пия IV. Здание богато украшено барельефами и скульптурой. В овальном внутреннем дворике бьёт фонтан. Восточный фасад виллы очень красив: в нишах стоят скульптуры, на стене – растительные орнаменты. Рядом плещется вода в бассейне и цветут живые цветы.

Вскоре экскурсия закончилась, и мы оказались возле входа в пинакотеку. Гид сказала, что мы вполне можем по тем же билетам посетить ещё и музеи Ватикана. Что мы и сделали.

Начали с Пинакотеки. Но на голодный желудок картины не смотрелись. Пришлось срочно решать проблему. На наше счастье тут же неподалёку отыскался большой кафетерий. По чашке чаю с пирожными – и мы уже снова готовы воспринимать прекрасное.

Сначала спустились в григорианский языческий музей, где можно было полюбоваться древнеримскими мозаиками, а так же увидеть погребальные саркофаги с барельефами.

Затем мы вернулись на исхоженную туристическую тропу: вошли во дворик с бронзовой шишкой – Кортилья делла пинья - и оттуда начали осмотр ватиканских музеев.

Залы, галереи, Аполлон Бельведерский, Лаокоон. Когда ходишь по музею без группы с гидом, это всегда удобнее, поскольку нет нужды кого-то ждать, либо стоять возле какого-то очень значимого экспоната и дожидаться, пока иссякнут потоки красноречия гида или отыскивать в толпе посетителей свою группу, чтобы не потеряться. Хотя, в таком случае не у кого спросить о каком-нибудь интересном объекте, лишённом таблички с подписью.

В этот раз больше всего понравилась галерея географических карт, в которой по стенам развешены подлинные карты Италии и других стран, созданные в XVI веке.

К «станцам Рафаэля» на этот раз мы шли как-то уж слишком долго. А потом ещё не менее долго брели до Сикстинской капеллы. Подозреваю, что за те годы, что прошли с момента нашей предыдущей экскурсии по ватиканским музеям, маршрут движения посетителей существенным образом изменился.

Вот, наконец-то, мы оказались в Сикстинской капелле. Тут, как всегда – невероятное количество народу. Все удобные боковые скамейки заняты. Среди посетителей шныряют служители и периодически не дают людям фотографировать. Но при этом подход служителей – на редкость избирательный. Кого-то они преследуют, как волк овечку, а кого-то в то же самое время они упорно не замечают. Вот и к Натке один из работников музея привязался, как репейник к хвосту ослика Иа-Иа.

К выходу мы шли тоже как-то не так. Если в прошлое посещение нас выпустили вниз по лесенке ко входу в собор Святого Петра, то на этот раз мы довольно долго шли по бесконечным лестницам и коридорам, пока, наконец, не оказались на спиралеобразной «лестнице Леонардо», построенной в 1932 году по проекту Джузеппе Момо.

Обратно мы пошли через площадь Навона и совершенно случайно встретили там своего гида по садам Ватикана. Она уже успела встретиться с другими туристами и проводила для них обзорную экскурсию по Риму.

Обратили внимание на то, что на статуях, созданных Бернини для фонтанов площади Навона сидело просто невероятное количество голубей. Видимо, птицы по-своему тоже ценят прекрасное…

Ноги уже гудели, поэтому мы присели на скамеечке возле одного из фонтанов. Тут же рядом с нами плюхнулась какая-то тётка и принялась отравлять воздух своей вонючей сигаретой. Причём курила она так жадно, что чуть было фильтр сигареты не скурила. Пришлось уходить подальше от этого чадящего паровоза в женском обличье…

Начал накрапывать дождик. Мы отправились к мавзолею Адриана. Сам мавзолей смотрелся неважно – он был закрыт забором со всех сторон и выглядел не лучше любой стройплощадки. Вероятно, намечались реставрационные работы. А вот рядышком, между мавзолеем и Тибром мы заметили портик в современном стиле. Оказалось, что под этой современной крышей укрыт знаменитый Алтарь Мира – монумент, воздвигнутый в 9 году до нашей эры в честь замирения Римской империи Августом и наступления Pax Romania – «Римского мира». Этот древний монумент был утрачен после падения Римской империи. С XVI века начали находить его отдельные фрагменты, что позволило восстановить «алтарь» в 1938 года – при Муссолини. А современное здание-колпак над древним монументом было построено в 2006 году.

