Будни маткласса            

Вернуться на главную страницу  Рассказы

Будни маткласса

REMONTO BUVI

 

Первые дни в новой школе, в новом классе. Знакомимся с теми, с кем предстоит проучиться вместе целых два года. Привыкаем к новой букве – до этого мы всю жизнь были «Ашками», а тут вдруг стали «Вэшками» - у нас теперь 9 «В». Коллектив там подобрался интересный и очень весёлый.

Запомнился один показательный момент. Мы с Володей, моим соседом по парте, часто обсуждали на переменках достоинства различных групп и исполнителей. Как-то раз, заслышав нашу очередную беседу, кто-то из новых одноклассников (кажется Миша) повернулся к нам и спросил: "А вы слушали замечательную группу "REMONTO BUVI"? У нас все от них все в восторге!". Мы с Володей переглянулись, и, не сговариваясь, стали просить кассету послушать – интересно же было узнать, что же это за музыкальные новости. Оказалось, что насладиться свежими записями нам не придётся – над нами лишь тонко пошутили. По-итальянски звучащее название "REMONTO BUVI" было лишь остроумной переделкой банального словосочетания РЕМОНТ ОБУВИ.

За год до нас в этом классе учился какой-то "знаток" музыки, постоянно кичившийся своей осведомлённостью. В ответ на подобный вопрос он сказал, что, конечно же, он знает таких, слышал все их альбомы, но это уже не актуально. А мы с Володей были людьми простыми, но честными. Этот мини-тест мы прошли успешно. 

Мы – маленькие дети!

 

В нашем классе учились участники, призёры и победители различных всероссийских и всесоюзных олимпиад по математике. Учителя относились к нам уважительно, считая умными и одарёнными. Однако в глубине души мы все конечно же  оставались детьми.

В школьном кабинете химии пол был покрыт очень специфическим линолеумом. Получалось так, что при контакте подошв обуви с этим половым покрытием всегда очень сильно проявлялись электростатические эффекты. Изобретательным моим одноклассникам только того и было нужно.

Мы развлекались так. Человек-генератор ходил, шаркая подошвами по полу, с вытянутой вперёд рукой, накапливая заряд. Затем это статическое электричество с резким треском разряжалось на ухе кого-нибудь из одноклассников. Эффект был поразительным – жертва получала ощутимый удар током, отбрасывала все свои дела и тут же мчалась мстить обидчику.

Но кому-то этого показалось мало. Вскоре была разработана более сильная "живая" электрическая машина. Один человек стоял с вытянутой вперёд рукой, в то время, как двое других совершали вращательные движения зажатыми в руках меховыми шапками так, чтобы на излёте шапки касались спины первого. При такой схеме человеку-генератору удавалось накопить куда больший заряд, такой, что при разрядке об ухо одноклассника можно было явственно видеть искры.

Разумеется, не обошла нас и всеобщая мода на химические диверсии. До сих пор помню, как кто-то сорвал урок в параллельном классе, подбросив на переменке в кабинет фиксаж кислый с таблетками гидроперита в спичечном коробке. Если кто не в курсе - два указанных реактива на свету через 5-10 секунд вступают в реакцию с сильным выделением едкого белого дыма с устойчивым запахом сероводорода. Вместо фиксажа иногда использовались таблетки анальгина.

Однажды в магазин "Военторг" недалеко от школы завезли детские игрушки - маленькие пластмассовые поршневые пистолеты. Поршень на резинке обеспечивал полёт небольшого метательного снаряда (обычно им служила скатанная в шарик бумажка) на несколько метров. Эта игрушка сразу же стала необычайно популярна в нашем классе. Здоровенные десятиклассники с пистолетиками в руках резвились на переменах, как маленькие дети. Зато как это было весело! Догнать своего одноклассника в школьном коридоре, пустить ему бумажную пульку в лоб, а потом удирать во все лопатки, пытаясь скрыться от неминуемого возмездия!

А помню, как весело и увлечённо наши девушки фехтовали на учительских указках. Никогда ранее я не заставал представительниц прекрасного пола из нашего класса за подобным занятием. Все они были девушками серьёзными, умными и благоразумными. А тут вдруг пришлось убедиться, что ничто человеческое, легкомысленное и безрассудное им не чуждо. 

Бег в столовую

 

Одним из самых моих любимых развлечений в школьные годы был бег в столовую на большой переменке. Это бессмысленное с точки зрения учителей занятие приносило какое-то упоение нам мальчишкам, ощущение полёта и скорости. Я и так-то любил бег на короткие дистанции, а в данном виде «спорта» ещё добавлялся скоростной спуск по лестницам и обманные маневры по обгону соперников. Придя в новую школу, я сразу же заметил, что мои одноклассники - такие же гонщики в душе, как и я.

