|
УПК, или 10"В" под арестом
В школьные годы нам
приходилось раз в неделю посещать учебно-производственный комбинат
(сокращённо УПК). Считалось, что мы получаем там азы профессиональной
подготовки, которая вроде бы как в перспективе поможет всем желающим с
трудоустройством. В частности, в восьмом классе это
были занятия на станкостроительном заводе, который считался шефом-опекуном
нашей школы. В двух просторных кабинетах на цокольном этаже
заводоуправления мы знакомились с азами металлообработки на токарных,
фрезерных и сверлильных станках.
В новой школе я оказался,
соответственно, в новом УПК. Забавно вспомнить, какой казус приключился со
мною при первом посещении этого учреждения. Одноклассники завели меня на
второй этаж к дверям кабинета, а сами разошлись кто куда. Я осмотрелся по
сторонам. Прямо напротив кабинета через коридор зияло открытыми дверьми
какое-то непонятное помещение. Стены и потолок там выглядели просто ужасно
- через обсыпавшуюся штукатурку были видны полоски дранки. Пол украшали
лужи, видимо накапавшие сверху. Я разглядывал эту жуткую комнату и не
мог понять - что же в ней могло располагаться - подсобка для уборщицы или
какой-нибудь склад в аварийном состоянии? Тут меня вдруг резко оттолкнули
- мимо прошла моя одноклассница Ольга П. Окинув меня презрительным
взглядом, она довольно злобно спросила: "Что? Очень интересно?", и вошла в
эту мрачную комнату. С громким стуком захлопнулась дверь, и я, наконец,
разглядел, что стою перед женским туалетом. Надо же было так оконфузится в
первую же неделю нового учебного года!
В новом УПК нас
профориентировали по профилю "информатика". В большом кабинете вдоль одной
стены располагались три или четыре громоздких "Роботрона", а напротив них
возле окон были расставлены "БК-0010" – первые отечественные бытовые
компьютеры. Преподаватель, получивший от Кисы меткое прозвище Филин, вряд
ли мог нас чему-то научить. Он заключил договорённость с хабаровскими
автокомбинатами и постоянно распечатывал для водителей таблицы биоритмов –
тогда почему-то считалось, что данные этих таблиц позволят уменьшить
аварийность, если не выпускать на трассу тех, у кого неблагоприятный день.
А мы либо вводили на "Роботронах" фамилии и даты рождения всех
водителей, либо писали непонятные программки на "БК-0010".
Особенного толку от этих
занятий мы не видели, поэтому нередко вместо УПК ходили в кино. Филин, как
мне кажется, отчасти даже был этому рад – чем меньше народу
присутствовало, тем проще ему приходилось.
Однажды, успешно сходив
утром на "Бесконечную историю" в одном из кинотеатров города, мы решили
проведать своих одноклассников в УПК. Дойдя до здания комбината, мы вдруг
увидели в окне второго этажа бледное лицо Валентина К., который делал нам
руками какие-то непонятные знаки. Поскольку смысл его действий оставался
неясен, мы подошли поближе. Бледный Валя грубо прокричал нам в открытое
окно: "Уходите отсюда!", чем ещё больше запутал ситуацию. Что же там такое
происходит? Мы всё-таки вошли в здание. На лестнице столкнулись с ребятами
из нашей школы, а уж они-то рассказали, что же произошло в стенах УПК.
Оказывается, наших
одноклассников задержала милиция! Те, кто пришли утром на занятия, были
заперты в кабинете информатики по подозрению в хищении микросхем от
"БК-0010". Если кто знает, чудо советской компьютерной мысли представляло
собой пластмассовую клавиатуру, которая подключалась к монитору. А в
правом боку этого устройства помещался маленький пенал с выдвижной
крышкой, на дне которого в
специальных разъёмах крепилась микросхема.
Филин, обходя утром свой
кабинет, обратил внимание, что два бытовых компьютера не включаются.
Забеспокоившись, он начал их пристально рассматривать и заметил, что в
этих «Бэкашках» попросту нет микросхем. Нервный преподаватель информатики
тут же поднял панику (ведь он был материально ответственным лицом!) и
вызвал милицию. А уж ребята из угрозыска планомерно вели свою обычную
работу – «всех впускать, никого не выпускать». Мои одноклассники оказались
заперты в кабинете, откуда их по одному вызывали на допросы.
Узнав, что класс
математический, сыщики тут же начали разрабатывать свою версию – кража
ради драгоценных металлов. У каждого задержанного они выпытывали, не
увлекается ли кто-то из нас химией? Не занимается ли такой человек дома
гидролизом/электролизом? Видимо, сотрудникам правоохранительных органов
было известно, что отечественные микропроцессоры не годятся ни на что,
кроме добычи из них драгоценных металлов. Другие варианты им даже в голову
не приходили.
Допросив каждого, сыщики
решили продолжить процесс в отделении милиции. Моих пойманных
одноклассников погрузили в милицейский УАЗик, набив их туда, как селёдок в
бочку. Потом, после перевозки, до позднего вечера держали в дежурном
помещении, постоянно вызывая на допросы по одному. По словам Саши Ф., мои
одноклассники уже в шутку распределяли между собой роли – кто главарь, а
кто – простые исполнители. Шутки шутками, а к тому времени милиционеры уже
сильно действовали ребятам на нервы. Неизвестно, долго бы ещё их мучили в
отделении. Но, к счастью, вмешались родители, и ближе к ночи наших
отпустили.
Разумеется, позже
выяснилось, что наш 10"В" тут совершенно не при чём. Злополучные
микросхемы украли накануне вечером подростки, которых Филин в конце дня за
некоторое вознаграждение пускал поиграться на компьютере. Их легко
вычислили, опросив персонал УПК. Микросхемы вернули на место, Филину
объявили строгий выговор за злоупотребление служебными обязанностями, а
может даже и уволили. Но мы больше в этом УПК не появлялись. Да и повод
нашёлся вполне подходящий и достаточно нейтральный – подготовка
десятиклассников к выпускным экзаменам. |
|