Вернулись чуть назад по Корсо и по Via delle Muratte вышли к фонтану Треви, а оттуда уже привычной дорогой – к Испанской лестнице. Дождик всё усиливался. Поэтому намеченный ранее для посещения ресторан, с открытой террасы которого открывается вид на Испанскую лестницу, нам не подходил. Натка предложила пойти в чайную Babington. Это заведение было открыто в 1893 году двумя англичанками – Анной Марией и Изабель Каргилл Бабингтон для британских туристов, чтобы обеспечивать их в Риме традиционной английской пищей.

Стильное место. Всё красиво декорировано. Всюду эмблемы заведения с кошками, даже на вилках, ложках и ножах, я уже не говорю о салфетках. Даже на крышках чайничков, в которых нам подавали чай, были малюсенькие фигурки кошек.

Мы никак не могли определиться с выбором, поэтому заказали «комплексный» обед от Babington. Потом, правда, пришлось раскаиваться, ибо каждому из нас принесли по 8 различных сэндвичей, по две оладьи с кленовым сиропом и ещё по 6 маленьких фирменных печенюшек. Короче говоря – этакие «суши по-английски». Всё удовольствие стоило 29 евро (это при том, что чай в заведении стоит 19 евро!). Мы с Наткой укушались, как самые последние обжоры! Еле встали после этого!

Тяжело передвигая ногами, поплелись к себе в отель. На обратном пути на via Nazionale случайно зашли в магазин. На первый взгляд – обычная небольшая лавка. Но стоит спуститься по ступенькам, как попадаешь в громадный подземный зал со сводчатым потолком. На той же улице есть ещё очень большой книжный, с кафетерием на втором этаже.

17.04.09 (Campo de Fiori, via Giulia, San Giovanni)

Рано утром мы отправились пешком до Campo de Fiori. Воздух был свежим и прохладным, поэтому дошли довольно быстро. Правда, пришлось поплутать в узких переулках к западу от via Arenula: к площади вышли не с первой попытки.

На Campo de Fiori работал продовольственный рынок. Бронзовый Джордано Бруно взирал из-под бронзового капюшона на палатки зелёнщиков, расположившиеся внизу. Мы подошли к памятнику. Джордано Бруно сожгли на костре на этой площади 17 февраля 1600 года. Один из бронзовых барельефов, вмонтированных в постамент памятника, как раз изображает эту жуткую сцену – последние мгновения жизни мыслителя. Два других изображают Бруно-преподавателя и Бруно-подсудимого.

Потом мы отправились на via Giulia. Эта улица – одна из первых, если не самая первая относительно широкая и прямая улица, которую устроили в запутанном хаотичном средневековом Риме по инициативе папы Юлия II и которая приглянулась больше всего флорентийской диаспоре города при следующем папе – Льве X.

Одна наша знакомая очень любит гулять вечерами по via Giulia и в восторженных тонах рекомендовала обязательно её посетить. Однако, утром эта улица мало подходила для прогулок. По ней постоянно проезжали грузовики. А если учесть, что тротуары на via Giulia настолько малы, что их существованием можно полностью пренебречь, то не трудно понять, почему эта улица нам не понравилась. Может быть лишь за исключением арки Фарнезе, живописно увитой плющом. Зато Натке на глаза попалась на одном из зданий табличка: «Direzione Nazionale Antimafia». Эта табличка здорово нас развеселила почему-то.

Заканчивается via Giulia церковью c говорящим названием – San Giovanni dei Florentini. Сразу становится понятно, кто тут жил в эпоху Ренессанса.

Оказалось, что мы находимся недалеко от моста Святого Ангела. Разумеется, что не зайти на него ещё раз мы никак не смогли!

Потом мы дошли запутанным улочкам до площади Навона. Перед самой площадью я вдруг заметил известную церковь Санта Мария дель Анима, где похоронен папа Адриан VI. Этот храм обязательно стоит посетить – он очень красив внутри.

После этого мы подошли к церкви Сант-Иньяцио – барочной церкви, посвящённой Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов. В этой церкви есть одна характерная деталь – фальшивый купол. На плоском потолке храма нарисован купол, которого на самом деле нет. Выглядит весьма забавно.