Подходит к концу четвёртый урок. Учительница ещё излагает материал у доски, но в кабинете уже начинается движение. Учебники, тетрадки, ручки и прочее незаметно перемещаются со столов в чемоданы. Самые отчаянные,  (а может быть самые голодные?) уже покинули свои парты и скрытно перебрались за столы у дверей. Остальные участники забега выдвигают толчковую ногу как можно дальше в проходы между рядами, дабы обеспечить себе максимально быстрый старт.

Звенит звонок. Учительница старается как можно быстрее отпрыгнуть из прохода на своё место, чтобы не оказаться затоптанной мчащимися старшеклассниками. С громким топотом мы выбегаем из кабинета и несёмся наперегонки по длинным школьным коридорам. Впереди - самое захватывающее - скоростной спуск по лестницам. Разбег, толчок и несколько секунд свободного парения над ступеньками, когда летишь вниз, лишь слегка держась за перила. Потом разворот – и новый прыжок вниз через весь лестничный пролёт. Забегая на маленькую лестницу нового корпуса можно захлопнуть за собою дверь, и тем самым выиграть несколько секунд у мчащихся сзади одноклассников.

Стремительный разбег на последнем прямом участке, бурный финиш и вот он суперприз: оказаться самым первым за обеденным столом нашего класса! Я – чемпион! 

Микрокалькулятор

 

Все ребята и девушки в нашем классе отличались здоровым чувством юмора. А постоянные мозговые штурмы на занятиях по математике лишь подстёгивали нашу природную сообразительность.

Справа от нас с Володей на соседнем ряду сидел Вова О. Он был интеллигентным начитанным парнем, знал практически наизусть "Двенадцать стульев" и "Золотого телёнка" и мог безостановочно сыпать цитатами из любимых книг. Он очень любил пошутить. Как-то ему удалось, используя Петину сумку с длинным ремнём через плечо, там связать в кучу несколько чемоданов моих одноклассников, что их несчастные обладатели чуть ли не пол-урока копошились на полу, вызывая жуткое негодование Натальи Егоровны, с одной стороны, и ехидный смех Вовы О., с другой.

Но мы тоже не лыком шиты! Удалось и нам хорошо пошутить над Вовой! На занятиях часто приходилось решать вычислительные задачки. Для их решения были очень полезны микрокалькуляторы. Вова О. обычно приносил замечательную японскую машинку - очень плоскую, с большим количеством дополнительных операций. И вот, как-то раз на переменке, дождавшись, пока наш сосед справа выйдет погулять, мы с Володей задумали, а потом и проделали весёлую шутку.

Прозвенел звонок, начался урок математики. Нам пришлось что-то вычислять. Вова О. включает свою чудо-машинку - а она не включается. Наш сосед, обычно такой улыбчивый, меняется в лице и принимается судорожно дёргать переключатель. Не помогает. Тогда изрядно погрустневший Вова пытается заставить микрокалькулятор работать при помощи лёгких постукиваний и тряски. И снова безуспешно. В отчаянии он оглядывается по сторонам и видит наши с Володей довольные и ехидные физиономии. Это наводит Вову О. на какие-то подозрения, после чего он отвинчивает заднюю стенку прибора. Что он видит -  маленький клочок бумаги между прижимным контактом и аккумулятором. В очередной раз мы оказались свидетелями резкой смены выражения на лице нашего соседа справа - от вселенской скорби до беспредельной радости! Это было незабываемое, великолепное зрелище! 

Свободная пресса в 9 «В»

 

Как-то раз в девятом классе мне в руки попал небольшой листок, отпечатанный на АЦПУ ЕС-1040. В верхней части звёздочками было набрано название «ОБЛОМ». Далее располагалось несколько статей. Это была первая независимая газета, изданная в нашем классе. «Первопечатником» стал Вова К. по прозвищу Чип.

К нам на уроки информатики приходила женщина из вычислительного центра Дальневосточного отделения Академии наук. Она изложила нам основы FORTRANа, после чего нашему классу выделили время в терминальном зале ЕС-1040.

При очередном посещении вычислительного центра Чипа посетила счастливая идея создать печатное издание. Он выводил на печатное устройство ЕС статьи газеты, заданные операторами FORMAT. Получалось весьма забавно – его творение выглядело, как заправское печатное издание, с заголовком, выходными данными и колонками статей. Газета ходила по классу, зачитанная до дыр, а Вова К был просто счастлив.

