|
Стихи на уроках
литературы
Почему-то так получалось,
что уроки литературы нам в расписании чаще всего ставили перед
математикой. Поэтому не удивительно, что использовали мы их для
доделывания домашней работы по профильной дисциплине, дорешивания примеров
из задачника Сканави. А, собственно, литературе внимания уделяли мало. Те
же обязательные сочинения из нас вытягивали, чуть ли не клещами.
На предыдущем уроке
литературы Антонина Дмитриевна задала нам выучить какое-нибудь
стихотворение по собственному выбору, посвящённое Великой Отечественной
войне. Подозреваю, что ей хотелось услышать от нас как можно больше
различных текстов разных авторов. Но, как этого и следовало ожидать,
многие из нас как-то проигнорировали это задание. На переменке перед
литературой в классе можно было заметить некоторое оживление. Мы начали
срочно искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Среди одноклассников
каким-то чудом нашёлся человек, который не поленился принести из дома
увесистый томик поэзии военных лет. Мы дружно пролистали книгу и выбрали
хорошее стихотворение Исаковского - всего лишь на 16 строчек. Оно легко
заучивалось и никому из нас ранее не встречалось. На память в нашем классе
мало кто жаловался, всё-таки все были математически одарёнными детьми,
поэтому пяти минут зубрёжки хватило за глаза.
Урок начался с опроса.
Первый же вызванный к доске оратор довольно бойко
продекламировал:
Где ж вы, где ж вы, очи карие? Где ж ты, мой
родимый край? Впереди - страна Болгария, Позади - река
Дунай.
Много верст в походах пройдено По земле и по воде, Но
советской нашей Родины Не забыли мы нигде.
И под звездами
балканскими Вспоминаем неспроста Ярославские, да брянские, Да
смоленские места.
Вспоминаем очи карие, Тихий говор, звонкий
смех... Хороша страна Болгария, А Россия лучше всех.
Антонина Дмитриевна немного
удивилась выбору стихотворения. Она сказала, что на эти слова была
написана довольно известная песня. Но, отнеслась она к этому факту вполне
благосклонно, поэтому первый ответивший получил пять баллов. Наша
преподавательница литературы ещё не знала, что следующие пять или семь
подряд вызванных ею к доске десятиклассников продекламируют ту же самую
песню! Слушая последнего, она уже смеялась до слёз! Опрос на этом пришлось
прекратить.
***
В другой раз задали нам по
литературе выучить какое-нибудь стихотворение Есенина. Было много хороших
вариантов – дома у родителей стоял многотомник этого поэта. Но, буквально
за неделю до этого, мне довелось увидеть по телевизору передачу, где
журналист общался с сестрой великого поэта.
Маленькая сухонькая
старушка с дрожью в голосе вспоминала о прошлом. Она рассказала, как в
один прекрасный солнечный день её брат Сергей взял своих младших сестрёнок
кататься по Москве на извозчике. Маленьким девчонкам это очень
понравилось. Всё было ярким, красочным. На каждой крыше в весенних лучах
грелось огромное количество кошек. А вечером Есенин продекламировал своим
сёстрам только что сочинённое стихотворение "Ах как много на свете кошек".
Разумеется, мне захотелось выучить именно его! В собрании сочинений
нашлось оно легко, заучилось наизусть – ещё легче.
Урок литературы. Вызывают
меня к доске, декламировать. Читаю про кошек:
Ах, как много на
свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится
душистый горошек, И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль
спросонок, Только помню с далекого дня - На лежанке мурлыкал
котенок, Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был
ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный
тигренок, На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я
бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее
износил наш дед.
Было заметно, что
одноклассникам стихотворение понравилось. Антонина Дмитриевна тоже
заулыбалась. И вдруг с задней парты раздаётся возмущённый голос Кисы -
Сергея Я.: - Я протестую! Я категорически против такого жестокого
отношения к животным! Я требую, чтобы из котов шапок не делали! |
|