Выйдя на улицу мы отправились искать «пье ди Мармо» - обломок большой древнеримской скульптуры. Когда мы наконец-то нашли эту ступню в сандалии на постаменте, то сильно разочаровались – мы ожидали чего-то большего. Забавно, что эта ступня сейчас находится на улице via di Santo Stefano del Cacco. Ведь ранее этот обломок на постаменте дал название улице – via Pie di Marmo, улице, на которой он располагался. Но в 1878 году мраморная ступня затрудняла движение траурной процессии во время похорон Витторио Эммануэле II и её убрали на соседнюю улицу.

Затем мы отправились на пьяцца дела Минерва. Я героически дотянулся до хвостика мраморного слона, который держит на спине древнеегипетский обелиск. Для этого пришлось подпрыгивать на выступе постамента памятника, после чего я даже потянул немного мышцы спины и шеи. Но цель была достигнута. За судьбу родной конторы я теперь спокоен!

После этого мы прошли мимо алтаря мира в стеклянном павильоне рядом с мавзолеем Августа и отправились по via di Ripetta, которую путеводитель назвал улицей магазинов, сравнимой с via Corso. Путеводитель очень сильно преувеличивал…

Выйдя с пьяцца Пополо мы попали на станцию метро Flaminia, пройдя по очень-очень длинному подземному переходу. Семь остановок подземки – и мы выходим на поверхность со станции San Giovanni. Тут довольно любопытный район. Широкая улица с оживлённым движением проходит через остатки древней Аврелиановой стены с цилиндрическими башнями там, где когда-то были въездные ворота. Эти ворота раньше назывались ослиными. Потом в эпоху Возрождения рядом с ними построили другие – ворота Сан Джованни. Через последние сейчас и проходит автомагистраль.

За стеной уже видна громада собора и большое пустое пространство перед ним. Подходим поближе. Перед храмом очень многолюдно. В католической иерархии храмов эта церковь стоит выше любой другой, не исключая даже собор Святого Петра. Об этом свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава».

Именно на этом месте находился Латеранский дворец, бывший резиденцией римских пап начиная со времён Константина Великого. Нынешний собор был возведён по распоряжению папы Сикста V на месте обветшавшей древней базилики и окончен в 1735 году. Однако, некоторые постройки, примыкающие к собору, очень древние. Баптистерий, например, был построен ещё в V веке н.э. Есть и готические пристройки.

Великолепный главный портал собора, построенный в классическом стиле, имеет пять входных проёмов. В центральном установлены бронзовые двери, снятые с древнеримской руки. Сохранились же как-то! А в проёме справа от центрального - «юбилейная дверь», открывающаяся только в «юбилейный» год и, как принято считать, обеспечивающая прощение всех грехов тем, кто через эту дверь прошёл.

В центре собора возвышается папский алтарь – в готическом стиле. Он был создан в XIVвеке. В табернакле над алтарём хранятся главные святыни храма – серебряные реликварии с головами апостолов Петра и Павла. Только папа римский может отслужить мессу у этого алтаря – всем остальным по чину не положено!

Мы попытались зайти в музей собора – но он оказался закрыт. Зато был открыт клуатр – готический дворик с обходной крытой галереей с красивыми витыми колоннами и мраморными мозаиками. Вход туда стоил 2 евро, однако благодаря этому в клуатре было не так многолюдно и очень уютно.

Рядом, через дорогу от собора, находится капелла Сан-Лоренцо или Санкта-Санкторум, в которой хранится одна из самых почитаемых христианских реликвий Рима – Святая лестница, Санта-Скала, лестница, по которой, по преданию, Христа вели на суд. Туда всегда идут многочисленные паломники и туристы. Решили зайти и мы, но капеллу к тому моменту закрыли на обед, так что Святую лестницу нам увидеть не довелось.

Заглянули в баптистерий при соборе. Это самая древняя постройка Латеранского храма. Она датируется 440 годом нашей эры. Этот восьмиугольный баптистерий-крестильня послужил образцом для подобных сооружений по всему христианскому миру. Он был первым! При нём – капелла Сан-Венанцио с двумя очень древними мозаиками.

Прошлись пешком от Латеранского собора до Колизея. Я всё высматривал место, где погибла Папесса Иоанна, но увы, найти его не смог.