Основным идеологическим стержнем «ОБЛОМА» являлись шуточные нападки на Костю П., нашего комсорга. Этому посвящались все статьи газеты. Чип сделал два номера, наполненных различными памфлетами. После этого Костя совершил ответный ход – выпустил свой листок – «ИСТИНУ». Название он подобрал очень удачно, оно замечательно звучало, заставляя вспомнить о «ПРАВДЕ». Текст газеты просто писался печатными буквами на листе бумаги в клетку. Косте уже не нужно было искать тем для своего печатного издания – достаточно было вступить в полемику с Чипом. А мы – одноклассники, радостно читали обе газеты, смеясь над наиболее удачными полемическими выпадами.

В какой-то момент мы с соседом по парте тоже бросились в издательскую деятельность. Наша газета называлась «РАСТВОР». Почему – уже не помню. Видимо придумать что-то более интересное нам с Володей не удалось. Я разразился довольно мутной передовицей, критикуя обоих наших предшественников. А Володя написал небольшой изящный опус на тему прихода весны. В тексте предлагалось, в связи со сменой времён года, поменять все фамилии, в которых  встречались названия цветов в той или иной форме, на более соответствующие сезону. Для примера: Вайс(белый)  на Грюн(зелёный), Шварц(чёрный) на Бунд(пёстрый) и тому подобное. Звучало довольно злобно и феерично. А в конце листка Вова Ф. пометил объявление, что берёт в поломку и ломает часы любых типов и марок. «РАСТВОР», из-за своей вторичности, особого успеха не имел. Выпущен был единственный номер газеты.

Последнее издание создал Олег Ц. вместе с Кисой. Их листок назывался «Ещё раз о крестах» и был наполнен едкими выпадами в адрес всех предыдущих. «РАСТВОР» ругали за то, что он «слишком растворённый», «ОБЛОМ» громили за левый уклон, «ИСТИНУ» - за правый.

Как-то постепенно увлечение газетами сошло на нет. Лебединой песней оказались «Приключения РЭМБО в Хабаровском крае», написанные Андреем С. в десятом классе при некотором моём участии. В этом небольшом памфлете автор творчески переосмыслил  злополучный арест нашего класса, используя для пущей комичности образ Джона Рэмбо. Ну, и, разумеется, Андрей не смог удержаться от того, чтобы не поглумиться над некоторыми одноклассниками.

Что интересно – никто из «издателей» сейчас не связан ни с прессой, ни с литературой. «Газетный» интерес не перерос в профессиональную деятельность, оставшись лишь небольшим эпизодом весёлой школьной жизни…

Кстати, вспомнился ещё один забавный момент, связанный с нашими посещениями вычислительного центра. Раз в неделю мы приходили в терминальный зал, где вдоль стен стояли монохромные мониторы с клавиатурами Consul и занимались, кто чем. Можно было писать какие-нибудь программки на FORTRANе, а можно было сражаться в "Star trek" - игру по мотивам суперпопулярного американского сериала, абсолютно неизвестного в то время в нашей стране.

Я решил написать что-то эпохальное – программу, переводчик с немецкого языка на русский. Поскольку мне было неизвестно, что в 60-70 годы эту задачу довольно безуспешно пытались решить виднейшие кибернетики нашей страны, адекватность моих возможностей поставленной цели меня не слишком волновала. Я писал что-то абстрактное, потом редактировал и оптимизировал написанное. Конечный результат в обозримом будущем не планировался, однако в комментариях к программе уже был набит гордый текст «Программа для перевода с немецкого языка на русский».

Однажды, сев за терминал и войдя в свою пользовательскую зону, я обнаружил в комментариях к своей программе послание, адресованное мне неизвестным доброжелателем: "Ничего у вас не получится! Если ваша программа вам что-то и выдаст, то это будет день рождения вашей бабушки! И может быть - на немецком языке!".

И по сей день мне так и не удалось установить автора этих строчек! 

Класс с углублённым изучением метлы и лопаты.

 

В десятом классе, примерно за полгода до экзаменов, наши учителя и родители начали подготовку к выпускному балу. Были намечены предполагаемые мероприятия, а так же примерно оценена их стоимость. Сумма на одного человека получалась немаленькая, поэтому для того, чтобы облегчить финансовую нагрузку на родителей придумали оригинальный ход. Школа договорилась с районными коммунальными службами и подрядилась на полгода убирать прилежащие улицы от мусора и снега. Вырученные деньги шли на организацию выпускного.

Эту повинность десятые классы исполняли по графику - каждый из нас регулярно выходил на свой участок несколько раз в месяц с мётлой или лопатой, в зависимости от сезона. Это занимало не так уж много времени - не более часа после уроков. Хотя иногда приходилось экстренно выходить и в учебное время, когда приходила директор школы и просила срочно почистить тротуары от снега в метель. Из-за этого мы в шутку называли свой маткласс классом с углублённым изучением метлы и лопаты.  

Вернуться на главную страницу  Рассказы

Hosted by uCoz