Подошли к амфитеатру Флавиев, Колизею. Возле него было очень многолюдно. За билетами в археологическую зону стояла огромная очередь. Мы решили отложить поход туда до лучших времён. Обогнули Палатинский холм по очень длинной дуге, мимо Circo Massimo. Убедились, что все древние развалины обнесены металлическим забором и никакого входа туда с южной стороны нет.

Добрели до церкви Санта Мария ин Космедин. На этот раз возле неё не было практически никого, поэтому можно было спокойно войти в храм. На входе Натка без проблем сфотографировала меня рядом с Bocca della Verita – «устами истины», после чего я оставил полтинник в мисочке для сбора «чаевых» в пользу церкви. Говорят, что во времена Древнего Рима этот круглый барельеф с отверстием прикрывал водосток, т.е. исполнял те же функции, что и современные чугунные крышки. Сам храм изнутри отделан очень просто, можно сказать по-спартански, за счёт чего смотрится весьма гармонично. Построили его в VI веке н.э. Декором тогда не особенно злоупотребляли, но красивая мозаика на полу и в хоре церкви имеется.

Ресторан возле портика Октавии оказался забит народом, поэтому вместо обеда мы отправились к Алтарю Родины – Монументу Витторио-Эммануила II – первого короля объединённой Италии нового времени. Поднялись по его многочисленным лестницам на смотровые площадки, а потом отправились на крышу. Оказывается, туда можно подняться на скоростном лифте, пристроенном с тыльной стороны здания. И вот с этой крыши открывается самый замечательный вид на Рим. Ведь Алтарь Родины и так стоит на вершине Капитолийского холма, а тут ещё и подъём на кучу этажей вверх. Становятся видны горы к северо-востоку от Вечного города.

После этого мы прогулялись по Корсо, потом от piazza del Popolo дошли до Испанской лестницы. Весь день на ногах! Чтобы отдохнуть, мы примостились на теплых ступеньках лестницы. Было очень здорово здесь посидеть, понежиться в ласковых лучах вечернего солнца. А вокруг нас на соседних ступеньках отдыхало и грелось на солнышке большое количество людей – как туристов, так и римлян. Погожим вечером Испанская лестница невероятно популярна!

18.04.09 (Палатин, Капитолий, велосипедная прогулка)

Рано утром мы отправились на метро к археологической зоне в самом сердце древнего Рима. Хотелось попасть туда до того, как начнутся гигантские очереди на вход. Подошли ко входу возле Палатинского холма. На вход не было никого. Кроме того, оказалось, что в честь дня основания Рима, который праздновался 18-21 апреля, в основные музеи вечного города можно было попасть бесплатно.

Но! Бесплатно, это не значит, что без билета. Все кассы работали, и все кассиры исправно обслуживали посетителей. Вот и нам были выданы два билета на посещение археологической зоны Рима. Просто мы за них не заплатили ни евроцента.

На Палатине было ещё совсем безлюдно. Это создавало совершенно неповторимую атмосферу. Трудно даже было представить, что в переполненном туристами центре Рима у нас получится такая романтическая прогулка среди древних развалин. На фоне затянутого облаками неба античные руины выглядели потрясающе.

Конечно, мне хотелось бы спуститься вниз, к стадиону Домициана, побродить там среди мраморных обломков, попытаться представить себе былое великолепие прошедших времён. Но увы, туда не пускали. Я пожалел, что у нас с собой не было книжечки «Рим. Монументы: в прошлом и в настоящем», позволяющей иметь перед глазами реконструкции древних построек в привязке к их современным руинам.

На вершине Палатинского холма в садах Фарнезе растут апельсиновые деревья, усыпанные спелыми плодами. А ещё там цвели розы. Розы, пальмы, апельсины и пирамидальные тополя: всё это – Палатин в апреле. Замечательное место!

Когда мы подошли к смотровой площадке, на её парапет опустилась довольно упитанная чайка. Птица нисколечко не стеснялась нашего присутствия и вела себя, как опытная фотомодель. Вероятно, туристы чаек тут не обижают и скорее всего даже прикармливают. А птицы потом смело гадят прямо на парапет.

Затем мы спустились вниз, на священную дорогу. По ней когда-то на форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.

Мы прошлись к самым колоритным развалинам, полюбовались цветущими маками, а потом отправились обратно, к Колизею. Заглянули в амфитеатр Флавиев. Погуляли внутри него. Натка отметила, что древнеримская арена в Ниме (Франция) выглядит гораздо эффектнее, особенно когда поднимаешься на самый верхний её ярус, чего в Риме сделать невозможно.

По пути к Капитолийскому холму мы разглядели, наконец-то, остатки древнеримской многоэтажной инсулы за Алтарём Родины. В вечном городе в античные времена жило много народу, поэтому для их расселения использовались многоэтажные (до семи или даже восьми этажей) дома – инсулы. Во время расцвета Рима их было более сорока тысяч!

Мы поднялись по лестнице Микеланджело на Капитолийскую площадь. Этот замечательный подъём всегда смотрится великолепно. На верхней части лестницы собирался народ. Судя по всему – люди были приглашены на свадьбы и дожидались женихов и невест.

Потом мы решили зайти в Капитолийские музеи. Билеты в них в эти дни тоже были бесплатными, но, всё равно, чтобы их получить, нужно было отстоять очередь в кассу.

Капитолийские музеи не самые большие в Риме, но довольно запутанные. Это связано с тем, что располагаются они в нескольких зданиях Капитолийской площади, связанных переходами.

Мы не стали пытаться объять необъятное, а лишь просто гуляли по музеям в своё удовольствие. Поэтому, возможно, каких-то всемирно известных шедевров и не заметили. Но вот статую мальчика, вынимающего занозу из ноги, увидели сразу. Затем нам встретилось оригинальное древнее бронзовое изваяние Капитолийской волчицы. То, что оно древнее – мы поняли по следам коррозии на задних лапах с тыльной стороны знаменитой статуи.

В большом зале с высоченным потолком стоял подлинный бронзовый конный памятник Марку Аврелию. На площади располагается лишь позднейшая копия с него. Утверждается, что это единственное изваяние всадника на коне, уцелевшее со времён античности. Сам зал интересен не только памятником, но и дизайном помещения. В него включен дворик на месте бывшего древнего храма Юпитера Капитолийского.

А ещё в музее есть фрагменты гигантской статуи Константина, причём как в мраморе, так и в бронзе. Размер головы – более двух метров! Предполагают, что полный размер памятника превышал 12 метров!

Чуть позже нам встретилась знаменитая мраморная статуя умирающего галла. А потом на глаза попалась замечательная по красоте «мозаика масок»: один лик смеющийся, а другой – с гримасой скорби. Составлена она из множества очень мелких кусочков с богатейшей гаммой оттенков.

Между зданиями музеев есть даже подземный переход под Капитолийской площадью. А во дворце сенаторов есть балкон - смотровая площадка с видом на древний форум.

В другом здании музеев мне запомнился «зал философов», где представлены многочисленные бюсты и изваяния выдающихся мыслителей древности. И есть там приятный внутренний дворик с большой скульптурой речного божества Марфория, впоследствии растиражированной во многих фонтанах Италии и остального мира.

Находившись по музеям, мы вышли на улицу и отправились к театру Марцелла. И как раз вовремя! У его стен началось представление в рамках программы празднования дня основания города. Три десятка человек в костюмах времён Древнего Рима демонстрировали собравшимся вокруг зрителям свадебную церемонию так, как она выглядела две тысячи лет назад. «Жених» и «невеста» шли во главе шествия, потом принимали поздравления от «гостей». После этого для «молодых» и для «гостей» был исполнен зажигательный женский танец. Далее мы смотреть не стали и отправились к тому самому ресторану возле портика Октавии. Но, видимо, не суждено нам было попасть в этот ресторан. На сей раз он оказался просто закрыт, по непонятным причинам.

Мы прошлись по любимым местам этого квартала – палаццо Матеи – фонтан черепах - Area Sacra Argentina (Largo di Torre Argentina), а затем вышли к Пантеону. Возле него тоже бродили жених и невеста в сопровождении гостей. На этот раз – настоящие, современные.

На пьяцца Маддалена к северу от Пантеона мы зашли в ресторан пообедать. Я самонадеянно заказал себе «фиорентину» - аппетит разгулялся не на шутку. Но, когда мне принесли блюдо с большим в три ладони куском чуть поджаренной свинины, я понял, что погорячился. Попросил жену о помощи, но Натка помогать отказалась. Мне удалось справиться едва ли с половиной этой «фиорентины». Остальное пришлось оставить на тарелке.

Где-то неподалёку Натка приметила магазин письменных принадлежностей. Помимо стандартных аксессуаров в нём продавались очень красивые ручки. Металлические их корпуса были украшены рельефными изображениями различных животных. Особенно нам понравились ручки с лошадьми и с драконами.

На Корсо уличный художник рисовал цветными мелками на асфальте какую-то очень известную картину. Получалось у него весьма красиво. Даже жалко, что его труд так недолговечен – всего лишь до ближайшего дождя. Тут же неподалёку возле церкви святого Амброзия пара танцевала танго. На тротуаре стоял стакан для монет, задрапированный красным под цвет юбки танцовщицы. А со ступенек церкви за парой наблюдали жующие сэндвичи туристы.

На пьяцца дель Пополо Всемирный фонд дикой природы (WWF) проводил акцию «1600 панд». Часть площади, примыкающая к холму Пинчо, была уставлена небольшими (примерно с плюшевого медведя) фигурками бамбукового медведя, сделанными из папье-маше. Всего было выставлено 1600 панд – ровно столько, сколько их осталось в мире по данным WWF.

Мы поднялись на холм Пинчо. К сожалению, на смотровой площадке на вершине холма велись археологические раскопки. Увы! Так понравившийся нам в прошлый раз вид с пальмами на Рим был уничтожен забором. Зато мы внимательно осмотрели водяные часы, поставленные здесь в 1867 году и недавно отреставрированные. Красивый такой гидрохронометр.

Решили прогуляться по парку и вдруг увидели, как народ катается по дорожкам на двух- и четырёхместных велосипедах. А почему бы и нам не попробовать? Оставили в залог мой паспорт и взяли себе для прогулки педальный четырёхколёсный агрегат. Вот на этом неуклюжем транспортном средстве мы и отправились путешествовать по вилле Боргезе. Этот парк – довольно большой. Его площадь – около восьмидесяти гектаров. Поэтому там есть где кататься на велосипеде. Плохо лишь то, что местами парк прорезают дороги с автомобильным движением. Прежде чем пересекать такие опасные места мы останавливались, долго оценивали ситуацию, а потом пытались разогнаться с места в карьер, что было весьма непросто. При торможении наш велосипед издавал такие жуткие звуки, что каждый раз Натка с недоумением и ужасом смотрела на меня, требуя прекратить издеваться над бедным животным.

По дороге проезжали красивый фонтан с четырьмя изваяниями пегасов, полускрытыми под чашей фонтана.

Нам удалось добраться до галереи Боргезе, не задавив ни одного пешехода и не врезавшись ни в одну машину по дороге. Это было великим достижением. Правда, возле галереи пришлось вести наше неуклюжее транспортное средство руками, чтобы случайно не задеть многочисленных посетителей музея. Потом мы заехали в тупик: велосипедная дорожка преграждалась бетонными блоками и каким-то шлагбаумом. Обычный двухколёсный велосипед там бы проехал, но наша четырёхколёсная махина не могла. Пришлось возвращаться обратно.

По дороге мы подъехали к озеру с элегантным храмом Эскулапа на маленьком островке. Это одно из самых красивых и романтичных мест на всей вилле Боргезе.

Испытав массу острых ощущений, мы-таки вернулись обратно целыми и невредимыми. Велосипедная прогулка удалась на славу!

По пути в наш отель мы решили прогуляться по via Veneto – улице «сладкой жизни». Прогулялись, но ничего, заслуживающего внимания на этой улице не обнаружили. Много пафосных отелей и кафе, а вот ничего интересного для туристов не встретилось. Видимо так называемая «сладкая жизнь» - не для нас.

Вернувшись в район площади Республики заглянули в просторную торговую галерею. Попили там кофе, а так же отведали какое-то очень интересное мороженое, сделанное по традиционным сицилийским рецептам. Было невероятно вкусно.

19.04.09 (праздничный парад, отлёт)

Утром посмотрели по телевизору прогноз погоды – он совершенно не радовал. Обещали дожди по всей Италии. Поэтому мы экипировались соответственно погоде – надели куртки, да ещё и взяли с собой оба зонтика. Сдали номер дежурному портье, оставили у него свой чемодан и отправились гулять.

Проходя мимо президентского дворца на холме Квиринал, обратили внимание на две вещи. Во-первых, перед входом, в коридорчике за металлическими загородками уже стояло полтора десятка человек. Оказалось, что в честь дня города публике был разрешён вход на территорию резиденции главы итальянского государства, где должен был состояться симфонический концерт. А во-вторых, часовые в будках перед дворцом снова оказались в военной форме очередного, ещё не виденного нами фасона. Да ещё и карабины свои держали по-другому – как будто обнимались с ними!

Спустились с холма и отправились к фонтану Треви. Вероятно, из-за праздника никаких работ по сбору монет там не велось – я даже испытал лёгкое чувство досады. Собрался посмотреть на механизированную процедуру – а тут такая неудача!

Затем подошли к Испанской лестнице и убедились, что цветы на ней ещё не поставили. Хотя уже были видны деревянные подставки для горшков на двух площадках – верхней и средней. Нам оставалось лишь предположить, что лестницу украсят цветами в День основания Рима – 21 апреля.

Отправились по Корсо до площади Венеции. Улица Императорских Форумов уже была перекрыта для автотранспорта, но никаких других признаков того, что по ней пройдёт праздничное шествие, не наблюдалось. Мы решили прогуляться среди древних развалин – благо, в честь праздника билеты туда продавались в кассах бесплатно. Побродили, полюбовались живописными руинами. Вышли, посмотрели на часы – десять часов. В программе празднования значилось, что парад ожидается с 10 до 13 часов. Прогулялись по улице. Увидев каких-то официальных представителей с бейджиками, я спросил у них, когда же ожидается начало парада. Женщина английским не владела, а мужчина заверил меня, что всё начнётся через пять минут, и что колонна людей в древнеримских доспехах проследует от Колизея. Мы им поверили и медленно отправились к амфитеатру Флавиев.

Разумеется, парад не начался ни через пять минут, ни через полчаса и даже ни через час. Мы зашли в ресторанчик на Largo Corrado Ricci, выпили там кофе с пирожными. Тем временем начал накрапывать дождь. Народ постепенно прибывал и выстраивался на тротуарах. Какие-то особенно весёлые люди радостно аплодировали любому, будь то бегущий трусцой спортсмен, или велосипедист, или извозчик в фиакре, кто проходил или проезжал мимо них.

Ближе к полудню Натка устала ждать и отправилась гулять по Корсо. Я проводил её до площади Венеции, а потом вернулся. Ну очень мне хотелось посмотреть на праздничный исторический парад.

А дождик всё усиливался. Пришлось достать зонтик, поднять его как можно выше, чтобы не попасть никому из окружающих в глаз, и в то же время следить, чтобы окружающие не лишили зрения меня самого.

Примерно через четверть часа от Колизея прошествовал улыбающийся человек в бордовом плаще, накинутом поверх древнеримского костюма. Он радостно кричал по-итальянски что-то типа: «Граждане Рима! Радуйтесь! Мы прибыли!».

И в самом деле – минут через пять заиграла музыка, и громкий голос из многочисленных динамиков начал что-то вещать. Вскоре показались люди в старинных доспехах. Первой шла высокая и печальная темноволосая девушка в длинном чёрном хитоне, поверх которого была наброшена лёгкая белая накидка. На голове у девушки был шлем, украшенный пышными белыми перьями. В правой руке она держала золотое яблоко, в левой – двухметровое копьё. За девушкой шёл громила в доспехах и шлеме с наброшенной поверх шкурой леопарда. В руках у этого внушительного мужчины был штандарт (значок) с Капитолийской волчицей в центре золотого венка и надписью на вымпеле чуть ниже: GRUPPO STORICO ROMANO. Далее следовали военачальники с круглыми щитами, в бордовых плащах, накинутых поверх панцирей, с копьями и в шлемах, украшенных красной щетиной. А потом – ещё человек сорок легионеров с прямоугольными щитами, круглыми шлемами и пластинчатыми доспехами. В свободной руке они несли пилумы.

Эта грозная процессия остановилась напротив трибуны для VIP-персон. Диктор их представил, описал вкратце, кто они и каких исторических персонажей изображают.

Затем проследовал второй отряд, с синими овальными щитами и белыми накидками поверх доспехов. Это шли преторианские гвардейцы. Они охраняли престарелого императора Клавдия и его распутную супругу Мессалину, шедших рука об руку. За ними шествовала группа жрецов в белых одеяниях с накидками на головах.

Чуть позже по Фори Империале протопал отряд в доспехах гладиаторов: мурмиллионов и фракийцев, извечных противников на аренах древнего Рима. А потом снова маршировали всё новые и новые группы легионеров.

Таких отрядов прошло мимо зрителей никак не меньше двух десятков. Как я понял – всё это были любители исторических реконструкций со всей Италии.Смотрелось шествие очень здорово и эффектно. Вот только всем – и участникам парада, и зрителям – сильно мешал дождь. Женщины в насквозь промокших накидках, кутались в них, кто как мог, лишь бы не замёрзнуть. Юноши из последнего отряда поднимали над головой щиты, чтобы хоть немного защититься от неутихающего дождя.

А вот если бы устроители начали парад хотя бы на час раньше – все бы успели пройти до ливня. Обидно за участников!

Зато в выигрыше оказались уличные торговцы – негры и колумбийцы. Они шныряли между зрителями, предлагая всем зонты. Многих это выручило.

Встретились с Наткой на Корсо, в условленном месте. Попытались было сходить на какое-то 3-D зрелище “TIME MACHINE”, обещавшее «погружение» на две тысячи лет назад во времена Древнего Рима, но чуть-чуть опоздали к началу сеанса, а ждать почти час до следующего не захотели. Прогулялись до Пантеона и разрешили вопрос, которым задавалась Натка – «Как же там в дождь? Ведь через отверстие в куполе должна литься вода!». Мои хитрые гипотезы насчёт гения древних, которые наверняка что-то замысловатое на этот случай придумали, тут же были полностью развенчаны грубой реальностью! Через круглую дыру в крыше Пантеона действительно лились вода! Поэтому в центре зала мокрая зона была огорожена барьерчиком. И всё! И никаких хитростей, никаких премудростей!

В связи с дождём все ресторанчики вокруг Пантеона оказались забиты народом. Ведь большинство столиков выставлено на улице, а мест в зданиях под крышей не так уж и много. Не удивительно, что все они были заняты. Мы решили дойти до заведения, которое заметили вчера по пути с холма Пинчо. Это ресторан, стоящий напротив виллы Медичи, в ста метрах от церкви Тринита дей Монти. Он летний, но под капитальной крышей, со стеклянными стенами, защищающими от ветра, и с газовыми обогревателями, расставленными по залу. Меню ресторана поместилось всего лишь на одной страничке, что по мнению Натки характеризует заведение с самой лучшей стороны. И в самом деле - всё, что мы там заказали, оказалось очень вкусным. Пока ждали заказа – любовались видом на Рим с высоты. А ещё рядом с нашим столиком располагался бассейн с живыми черепашками. Лепота!

Возвращаясь в отель за чемоданом, завернули к фонтану Треви – бросить туда монетки. Натка похвасталась, что её монету сборщики найдут не сразу – она забросила 5 евроцентов в нижнюю чашу каскада.

Взяли вещи, дошли до Термини, купили билет на «Леонардо экспресс». Поезд должен был по расписанию отправиться в 17-07, однако прибыл на вокзал лишь в 17-15. Точность на итальянских железных дорогах, видимо, не в почёте.

Приехали в аэропорт. Там было солнечно! Но со стороны Рима виднелась большая чёрная туча. Зарегистрироваться удалось сразу – практически за четыре часа до вылета. Удобно! Самолёт до Москвы на этот раз летел итальянский. Хоть и тот же самый А-321, но расположение кресел в салоне отличалось от аэрофлотовского. Да ещё и пассажиров набралось на полный самолёт. Кормили на борту итальянцы хуже, чем наши. Вдобавок они не захотели связываться с горячим – не было ни чая, ни кофе.

А самым весёлым оказалось объявление по прилёту в Москву – «Температура за бортом – 2 градуса мороза». Да-да, именно два градуса мороза! Во второй половине апреля!

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz