Почему мы решили отправиться в Вестфалию в декабре? Мне очень хотелось увидеть великие соборы в Кёльне и Ахене, а Натке – побывать в Германии во время Адвентов, побродить по красивым рождественским рынкам. Звёзды на небесах расположились удачно – нас обоих отпустили на работе в отпуск в начале декабря. 04.12.2009 (Москва – Дюссельдорф – Кёльн) Подлетаем к Дюссельдорфу, снижаемся. В иллюминатор видно, что облачность очень плотная, почти как над Москвою. Ну, думаем, не видать нам тут хорошей погоды, будет всё время эта унылая серая пелена над головой. Приземлились. На паспортном контроле подошли к окошечку сразу вдвоём. Немецкий пограничник лишь спросил у нас, вместе ли мы, и больше ни с какими расспросами не приставал. Не требовал ни обратных билетов, ни ваучеров из отеля. Просто проверил паспорта, и поставил отметку о въезде на следующем листе после визы. Видимо, осенью в Мюнхене нам попался слишком бдительный сотрудник, раз так подробно интересовался деталями нашей поездки, и не все немцы такие дотошные буквоеды. В Дюссельдорфе между терминалами А, В, С и железнодорожной станцией можно перемещаться по подвесной дороге, называющейся SkyTrain. Поезда, состоящие из двух вагонов, курсируют очень часто. Если ты прилетел в аэропорт, или улетаешь из него, то проезд по этой подвесной дороге не требует дополнительной оплаты. Ездить в SkyTrain довольно забавно – вагончики, подвешенные на высоте десяти метров от земли, покачиваются на поворотах. По дороге временами видна телебашня в Дюссельдорфе. Весь путь занимает шесть с половиной минут. Вышли к железнодорожной станции. Очередь за билетами выстроилась и к кассиру, и к автоматам. Натка стала к кассиру. Когда подошла наша очередь, было забавно увидеть, как сотрудник за стойкой достал из недр стола два бланка формата А5, вставил их в принтер, впечатал данные, а потом выдавил из бланков маленькие билетики – чуть меньше, чем проездной на метро в Москве. Довольно нерациональное использование бумаги! Спустились на платформу. Наш поезд опоздал на несколько минут. Садились мы в него с боем. На площадке у дверей столпились люди, собиравшиеся выходить в Дюссельдорфе, поэтому ни в один салон было не пробиться. С большим трудом мы пристроились на лестнице, ведущей на второй этаж, среди студентов. Кое-кого из них даже пришлось для этого поднять со ступенек. Одна из девушек довольно удобно примостилась на багажной полке, дочитывая и дописывая какие-то конспекты. После Дюссельдорфа стало свободнее и мы даже смогли пробраться в нижний салон. Земля Северный Рейн-Вестфален больше соответствовала моим представлениям о Германии, чем Бавария, которую мы посещали осенью. Города практически срослись друг с другом. В окна поезда были видны либо дома, либо промышленные зоны. За те сорок минут, что мы провели в пути, проехали три крупных города – Дюссельдорф, Леверкузен и Кёльн. Внезапно вся плотная облачность куда-то исчезла, и показалось солнце. Смотреть по сторонам стало веселее. Поезд проехал железнодорожный мост через Рейн, и в окна вагона мы увидели громаду собора. Понятно, что это Кёльн. Значит мы приехали. В этом городе главный железнодорожный вокзал был построен прямо напротив собора, поэтому высоченная готическая постройка «встречает» и «провожает» поезда. Вышли из поезда, спустились вниз с платформы, прошли через вокзал. До отеля – три минуты пешком. Вход в «Хилтон» через стеклянную вращающуюся дверь был украшен рекламой с манекеном в рост человека. Это выглядело так странно, что мы даже не сразу поняли, что это именно вход, а не витрина магазина по соседству! Было только 11 часов утра, однако нас сразу же поселили. Мы бросили вещи в номере и отправились гулять по городу. Кёльн, четвёртый по численности населения город Германии, был основан в 38 году до нашей эры. В 50 году нашей эры он получил статус римской колонии и длинное название «Colonia Claudia Ara Agrippinensis» (колония Клавдия и алтарь Агриппины) в честь жены римского императора Клавдия Агриппины, родившейся здесь. С течением времени название сократилось до двух слов – первого и последнего. А потом осталось и вовсе одно – Colonia. Немцы стали его произносить как Кёльн, а англичане – как Cologne. В 1164 году архиепископ Кёльна получил важную реликвию – мощи трёх волхвов. В город сразу же потянулись многочисленные паломники со всего христианского мира. Церковному руководству стало ясно, что для такой реликвии нужно построить более адекватное здание – большую церковь. Был выбран самый востребованный на то время архитектурный стиль – французская готика. В августе 1248 года положили первый камень в фундамент будущего собора. Строительство продолжалось примерно до середины XVI века, но потом прекратилось ввиду нехватки средств. Более трёх веков недостроенный собор высился над городом непонятной громадой. Строительство возобновили лишь в 1842 году, а церемония открытия состоялась в 1880 году, через 632 года после закладки первого камня. Выйдя из отеля, мы первым делом отправились к собору. Он стоит на платформе, возвышающейся на несколько метров над уровнем городских улиц. Когда мы вышли на перекрёсток, собор оттуда показался не таким уж и большим, каким я себе представлял его по фотографиям. Да, безусловно, грандиозный портал с двумя исполинскими 157 метровыми колокольнями производит сильное впечатление. Но, почему-то казалось, что он должен быть ещё больше. Вот такой парадокс восприятия. Вошли внутрь собора. Там шла служба, поэтому дальше нартекса нас не пустили. Из-за высоких потолков главного нефа и в длину собор не показался мне таким уж большим. Мы полюбовались витражами, замечательно подсвеченными ярким солнцем, потом вышли. На площади к югу от собора работал рождественский рынок. В солнечный день он выглядел очень ярким и праздничным. В разукрашенных павильонах торговали местными сувенирами, игрушками, украшениями. Тут же можно было подкрепиться чем-либо на ходу и выпить горячего шоколада или глинтвейна из кружек с фирменным рисунком. Народ радостно и беззаботно бродил по рынку. В центре площади стояла праздничная ёлка, украшенная игрушками и гирляндой из лампочек. Чуть в стороне от площади находится красивый фонтан с труднопроизносимым названием – Heinzelmannchenbrunnen. Женская фигура с фонарём в руке стоит на возвышении, а от неё в разные стороны разбегаются гномы. Что интересно – декабрь, а на клумбе у фонтана замечательно себя чувствуют разнообразные живые цветы в открытом грунте! Суровая немецкая зима! Температура +10 градусов! Рядом с цветами забавно смотрелась очередная традиционная новогодняя ёлка. Мы вышли на пешеходную Hohe Straβe. На ней - сплошные магазины. Поэтому было там чрезвычайно многолюдно. Впоследствии мы не раз прогуливались по этой улице и убедились, что в день нашего приезда народу по Hohe Straβe фланировало не так уж и много. А вот в воскресенье после обеда… Дойдя до того места, где от Hohe Straβe направо отходит другая пешеходная торговая улица Schildergasse, мы повернули налево, в сторону Рейна. Поплутали немножко в переулках и вышли на большую площадь Heumarkt. Тут тоже был устроен красивый рождественский рынок. Крыши павильонов забавно декорировали в деревенском духе. Кроме того, посреди рынка стояло небольшое колесо обозрения – размером с трёх-четырёхэтажный дом. А перед рынком городские власти устроили каток. Рождественская атмосфера витала в воздухе, даже не смотря на полное отсутствие снега! Этот рынок плавно перетекал в следующий, на площади Alter Markt, под сенью высокой готической башни старой ратуши. Тут так аппетитно пахло шашлыками, что Натка не удержалась и продегустировала один. Оказалось очень даже вкусно! На этом рынке работали мастера скульпторы – немецкие Левши. С одной лишь бензопилой в руках они вырезали из толстых пней гномов, троллей, сов, коров, оленей и прочую забавную живность. У них очень здорово получалось. Один раз мы свернули в узкий переулок, и попали и замечательный дворик со странным памятником – как будто из бетонного монолита изваяли героев какого-то литературного произведения – старушку с зонтиком, солдат с орудием, усатого полицейского и некоторых других. Оказалось, что это памятник Вили Остерману, автору и исполнителю песен на кёльнском диалекте. Второй раз свернули – и нам попался не менее интересный дворик с видом на прекрасную романскую церковь святого Мартина. Её высокая остроконечная башня с флюгером и четырьмя маленькими башенками по углам была видна ещё с площади Heumarkt. А в этом относительно уединённом дворике смотрелась ещё лучше. Мы спустились к набережной Рейна. Вдоль берега стояли теплоходы. На одном из них был открыт рождественский рынок. Дошли до моста Гогенцоллернов и поднялись на него. Это сооружение было построено в 1911 году, потом взорвано отступающими немецкими войсками в марте 1945, чтобы преградить путь частям антигитлеровской коалиции. В послевоенные годы восстановление и реконструкция моста заняли более десяти лет. Использовать его без каких-либо ограничений стало возможным только в 1959 году. Зато теперь по нему в сутки проходит более тысячи двухсот поездов! Интересно отметить, что сетчатый забор, отделяющий пешеходную зону моста от железнодорожной, с 2008 года используется местными жителями примерно так же, как у нас ограждения некоторых мостиков в популярных местах. Супруги прицепляют туда небольшие замки со своими именами, выгравированными на металлической поверхности, в знак неразрывности брачных уз. С противоположного берега открывается самый лучший вид на Кёльн. Арки моста, две громадных колокольни собора и, чуть поодаль – башня церкви святого Мартина. Для того, чтобы туристам было удобно любоваться городом – устроена смотровая площадка. Даже зимой, когда на деревьях нет листвы, Кёльн отсюда выглядит очень красиво. Вернулись к собору и разыскали напротив него туристический офис. Там разжились картой города. К моему удивлению, нашёлся даже вариант с сопроводительным текстом на русском языке. Затем мы отправились к старой ратуше. Она расположена недалеко от собора – чуть южнее. Когда мы подошли к старинному арочному порталу ратуши, там как раз проходила церемония бракосочетания. Перед входом дожидались гости и музыканты. Я подумал, что до сих пор ещё не услышал в Кёльне русской речи на улицах. Сказал об этом Натке и тут, как бы в насмешку надо мною, откуда-то сзади раздался голос: «А это – старая ратуша. Она теперь используется только для бракосочетаний». Я обернулся – за нашими спинами пожилой, но очень бодрый гид, увлечённо рассказывал своим подопечным, мужчине и женщин, примерно нашего возраста, об этой достопримечательности. Старейшая сохранившаяся часть ратуши была сооружена в XIV веке. Затем в начале XV была возведена башня в готическом стиле, высотой 61 метр. Интересно отметить, что в самом верхнем помещении этой башни круглосуточно дежурили пожарные. А портал, лоджию в ренессансном стиле, пристроили к ратуше в 1573 году, заменив ею старый вход. Я обратил внимание на барельефы портала на втором этаже. Они все были связаны со львами. На центральном и на левом барельефах воины сражались со львами. А вот на правом какой-то юноша, вероятно, святой, мирно соседствовал в пещере с четырьмя хищниками. Неподалёку от ратуши шли раскопки вокруг древней иудейской миквы. Захотелось есть и мы заглянули в ресторан неподалёку – “Gasthaus Brungs”. Судя по отсутствию посетителей, час был неурочный, однако нас встретили приветливо, усадили за столик и очень быстро обслужили. Натка заказала себе ассорти из сыра, кровяных колбасок, паштета, зелени и какого-то салата, похожего на оливье. Я же взял сосиски с капустой и картофельным пюре. Разумеется, запивали мы всё это традиционным кёльнским пивом «кёльш». Местная кухня нам понравилась: и еда и пиво пришлись нам по вкусу. Да и заведение внутри было очень колоритным: деревянная винтовая лестница на второй этаж, старинная арка в зале, медные отполированные приборы для разлива пива. В оконных проёмах висели изображения ландскнехтов. А вход в эту пивную был украшен двумя большими чёрными бочками почти в рост человека, увитыми электрическими гирляндами. Через некоторое время мы заглянули в какой-то парфюмерный магазин в солидном респектабельном четырёхэтажном здании. К нам тут же вышла продавщица и предложила понюхать образцы их продукции. Поскольку я к сильным запахам отношусь не слишком хорошо, то постарался как можно покинуть этот магазин. И, может быть, зря. Это был знаменитый дом Фарина, старейшая из ныне существующих парфюмерных компаний. Дом потомков изобретателя одеколона. Потом мы отправились гулять дальше и вскоре вышли на пешеходную Schildergasse. Эта улица привела нас к очередной рыночной площади Neumarkt. Разумеется, на ней тоже был рождественский рынок, пожалуй, самый большой из встреченных нами. Здесь нашлась своя изюминка: прямо на рынке пекли хлеб и жарили рыбу в дровяных печах. Топливо для этих печей лежало тут же в поленницах под навесами. Этот рождественский рынок носил имя «Markt der Engel» - Рынок ангела. К Neumarkt примыкает базилика святых апостолов – одна из двенадцати романских церквей Кёльна. Видно, что во время Второй мировой войны эта церковь сильно пострадала – почти вся кирпичная кладка стен выглядела свежей, за исключением отдельных небольших фрагментов. На обратном пути, когда мы проходили мимо огромного магазина «KaufHof», обратили внимание на то, что возле его витрин толпились дети с родителями. Разумеется, мы не смогли пройти мимо. Подошли поближе и увидели, что за каждым стеклом, выходящим на пешеходную улицу, были установлены игрушечные домики с зайцами, мишками и другими зверушками. Причём всё это двигалось, шевелилось. Игрушки разыгрывали небольшие мизансцены, а детвора на улице не могла оторвать глаз от этих витрин. Когда вернулись к собору, его уже подсвечивали. На фоне темнеющего неба громадный храм выглядел более рельефно и внушительно. Особенно красиво выглядел он с рынка на соборной площади. 05.12.2009 (Линц – Бонн – Кёльн) Вокзал в Кёльне – это не только пять пар путей под огромной крышей, но ещё и полностью освоенное и рационально обустроенное подземное пространство. Тут нашлось место не только для структурных подразделений железной дороги, общепита и некоторых магазинов. В подземных галереях также устраиваются фотовыставки. Например, мы застали экспозицию, посвящённую истории вокзала в Кёльне. Тут были и проекты, подававшиеся на конкурс, и фотографии строительства, и снимки вокзала времён Германской империи. Разумеется, не обошлась выставка без фотографий, показывающих разрушенный во Второй мировой войне вокзал и взорванный мост через Рейн. Подали поезд и мы отправились в Линц. Этот небольшой городок на правом берегу Рейна, к югу от Бонна, впервые упоминается в письменном источнике в 874 году. В начале XIV века Линц получает статус города. Через полстолетия тут возводят замок. Потом Линц подвергался всём напастям того времени – сгорал при пожарах, захватывался вражескими армиями, кочевал по разным провинциям и государствам. В наше время этот маленький городок стал весьма популярным у туристов, особенно после того, как его исторический центр капитально отреставрировали в 80-90 годах XX века. Пока добирались в Линц, обратили внимание на замки по берегам Рейна. Их тут немало. А ещё именно в этом районе находится природный заповедник Зибенгебирге. Прибыли на станцию, прошли по указателю в старый город. Было ещё очень рано, поэтому в Линце всё было закрыто. Первым делом мы оказались у замка. Твердыня Линца особого впечатления не производит – ну не похожа она на замок! Обычный замкнутый городской дом с квадратным внутренним двориком. Единственное, что роднит его с замком – круглая каменная башня с конической крышей на углу. С крыльца замка открывается вид на маленькую симпатичную площадь Burg. От неё мы отправились по узенькой улочке с логичным названием Рейнская (Rheinstraβe). Не смотря на то, что всё ещё было закрыто, украшенный к Рождеству городок смотрелся очень празднично. Дома, украшенные золотыми ленточками, гирлянды, перекинутые через улицу, ёлочки на каждом шагу – одним словом, в Линце царила рождественская атмосфера. Вскоре мы вышли на рыночную площадь. Ратуша в Линце довольно банальная, к тому же она была на реставрации, зато посреди площади стоит забавный фонтан – Ratsherrenbrunnen. Пятеро бронзовых человечков сидят по окружности, а в центральной части композиции на возвышении стоит группа из более маленьких, но многочисленных фигурок: мужчин, женщин, детей. И символизирует этот фонтан тот факт, что политики должны помнить, что находятся под пристальным вниманием народа. От рыночной площади прошлись до церкви святого Мартина на холме, потом прогулялись до высокой квадратной башни Neutor. Под аркой этой башни установлена бронзовая фигурка мальчика с трещоткой. Оказывается, в этих местах когда-то имелась следующая традиция: перед Пасхой в пятницу и субботу вместо привычного звона колоколов прихожан в церкви созывал шум от трещоток, с которыми по улицам бегали мальчишки. На улице Neustraβe сохранилось немалое количество фахверковых домов XVII-XVIII веков. Уцелели даже два здания XVI века. Мы вышли на маленькую площадь Buttermarkt. В центре её в скверике под большими деревьями находится фонтан, украшенный каменной торговкой с двумя корзинами – память о располагавшемся здесь масляном рынке. Мы вернулись на рыночную площадь, погуляли по рождественскому рынку, который уже начал работать. Утро было довольно прохладным, и мы начали замерзать. Отправились обратно к Рейнским воротам. Зашли в замок, который уже открылся. Оказалось, что на втором этаже этого здания работает магазин стеклянных изделий и рождественских сувениров. А потом мы заглянули в кафе-кондитерскую Leber. Этому семейному заведению в 1991 году исполнилось 150 лет, о чём нам поведал стенд с фотографиями. Другой стенд показывал, какие случались в Линце наводнения. Видно было, что вода поднималась почти до второго этажа – то есть помещения кафе оказывались полностью затопленными. Заказав пожилой официантке чай с пирожными, мы хорошо перекусили и отогрелись. Но старушка всё время на нас посматривала каким-то странным взглядом. Мы так и поняли почему. То ли здесь не пьют чай, то ли мы были слишком ранними посетителями из заезжих туристов, то ли она пыталась определить, на каком языке мы разговариваем. Вышли через Рейнские ворота и прогулялись к Рейну. У берега стоял небольшой паром Линц-Ремаген. Мы не догадались им воспользоваться и совершенно напрасно. Но, об этом – позже. Недалеко от пристани стоит красивый дом Bucheneck, построенный в XIX веке. Сейчас в нём располагается отель. К дому примыкают городские сады. Нагулявшись, мы вернулись на станцию. Решили доехать до Бонна. Бонн расположен большей частью на другом берегу Рейна, поэтому нам стоило доехать до какой-либо станции на правом берегу, а потом взять такси, чтобы добраться до исторического центра Бонна. К сожалению, заранее в Москве я не изучал маршрут поезда, а по пути в Линц две остановки, имевшие в названии слово Бонн (Bonn-Oberkassel и Bonn-Beuel) показались мне такими затрапезными и обшарпанными, что я решил, что нам лучше выйти в Тройсдорфе. От Тройсдорфа до центра Бонна оказалось около 15 километров. К счастью, станция Тройсдорф оказалась достаточно большой и на стоянке около вокзала были такси. Мы взяли машину до Бонна и минут через 25 уже высаживались возле базилики святого Мартина. Считается, что Бонн был основан в 11 году до н.э. – примерно в это время здесь был устроен римский военный лагерь Castra Bonensis. С 82 го 353 годы н.э. в городе размещался I Легион Минервы. В 353 году Castra Bonensis был разрушен франками, а Легион Минервы – уничтожен. С 1289 года Бонн более чем на пять веков становится столицей Кёльнского архиепископства. В XX веке столичная история города продолжилась – 45 лет Бонн являлся столицей ФРГ (с 1949 по 1994 годы). Пока мы проезжали на такси по Бонну – никак не ощущалось, что здесь когда-то была столица ФРГ. На вид – обычный провинциальный город, уровня российского областного центра Кафедральный собор Бонна – базилика святого Мартина, был заложен в XI веке, после того, как разобрали старое здание церкви. Как это не раз было в Европе, начинали строить собор в романском стиле, а завершали – уже в готическом. Главная башня храма, над средокрестием, достигает высоты 81.4 метра. Мы зашли в собор. Он не поражал богатством отделки, но, тем не менее, был очень красив внутри. Светлый, с мощными арочными пролётами между колоннами. Прогулялись по рождественскому рынку. Посреди просторной площади бросалась в глаза огромная четырёхэтажная рождественская пирамида с лопастями сверху. Пока ходили мимо затейливо украшенных павильончиков, в которых продавались всякие вкусности, набрели на памятник Людвигу ван Бетховену. В обычное время изваяние гениального композитора является доминантой площади, как и башни собора. Но во время Адвентов всё скрадывается пестрым ярмарочным разнообразием. А тут ещё за памятником было установлено небольшое колесо обозрения, которое хорошо маскировало памятник. Затем мы прошли к средневековым городским воротам Бонна. Называются они Sterntor (звёздные ворота) и были построены в 1244 году. В 1898 году их снесли, чтобы не мешали движению по улице. Не спасло даже вмешательство кайзера Вильгельма II (что показывает реальный уровень власти последнего). Через два года Sterntor были воссозданы из камней, оставшихся от ворот и крепостной стены, но уже на новом месте. И кайзеру угодили, и с транспортной проблемой разобрались. Возле ворот тоже работал рождественский рынок, наверное, самый маленький из увиденных нами в Бонне. Натка заметила, что на этом рынке продавались забавные пёстро окрашенные скворечники самой разнообразной формы. Их украшали смешные подписи. Потом мы направились к ратуше и рыночной площади. Рыночная площадь – весьма странной формы. Как раздутый ветром парус на маленькой яхте. Здание ратуши, довольное небольшое, было выстроено с 1737 по 1780 гг в стиле рококо. Фасад украшен вычурными часами и прихотливым горельефом, обрамляющим герб Бонна. Перед ратушей в честь праздника стояла огромная ёлка. Наверное, самая красивая из всех, увиденных нами в эту поездку. Большущая, разлапистая, без остроконечной верхушки, украшенная только электрической гирляндой. От ратуши мы отправились искать родной дом Бетховена. Это здание расположено по адресу Bonngasse 20. Обычный трёхэтажный дом со ставнями на окнах. В музей мы заходить не стали, а направились к набережной Рейна. Тут было немноголюдно. Вдалеке на противоположном берегу виднелись Siebengebirge, «семь гор», национальный парк, являющийся одним из старейших заповедников Германии. Вскоре до меня дошло, что по пути к Линцу мы проезжали как раз у подножия этих самых гор. На фоне гор одиноко высятся два боннских небоскрёба: Post Tower, высотой 162.5 метра и Lange Eugen (114 метров). Смотрятся здесь они, на мой взгляд, довольно неуместно. К пристани подошёл забавный теплоход сине-бирюзового цвета с большими круглыми окнами, оформленный в виде гигантской рыбы. Название у этого смешного кораблика было соответствующим – Moby Dick. Мы решили вернуться в центр Бонна и поднялись с набережной вверх. Вышли к старому корпусу университета, бывшему Kurfurstliche Schloss. Это довольно протяжённое здание с четырьмя угловыми башнями было построено для курфюрста Кёльна в 1695 – 1705 гг. Забавно отметить, что после поражения в битве при Воррингене в 1288 году резиденция курфюрста Кёльна находилась именно в Бонне. А в 1818 году прусский король Фридрих-Вильгельм III основал в Бонне Рейнский университет и передал ему здание Kurfurstliche Schloss. С тех пор это храм науки. По огромной зелёной лужайке перед университетом мы прошлёпали по грязи до исторического центра города. Вернулись на большие площади, заглянули в пару магазинов. По пути к вокзалу набрели на солидный магазин игрушек. В витрине этого заведения была выставлена замечательная игрушечная железная дорога с двумя поездами, станцией и большой горой. Всё это занимало объём примерно 3м*1.5м*1м и стоило 5 088 евро. У витрины стояли с раскрытыми ртами дети, а также их родители и пожирали чудесную игрушку глазами. Дошли до железнодорожного вокзала. Народу на нём было невероятно много. Причём, как мне показалось, вся публика ехала именно в Кёльн. По крайней мере, когда подошёл наш поезд, весь народ дружно отправился штурмовать вагоны. Интересно было отметить, что когда наш поезд прибыл на главный вокзал Кёльна, он оказался ориентирован так же, как и утром, когда мы уезжали в Линц. Т.е. мы описали небольшой круг на местности. Вернувшись в Кёльн мы отправились гулять по вечернему городу. Везде уже включили подсветку, зажглись сотни разноцветных гирлянд. Перед собором было столько народу, что просто караул! Не протолкнуться! Мы с трудом выбрались на пешеходную Hohe Straβe, но там было не лучше. Просто какое-то людское море! Хотелось где-нибудь спокойно поужинать, но все ранее замеченные нами рестораны и пивные были забиты до отказа. В конце концов, мы спустились почти к набережной Рейна и заглянули в небольшой ресторан при отеле. Там было тихо и уютно – то, что нам нужно! Заказали себе что-то, практически наугад (ростбиф с картофельными кнелями и мясо с запеченными палочками из картофельного пюре). Еда оказалась очень вкусной. Затем прогулялись по набережной. Вечером тут было здорово. Деревья украшены гирляндами. В темноте массивная башня церкви святого Мартина выглядит на редкость загадочно и сказочно. Мы прошли до музея шоколада, заглянули в магазинчик при нём. Потом отправились в обратном направлении. Хорошо! Чувствуется атмосфера праздника! 06.12.2009 (Ахен – Кёльн) Начинался второй Адвент. В связи с этим по гостинице ходил парень, одетый Санта-Клаусом и приветствовал гостей традиционным громогласным «Хо-Хо!». В окружении деловых людей, постояльцев «Хилтона», это выглядело весьма комично. Сели в поезд и поехали в Ахен. Забавно отметить, что и по пути туда, и обратно контролёром на линии работала женщина, не самого крепкого телосложения. На мой взгляд, всё-таки данная деятельность требует определённых физических данных, чтобы контролёр был в состоянии выдворить бебилетника. Ахен был основан римлянами, которые заложили город Aquisgranum (Aquae Granni) возле горячих серных источников. Но известность этому месту принесли франки. Карл Великий в 794 году начал строить себе в Ахене огромную зимнюю резиденцию, а в 807 году сделал город столицей своей империи. Затем до 1531 года в Ахене короновались императоры Священной Римской империи германской нации. С середины XVI века город начал приходить в упадок и больше не имел столь важного значения. Прибыв в Ахен, мы вышли из поезда и отправились по указателям к историческому центру. Стрелочка с надписью «Alle Richtung» вывела нас на Вокзальную улицу (Bahnhofstraβe). Пройдя по ней, мы вышли к широкой Theaterstraβe. Нетрудно догадаться, что последняя закончилась возле Ахенского городского театра. Оказавшись у храма муз, мы воспрянули духом – значит, шли в правильном направлении и скоро окажемся в историческом центре города. Так оно и вышло. Вскоре показался неоклассический павильон Elisenbrunnen – здание, построенное в 1827 году над горячими источниками. На этих водах когда-то поправляли своё здоровье Пётр I, Фридрих Великий, Джакомо Казанова, а так же знаменитый композитор Гендель. Туристический офис располагается рядом с Elisenbrunnen. Неподалёку, через сквер от Elisenbrunnen в 1976 году установили забавный фонтан Kreislauf des Geldes (Денежное обращение). По бортикам круглого бассейна с водой установлены бронзовые фигуры, олицетворяющие собой жадность, алчность, снисходительность и попрошайничество. Ещё две фигуры чуть в стороне – это отец объясняет сыну, как нужно правильно использовать деньги. Мы отправились дальше и сразу же наткнулись на магазин, где продавались ахенские печатные пряники. Считается, что это кушанье пришло в Ахен из бельгийского города Динана (кстати, на фотографиях этот Динан выглядит весьма эффектно). А начиная с XV века традиционные печатные пряники стали делать в самом Ахене. Мы полюбовались разнообразными пряниками в витринах, а потом продолжили свой путь. И сразу же оказались возле главной достопримечательности Ахена – собора. Заложили его для Карла Великого в 794 году, как дворцовую часовню. А собственно собор начали строить в 800 году. Это был первый собор в Северной Европе. Когда император скончался в 814 году, его похоронили в дворцовой часовне. Затем в течении шести веков, с 813 по 1531 годы, в Ахенском соборе были коронованы 35 германских королей и 14 королев. За свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался и реставрировался. Поэтому выглядит он весьма нетрадиционно. Восьмиугольная капелла-усыпальница чуть ниже купола соединена мостиком с остроконечной готической башней колокольни. Чуть в стороне поднимаются непропорционально высокие готические конструкции хора. Снаружи к ним добавлены различные пристройки. Благодаря этому силуэт собора совершенно не похож ни на какую другую церковь в мире. Мы прогулялись вокруг собора и поняли, что внутрь попасть в настоящее время невозможно: шла воскресная месса. Поэтому отправились в сокровищницу собора (Domschatzkammer). Она располагается в приземистом здании неподалёку. Экспозиция не слишком большая, но чрезвычайно ценная. Тут находится римский мраморный саркофаг с барельефами, который в 800 году по повелению Карла Великого был привезён в Ахен и предназначался для хранения останков императора после его смерти. Впоследствии этот предмет получил название «саркофаг Персефоны» по одной из сцен, вырезанных на его передней стенке. Ещё в сокровищнице хранится крест Лотаря - полуметровый крест из чистого золота, созданный предположительно мастерами из Кёльна более тысячи лет назад. Лицевая сторона этого предмета украшена 102 драгоценными камнями (неогранёнными самоцветами) и 35 жемчужинами. В средокрестии установлена камея из индийского сардоникса. На камее изображён профиль Лотаря I в образе Августа, с лавровым венком на голове и скипетром в руке. Обратная сторона креста – без драгоценных камней. На гладкой золотой поверхности выгравированы контуры тела распятого Христа. Побродив по сокровищнице среди витрин с золотыми изделиями и парадными облачениями священнослужителей, мы наткнулись на витрину с миниатюрными имперскими клейнодами. Мы уже были в Нюрнберге и читали про историю с регалиями Священной Римской империи. В Ахене изначально хранились меч Карла Великого, кошелёк Святого Стефана и имперское Евангелие. В конце XVIII века ахенские клейноды были вывезены из города. После этого они вместе с Нюрнбергскими реликвиями оказались в Вене, где находятся и сейчас. А Ахену и Нюрнбурге приходится довольствоваться лишь копиями имперской короны, меча, скипетра и державы. Все эти предметы в уменьшенном виде находятся сейчас в сокровищнице. Что мне понравилось в Ахене – это обилие фонтанов и уличной скульптуры. К примеру, у стен собора стоит бронзовое изваяние скорбного коронованного старца в свободной накидке – памятник святому Стефану (1993). На Műnsterplatz перед собором высится стела, напоминающая готическую башню в миниатюре – это фонтан святого Винсента (Vinzenzbrunnen/Marienbrunnen), установленный здесь в 1847 году на месте освящённого источника. Неподалёку есть фонтан Huhnerdieb (куриный вор) с очень забавной фигуркой жулика, из-под кафтана которого так некстати высунулась петушиная голова. А на Kramerstraβe нам встретился замечательный Puppenbrunnen – «кукольный фонтан», установленный здесь в 1973 году. Этот фонтан, наверное, единственный в своём роде. Он украшен небольшими бронзовыми фигурками (всадник на лошади, профессор, Арлекин, рыночная торговка, священник, кукла-модница и сверху – петух, символ французской оккупации в конце XVIII – начале XIX веков), у которых подвижны все части тела. И все, кто подходит к фонтану, в особенности, дети, с увлечением крутят этим персонажам головы, руки, ноги. Пожалуй, это самое легкомысленное место Ахена! Затем, на той же Kramerstraβe, мы обогнали чрезвычайно печального мужчину в красном костюме Санта-Клауса, но без бороды, и с сумкой на колёсиках. Этот человек тяжело брёл со своей ношей по улице, поднимающейся вверх. А почти у самой рыночной площади посреди мостовой расположился шарманщик в чёрном плаще и котелке того же цвета. Озорное, чуть красноватое лицо уличного музыканта, являло собой разительный контраст с только что увиденным Санта-Клаусом. Вышли на рыночную площадь. Тут расположилась самая большая рождественская ярмарка города. Мы с большим удовольствием побродили среди палаток и павильонов. Мне больше всего понравилась точка, где продавали сувенирные керамические домики. От этих игрушечных строений трудно было отвести взгляд. Маленькие фахверки, башни, церкви. И, разумеется, не обошлось без керамических ахенских ратуши и собора. Последний смотрелся интереснее всего. Входы на ярмарку «сторожили» гигантские пряничные человечки традиционного для Ахена вида – печатные пряники такой формы можно было купить на любом рождественском рынке города. На рыночной площади Ахена возвышается здание ратуши. Оно было возведено в середине XIV века на фундаменте императорского дворца Карла Великого. С восточной стороны к ратуше примыкает двадцатиметровая башня Granusturm, построенная в 788 году. Это сооружение из грубого камня является одной из двух сохранившихся частей дворца Карла Великого, а так же самым старым зданием Ахена. Рядом с башней находится вход в ресторан «Ratskeller» - двухэтажная деревянная пристройка с маленькими выпуклыми стёклами в окнах (под старину). На углу посетителей «встречает» забавный красный конь из папье-маше в поварском колпаке. Позади ратуши на площади Katschhof тоже был устроен рождественский рынок, только маленький. Интересно отметить, что площадь эта находится на месте бывшего внутреннего дворика (клуатра) императорского дворца Карла Великого. Потом мы прогулялись по пешеходным улицам, примыкающим к рыночной площади: Grosskőlnstraβe и Kleinkőlnstraβe. На них – сплошные магазины, но все магазины открывались в этот день лишь в 13 часов, сразу после окончания мессы в соборе. Мы отправились на поиски «тельца» - фонтана с легендарным существом. Согласно местным сказаниям, в Ахене возле ручья водилось чудовище Bahkauv, которое по ночам нападало на одиноких путников, прыгая им на спину. Одно такое существо, якобы, было убито в здешних краях самим Пипином Коротким, отцом Карла Великого. В начале 1605 года в Ахене снова заговорили о «тельце» в ручье, который, вроде бы, не ел людей, но грабил их. Городские власти отправили стражников проверить слухи. Ратники провели разведку и доложили, что страшный зверь с кривыми клыками и острыми когтями действительно нападает на людей, но изловить чудовище стражникам не удалось. Помог случай. Однажды «телец», на свою беду, напал на сильно выпившего дюжего кузнеца, который оказался слишком сильным и, не смотря на хмель, одолел Бахкауфа. Когда на шум сбежались местные жители, то они с удивлением обнаружили, что в руках кузнеца – вовсе не страшный зверь, а человек в костюме чудовища. Более того, этим человеком оказался начальник ахенской городской стражи. Стражника-разбойника арестовали, судили и проговорили к публичной порке и изгнанию на веки вечные их Ахена. На перекрёстке между Buchel и Buchkremerstraβe зоркая Натка таки заметила этот фонтан. Он представляет собой металлический столб, на котором восседает приготовившееся к прыжку существо, очень похожее на пантеру, только с длинным хвостом, как у варана. Вода должна литься из кончика хвоста зверя. Очень странный фонтан. Смотрится он как-то куце. Оригинальный Bahkauv, установленный в 1902 году, был гораздо интереснее: там чудовище сидело на скале и пугало маленького мальчика. Но тот фонтан был утрачен в 1942 году. Чуть в стороне нам попалось на глаза забавное изваяние «Oecher Prent»: маленькая девочка прижимает к себе печатный ахенский пряник, почти с неё размером. Ясное дело, что я расценил это, как сигнал, что неплохо было бы и подкрепиться. Зашли в заведение под названием «Alt-Aachener Kaffeestuben», попросили себе вайсбира и сосисок и очень здорово подкрепились. Заодно и отдохнули. Теперь можно было смело дожидаться того момента, когда, наконец-то, закончится месса в соборе. После пивной мы забрели на замечательную площадь Hof в виде очень вытянутого треугольника, в основании которого располагается Domkeller, возведённый в 1658 году. В укромном уголке этой площади стоят развалины какой-то старинной постройки – маленький фрагмент стены, три колонны коринфского ордера и три арочных пролёта. Называется это сооружение Римским портиком (Romischer Portikus). К 13 часам подошли к собору. Пришлось ещё подождать, пока из храма выйдут все прихожане. Внутри собор показался нам не слишком большим, но очень красивым. Конечно же, самое большое своеобразие храму придаёт восьмиугольная древнейшая часть, с арками с каждой стороны, поддерживаемыми колоннами в два яруса, с позолоченными росписями на куполе, напоминающими русские церкви. На длинной цепи висит люстра Барбароссы, подаренная собору императором Фридрихом I. Сделана эта люстра на 48 свечей из позолоченной меди и изображает «небесный Иерусалим» с зубчатыми стенами и 16 стилизованными башнями. Раньше в каждой из них ещё располагались серебряные фигурки святых, ангелов и привратников. Но потом все фигурки пропали. В витрине из пуленепробиваемого стекла стоит Marienstiftes – великолепный позолоченный реликварий XIII века, в котором хранятся самые ценные святыни собора. В другой витрине располагается Karlsschrein – позолоченный ковчег великолепной работы, тоже XIII века с мощами Карла Великого. За 2 евро можно подняться на галерею на втором этаже собора. Там стоит трон Карла Великого. Это простое сиденье из четырёх мраморных плит, скреплённых бронзовыми уголками. Есть мнение, что мрамор для трона был привезён из Иерусалима. Императорское сиденье установлено на возвышении – к нему ведут шесть ступеней. Именно на этом престоле короновали 35 германских королей и 14 королев. Осмотрев трон, мы прогулялись по галерее на втором этаже, рассматривая собор. Обнаружили место органиста, с которого можно управлять главным органом с 59 регистрами, тремя клавиатурами и педалями. Посетив главную достопримечательность города, мы со спокойной душой отправились гулять по пешеходным улицам. Народу там уже было много. В интернациональной толпе особенно отмечалось наличие большого количества франкоязычных. В одном месте на улице висел электронный термометр. Он показывал температуру +13 градусов. И это 6 декабря! Через некоторое время пошёл дождь и мы решили возвращаться. В какой-то момент, чтобы не ошибиться с дорогой, стали спрашивать у прохожих, идущих навстречу, как лучше добраться до вокзала. Из четырёх опрошенных один, к моему великому удивлению, был нашим соотечественником. Я всё никак не могу привыкнуть к тому, что русскоязычных в Германии сейчас очень много. Поезд оказался заполненным до отказа и почти все ехали в Кёльн. Вернувшись в Кёльн, мы сразу с вокзала отправились в собор. Успели войти как раз перед началом службы, за пару минут до того, как служки преградили путь туристам и праздным зевакам. Когда патер читал проповедь, мы убедились, какая великолепная акустика в Кёльнском соборе. Голос священника не дробился, не отражался от стен, а был прекрасно слышен во всех уголках храма. Потом мы отправились гулять по пешеходным улицам. Народу было так же много, как и в субботу. Возле больших магазинов Karstadt и Kauhof на Zeppelinstraβe наткнулись на забавное. Городские власти или руководство магазинов устроили детям подарок: на тротуар высыпали изрядное количество снега (наверное, несколько грузовиков). И ребятишки радостно копошились в этом снегу, пытались мастерить из него снеговиков, катались по склону или играли в снежки. А где им ещё увидеть снег зимой в Кёльне в декабре месяце, если температура всё время держалась около +10? Потом мы прогулялись по вечернему городу, полюбовались иллюминацией и вернулись в отель. В номере на видном месте стояло три пары тапочек. Утром я пожаловался пробегавшему мимо сотруднику «Хилтона», что нам положили лишь одну пару тапочек, и что я хотел бы получить ещё одну пару. И, похоже, персонал решил продемонстрировать нам свою дружелюбность по принципу «подавитесь сволочи!». Как говорится, заставь дурака богу молиться… 07.12.2009 (Дюссельдорф) Утром мы позавтракали, собрались и отправились на вокзал. По дороге в Дюссельдорф любовались ярким солнцем сквозь стёкла вагона. Прибыли на место и обнаружили, что вокзал в Дюссельдорфе значительно масштабнее, чем в Кёльне – более двадцати путей для пассажирских поездов. Вышли на привокзальную площадь и заметили забавную деталь: в Дюссельдорфе цилиндрические тумбы для рекламных плакатов украшают весьма реалистичными манекенами людей. В частности, на тумбе недалеко от привокзальной площади стоял высокий молодой человек и фотографировал кого-то вдалеке. Где-то в другом месте подобную тумбу украшали фигуры целующихся мужчины и женщины. В туристическом офисе Дюссельдорфа, который расположен недалеко от вокзала, обнаружилось немалое количество проспектов на русском языке. В исторический центр города мы отправились по Immermannstraβe. Считается, что эту часть города облюбовали японцы. По дороге нам сплошь и рядом попадались гостиницы и рестораны с японскими названиями, продублированными иероглифами. Дошли до мощных дорожных развязок. С Ernst-Schneider-Platz открылся забавный вид на Johanneskirche на фоне инсталляции из причудливо изогнутых труб из нержавейки. Благородные классические формы церкви соседствовали с безобразными и бессмысленными творениями современных «скульпторов». Далее начались респектабельные кварталы магазинов и современных офисов. Большие торговые галереи располагаются на пешеходной Schadowstraβe. А вот известная Kőnigsallee показалась нам довольно скучной. Тем более что северная часть этого бульвара, выходящая к садам Hofgarten, была обезображена какими-то строительными работами. На Graf-Adolf-Platz нам повстречалось забавное заведение Monkey's South. На тротуаре перед эти рестораном были установлены изваяния забавных шимпанзе. Оказывается, в Дюссельдорфе целая сеть таких «обезьяньих» заведений, а фигурки шимпанзе являются своего рода визитной карточкой этих ресторанов. Мы вышли на широкую Haroldstraβe и увидели на западе телебашню Rheinturm. Разумеется, мне сразу же захотелось на неё подняться. Бешеной собаке – семь вёрст не крюк! Мы дошли до башни, купили билеты и отстояли 25 минут в очереди, чтобы подняться. Натка всё это время тоскливо смотрела в сторону выхода – в солнечный день ждать в тесном помещении было выше её сил. Но я всё время показывал на количество посетителей за нашими спинами – оно увеличивалось с каждой минутой. Rheinturm была сооружена в 1979 – 1982 годах. Её высота в настоящее время 240.5 метров. Смотровая площадка расположена на отметке 166 метров. Отсюда открывается потрясающий вид на Дюссельдорф: S-образная излучина Рейна, набережная Старого города. Но эффектнее всего выглядит Дюссельдорф-Хафен, портовый район, часть которого в последней четверти XX века отдали под административную и офисную застройку. Практически под телевышкой находится комплекс зданий ландтага Северного Рейна-Вестфалии – круги, окружности и сегменты, объединённые в некую странную структуру. Это детище архитекторов 80-х годов было торжественно открыто в 1988 году. Если посмотреть в другую сторону, то можно увидеть Новую таможню, спроектированную бюро Фрэнка Гери в 1994 и законченную в 1998 году. Эти три группы странных домов в стиле деконструктивизма ещё называют «Gehry-Bauten» («Строения Гери»). Ближайший к башне корпус – это восемь 3-13 этажных блоков белого цвета, расположенных уступами вокруг центрального, самого высокого. Следующий корпус – это шесть шестиэтажных домов, облицованных зеркальными металлическими пластинами. И последним стоит корпус, состоящий из восьми 3-11 этажных блоков красно-кирпичного цвета. Редкостный сюр! Напротив Новой таможни, через канал, хорошо заметны Colorium, 17-этажная пёстрая разноцветная башня с большим красным козырьком сверху и Roggendorf-Haus, довольно стандартное офисное здание, украшенное разноцветными фигурками человечков, лазающих по вертикальным стенам и стоящих на крыше. Ближайшие к башне каналы гавани облагорожены – в них теперь устроены стоянки для частных катеров и яхт. Налюбовавшись городом с высоты, мы спустились вниз и, разумеется, отправились в Дюссельдорф-Хафен. Такие интересные дома нужно рассматривать с близкого расстояния! По пути заметили очередную тумбу для афиш. На её верхушке стояла женская фигурка, любующаяся телебашней. Подошли к Новой таможне. В солнечную погоду в среднем корпусе отражаются два боковых, и тогда этот комплекс зданий выглядит загадочнее всего. Но самый лучший вид на «Строения Гери» с моста через канал, когда в поле зрения попадают и они, и телебашня, и билдинги по соседству. А потом можно развернуться на 180 градусов и любоваться Colorium и смешными человечками Roggendorf-Haus. Отправившись в обратный путь, мы набрели на парочку, занятую фотографированием. Ради эффектного снимка на фоне Rheinturm, парень балансировал на верхней площадке строительной стремянки. Пока брели по набережной к Старому городу, заметили в траве сороку. Кстати, ещё с телевышки мы обратили внимание на то, что все лужайки Дюссельдорфа были изумрудно-зелёными, не смотря на начало декабря. Суровая немецкая зима! Ближе к Старому городу широкая набережная Рейна оказалась перегорожена – с неё вывозили снег. Откуда же здесь снег при плюсовой температуре? Оказывается, его завезли специально для того, чтобы 6 декабря провести в Дюссельдорфе лыжные гонки. Вышли к Burgplatz. В северной части площади одиноко возвышается башня Schlossturm. Это всё, что осталось от замка Дюссельдорф, сгоревшего в 1872 году и окончательно снесённого в 1896. Сейчас в башне располагается Морской музей. Рядом в переулке у кирпичной стены установлена довольно странная многофигурная композиция из бронзы. Конные рыцари, коронованный лев, крестьянская телега с провизией и мрачная фигура смерти среди множества вооружённых рук. Хаотическое, на первый взгляд, нагромождение фигур и предметов производит пугающее впечатление. Как оказалось, это памятник обретению Дюссельдорфом статуса города, поставленный в 1988 году, в честь семисотлетия события. А все жуткие натуралистические подробности композиции связаны с кровопролитной битвой при Воррингене, в которой погибло более тысячи человек (четверть армии архиепископа). Победа в сражении сделала Кёльн независимым от архиепископа, а Дюссельдорф получил статус города. Через переулок прошли к церкви святого Ламберта. Её островерхая готическая кирпичная колокольня – наиболее характерная деталь панорамы Дюссельдорфа. Это самая старая постройка города. Мы вернулись назад и вышли на Marktplatz (Рыночную площадь). Разумеется, на ней стояла наряженная ёлка, работал рождественский рынок, а детишек катали на карусели. Памятник в центре площади, конная статуя курфюрста Иоганна Вильгельма Пфальцского, совершенно терялась на пёстром ярмарочном фоне. Среди традиционных ларьков с игрушками, сладостями и горячими угощениями, нам особенно запомнился киоск, в котором продавались сувениры из стекла. Мастер творил прямо в ларьке, держа в одной руке газовую горелку с бело-оранжевой огненной струёй, другой рукой подносил к пламени будущую игрушку. Невозможно было оторваться от наблюдения за работой стеклодува! На Рыночной площади, как и полагается, находится ратуша Дюссельдорфа. Самая старая часть здания была возведена в 1572 году из красного кирпича. Этот трёхэтажный дом с восьмигранной башней в центральной части фасада чем-то напомнил мне английские замки XVI-XVIII веков: большие окна, минимум декора, стены увиты плющом. В верхней части башни установлены часы, а в нише на втором этаже стоит статуя богини правосудия с мечом и весами. Чуть дальше по Marktstraβe Натка заметила чудесный дом, построенный в начале XVII века, с часами и 18 колокольчиками на четвёртом этаже. Потом мы гуляли по Старому городу, не особенно глядя на таблички с названиями улиц. Набрели на небольшой рождественский рынок с большой трёхэтажной пирамидой с Санта-Клаусом и снеговиками, движущейся благодаря лопастям наверху. Палатки с лакомствами на этом рынке были украшены забавными фигурками поварят. Возле станции метро «Henrich-Heine-Allee» увидели ещё одну праздничную ярмарку. Здешней характерной деталью были ангелы рубенсовских пропорций, украшавшие крыши павильонов. Чуть позже мы оказались на Bolkerstraβe. Я остановился напротив кирпичного четырёхэтажного дома с эффектным эркером начиная со второго этажа и до самого чердачного окна. Под маленьким фронтоном этого здания белела надпись «Heine • 1797». Я уже было открыл рот, чтобы что-то сказать Натке, как вдруг откуда-то сбоку к нам подбежала невысокая женщина в годах, и, активно жестикулируя, принялась что-то говорить по-немецки. Дама объясняла, что мы смотрим не туда, куда нужно, и что Генрих Гейне родился не в этом, а в другом доме, в белом трёхэтажном, с бронзовым медальоном над входом. В конце концов, женщина отвела нас за ручку к нужному зданию по соседству. Мы поблагодарили даму, поразившись её непонятному энтузиазму, связанному с великим немецким поэтом. В доме, где родился Гейне, сейчас находится книжный магазин с литературным кафе. Возможно, это более правильный вариант, нежели обустройство какого-нибудь музея, куда всё равно мало кто будет заходить. Следующим интересным объектом на Bolkerstraβe была Neanderkirche, построенная в 1687 году. Этот храм расположен в некотором отдалении от улицы, в довольно солидном внутреннем дворике. Колокольня церкви стоит по центру фасада и напоминает, скорее, пожарную каланчу с наблюдательной площадкой на самом верхнем ярусе. На другой стороне улицы нам понравился пестрый фасад пивной «Zum Schlűssel», украшенный лозунгами: «Iss was gar ist – Trink was klar ist – Sag was wahr ist» (Ешьте то, что приготовлено - Пейте, что ясно – Говорите истину). Решили зайти и подкрепиться. Внутри заведение оказалось довольно уютным. Но официанты не отличались расторопностью. Нам пришлось ждать минут двадцать, прежде чем к столику кто-нибудь подошёл. Заказали себе традиционное дюссельдорфское пиво «альт», которое здесь имело название «Original Schlűssel Alt». Хоть я и не любитель тёмного пива, но «альт», который нам принесли, оказался приятным на вкус. Вскоре даже пришлось говорить официанту: «Bitte! Noch ein Bier!». Я взял снова «альт», а вот Натка решила попробовать какое-то особое пиво «Halb und Halb». Выяснилось, что последнее – это медовое пиво, которое Натке понравилось. С едой ничего выдумывать не стали – взяли себе одно свиное колено и один «Eisbein», которые нас вполне удовлетворили, как вкусом, так и объёмами порций. Интересно отметить, что в этой пивной отметки о взятом клиентами пиве официанты наносили прямо на картонные подставки под бокалы. Но пора уже было возвращаться к вокзалу. Мы прогулялись до Рыночной площади, оттуда пошли на восток, уже и не вспомню, как. По дороге нам встретился бородатый мужчина в средневековом одеянии с лютней в руках. Взобравшись на дубовую колоду, он пел какие-то баллады для немногочисленной публики. Потом мы прошли по Theodor-Kőrnerstraβe, пересекли Kőnigsallee и вышли на Schadowstraβe. Тут снова стало очень людно. В толпе ездил велорикша в костюме Санта-Клауса, но почему-то никто не хотел прокатиться в его повозке. Затем нам встретилась замечательно оформленная рождественская витрина магазина: седовласый Санта чинил своё красное пальто на швейной машинке «Singer» с ножным приводом, в то время, как дюжина гномов в колпачках собирала подарки детям и украшала комнату. Причём все фигурки были движущимися! Рядом нашлась витрина не хуже с целым кварталом современного города с домами, машинами, людьми и высоченными небоскрёбами и деталей LEGO. Мы не удержались и зашли в этот магазин в соответствующий отдел, но LEGO россыпью там не продавалось. Потом, когда мы уже брели относительно близко от вокзала, нам повстречался клуб любителей Warhammer. Поскольку уже стемнело, в освещённых окнах были хорошо заметны игровые столы с элементами местности или с невероятными развалинами замков, усыпанные миниатюрными фигурками воинов. В Москве позднее мы с Андрюшкой как-то ходили в подобный клуб, но в нашей суровой российской действительности всё было как-то скромнее. Дошли до вокзала. Поезд на Кёльн оказался достаточно заполненным, но сесть нам всё же удалось. В одном вагоне с нами ехала целая группа русских подростков, обсуждавших свои поездки на какие-то концерты. Наверное, они здесь учатся. В Кёльне вечером сходили в собору, полюбовались ярко подсвеченным рождественским рынком, выпили горячего какао в одном из павильоном, в результате чего нам досталось по керамической кружке с эмблемой этой ярмарки. 08.12.2009 (Кёльн) Утром в ресторане «Хилтона» было непривычно многолюдно. Выходные закончились и в гостиницу прибыла новая партия командировочных. Скорее всего, на какую-нибудь выставку. Последний день мы решили полностью посвятить Кёльну: посмотреть то, чего ещё не видели, да и просто погулять по этому прекрасному городу. Сначала направились в сторону Рейна. За собором с удивлением заметили цветущие деревья. Яблони в цвету в декабре – это просто невероятно! Прогулялись по набережной до церкви святого Мартина. Этот величественный романский храм заложили в 1150 году. Его мощная башня, увенчанная шатром в готическом стиле, поднимается на 75 метров от земли. Если смотришь на Кёльн с противоположного берега Рейна, то эффектной и узнаваемой панораму города делают три объекта: мост Гогенцоллернов, Кёльнский собор и церковь святого Мартина. Я зашёл в храм. Внутри он кажется голым – все росписи погибли во время Второй мировой войны, когда церковь святого Мартина превратилась в руины, как и 95% зданий Кёльна. Но в такой пустоте тоже есть какая-то своя прелесть, чистота, простота. Пол храма кое-где украшен симпатичными мозаичными панно. Когда шли к Старому рынку, то в том же квартале, где находится церковь святого Мартина, увидели забавную скульптурную группу: две бронзовых фигурки в человеческий рост. Одна высокая и худая, в сюртуке, остроносых ботинках и с котелком на голове. Другая – приземистая и упитанная, в каком-то непонятном балахоне и калошах на ногах, с повязанным на шее платком. Это Tűnnes and Schal, Толстый и Тонкий, два традиционных героя кёльнских анекдотов про чудаков, а так же непременные участники представлений городского кукольного театра. Tűnnes пользуется особенным вниманием туристов: его широкий бронзовый нос отполирован до блеска прикосновениями многочисленных рук. Мы погуляли по старому городу среди множества живописных пивных, ресторанов и магазинчиков, затем поднялись на мост Deutzer Brűcke, с которого открывается замечательный вид на набережную и церковь святого Мартина. Следующие несколько минут прошли под знаком музыки. Сначала нам повстречался уличный шарманщик. Потом откуда-то донеслась знакомая мелодия – это играл колумбийский уличный ансамбль, очень похожий на тот, который летом играл в Москве на Арбате. А потом на пешеходной улице увидели музыканта, игравшего на большой пиле. Мне захотелось найти дом «4711», давший название знаменитому одеколону. Поплутав немного по местным улицам, мы вышли к площади перед Кёльнской оперой на перекрёстке Glockengasse и Tunisstraβe. Неподалёку расположен франтоватый трёхэтажный особняк с аркадами внизу и декоративными башенками сверху. Это и есть дом Мюленса или попросту "дом № 4711". Если войти под аркаду, то можно заметить мемориальную табличку. На барельефе изображён солдат в треуголке, рисующий виньетку вокруг числа 4711. Чуть ниже - текст на немецком языке, который в переводе на русский выглядит примерно так:"8 октября 1792 года Вильгельм Мюленс начал здесь производство оригинальной кёльнской воды. Французская революционная армия во время оккупации Кёльна дала этому дому номер 4711". Если зайти внутрь здания, то попадаешь в просторный зал салона-магазина по продаже парфюмерии марки "4711". На одной из стен висит большой гобелен (4.5 на 3.5 метра), изображающий всё того же французского солдата, рисующего на стене дома, и, вдобавок, ещё и целую толпу зевак вокруг. Рядом со входом на возвышении располагается кран, из которого льётся струйка одеколона. Многие посетители первым делом омывают тут руку. Предупредительные продавщицы за стойкой вежливо осведомляются, из какой вы страны прибыли, и тут же вручают фирменный буклет. Всё выглядит просто замечательно, но сразу скажу, что и здание это не имело при французах номера 4711, поскольку было построено лишь в 1854 году (а потом восстановлено из руин в 1964), и к изобретению одеколона Вильгельм Мюленс не имеет никакого отношения. Но об этом – в приложении в конце текста. Вернувшись к своей гостинице, зашли в доминиканскую церковь, расположенную через дорогу от «Хилтона». Вход в этот храм все предыдущие дни был закрыт, а тут вдруг мы увидели распахнутые двери. Ничего особенного в убранстве этой церкви не заметили, но зато сразу у входа обратили внимание на кое-что интересное. К празднику тут выставили рождественские вертепы. Один, с движущимися фигурками, изображал Марию и Иосифа в пещере. Другой изображал Кёльнский собор зимой, с падающими снежинками. Захотелось подкрепиться, и мы отправились в Старый город. На площади перед собором я впервые обратил внимание на то, что восьмиметровый каменный монумент странной формы с многочисленными табличками на разных европейских языках – это крест с верхушек башен собора. Вот такие громады венчают колокольни. Дошли до площади Am Hof и заглянули в заведение «Frűh am Dom». В этом ресторане несколько залов, что сразу видно благодаря колоритному указателю на лестнице. Мне больше всего нравятся подвалы, поэтому мы спустились в нижний зал. Особенно не выдумывая, заказали себе местного «кёльша», а потом посоветовались с официантом, что из здешнего ассортимента он посоветует. Официант порекомендовал свиное колено, но мы уже пресытились за поездку жареной свининой, поэтому решили ограничиться традиционными немецкими жареными колбасками. Наевшись, мы отправились гулять по вечернему Кёльну. Прошлись в который раз по Старому городу, снова вышли на набережную. Потом заглянули в какую-то переполненную пивную на Salzgasse. Натка предположила, что там должно быть ну очень вкусное пиво, раз там так много народу. Не раздеваясь, расположились за высоким столиком и заказали два «кёльша». Но пиво в этом заведении не показалось нам каким-то особенным. Обычный «кёльш», может быть, даже менее вкусный, чем во «Frűh am om». Странно, что в этом ресторане наблюдался такой ажиотаж. Когда возвращались к собору, услышали гулкий звон колоколов. Ясное дело, что начинается вечерняя служба. Мы протиснулись ко входу – там как раз разгоняли всех посторонних, оставляя всех, кто делал вид, что ему нужно на службу. Мы с Наткой прикинулись ревностными католиками, и остались понаблюдать за действом. У входа в несколько рядов выстроились служки в белых накидках. Затем появились священники в красном и начали раздавать благословление всем присутствующим. Видя, что всё это всерьёз и надолго, мы тихонечко ретировались из собора. 09.12.2009 (Кёльн - Москва) Утро выдалось солнечным. Погода благоприятствовала тому, чтобы мы смогли совершить последнюю прогулку по Кёльну. Первым делом прошлись по мосту Гогенцоллернов, выбрались на смотровую на другом берегу Рейна и снова насладились прекрасным видом города. Церковь святого Мартина, Кёльнский собор, мост. Живописную панораму дополняли кораблики на Рейне. Напоследок зашли в собор. Алтарная часть храма была закрыта. Прогулялись по пешеходной улице. Я отвёл душу в фирменном магазине «LEGO»: накупил Андрюшке деталей из доступной россыпи. Самое интересное, что потом я таких деталек нигде уже не встречал. Мы сдали ключи от номера и отправились с вещами на вокзал. Поскольку до поезда ещё оставалось какое-то количество времени, осмотрели внимательно выставку в здании вокзала. Ту самую, с фотографиями старого вокзала во всём блеске, а так же со снимками послевоенной разрухи в Кёльне. Интересно отметить, что центральное место на этой фотовыставке занимала модель разбомбленного вокзала. Сели в поезд. Народу было немного. Не сравнить с тем, как мы ехали в день прилёта! Над Кёльном ярко не по-зимнему сияло солнце. Но когда мы подъехали к Дюссельдорфу, там уже всё небо было скрыто плотной облачной завесой. Потом суперсовременный аэропорт Дюссельдорфа, посадка в самолёт и всё: прощай Германия, привет заснеженная Москва! Фарина, Мюленс, 4711 или страсти по одеколону Есть в городе Кёльне интересный дом прямо напротив оперы. Симпатичное здание, украшенное декоративными башенками, балкончиками и аркадой внизу. И всюду видна эмблема – число 4711 в овальной виньетке. Здание называют - дом Мюленса или попросту "дом № 4711". Если зайти под аркаду, то можно заметить мемориальную табличку. На барельефе изображён солдат в треуголке, рисующий виньетку вокруг числа 4711. Чуть ниже - текст на немецком языке. Если перевести на русский, то получится примерно следующее: "8 октября 1792 года Вильгельм Мюленс начал здесь производство оригинальной кёльнской воды. Французская революционная армия во время оккупации Кёльна дала этому дому номер 4711". Когда входишь внутрь здания, то попадаешь в просторный зал салона-магазина по продаже парфюмерии марки "4711". На одной из стен висит большой гобелен (4.5 на 3.5 метра), изображающий всё того же французского солдата, рисующего на стене дома, и, вдобавок, ещё и целую толпу зевак вокруг. Рядом со входом на возвышении располагается кран, из которого льётся струйка одеколона. Многие посетители первым делом омывают тут руку. Предупредительные продавщицы за стойкой вежливо осведомляются, из какой вы страны прибыли, и тут же вручают фирменный буклет. На первый взгляд - полная одеколоновая идиллия. Но только на первый взгляд. Если вчитаться в текст буклета, то сразу возникают вопросы. Что за таинственный картезианский монах, который вдруг подарил Мюленсам тайный рецепт одеколона? Почему Мюленс, начав (согласно мемориальной табличке на стене дома) производить свой одеколон в 1792 году, зарегистрировал свою торговую марку лишь в 1875? И почему, если его одеколон оригинальный, нужно это слово вставлять в название? Ведь никто не пишет, оригинальный коньяк, или оригинальное шампанское! Да и само понятие одеколона вроде бы появилось значительно раньше, чем в 1792 году. Мне стало интересно, и я начал искать информацию по теме. Оказалось, что на самом деле, Мюленс не изобретал одеколона. Это сделал итальянец Джованни Мария Фарина, переехавший в Кёльн в самом начале XVIII века. Он работал в торговом доме своего брата и в свободное от службы время занимался духами: создавал запахи из различных природных компонент. В то время парфюмерия одних и тех же производителей пахла всегда по-разному, «фирменных» ароматов ещё не изобрели. Как-то младшему Фарина пришла в голову замечательная идея создать духи, которые бы имели одинаковый запах вне зависимости от того, в каком году их создали. Для этого требовалось каждый раз подбирать именно то сочетание компонент, которое бы давало искомый аромат. А этот парфюм с цитрусовыми нотками прозорливый Джованни Мария ( а в то время – уже Иоганн) назвал его в часть своей новой родины, в честь Кёльна, «Кёльнской водой», Eau de Cologne. Почему на французском языке? Французский в то время был языком торговли, языком коммерсантов. С 1709 года одеколон поставляется самым богатым людям Европы. Один флакончик «Кёльнской воды» стоил как месячное жалованье чиновника. Клиентами семейства Фарина были многие европейские монархи. Широкому распространению одеколона мешала лишь его высокая стоимость, связанная с трудоёмкостью технологии. Из-за этого начали появляться подделки. А что же Мюленс? В архивах сохранились списки домов города Кёльна с именами их обитателей и с указанием рода их занятий. Из этих данных видно, что Вильгельм Мюленс поселился в доме номер 4711 не ранее 1797 года. До этого там проживала вдова фон Леммен. Род занятий господина Мюленса указан, как "speculation business". Т.е. производством одеколона, по крайней мере официально, он не занимался А в 1803 (или в 1804) году Вильгельм Мюленс купил лицензию на использование фамилии Фарина в качестве торговой марки у Карло Франческо Фарина, проживавшего в Бонне. Тот парфюмерным бизнесом не занимался, но предприимчивого Мюленса это не смутило. После этого Вильгельм стал выпускать "оригинальный одеколон" и перепродал лицензию более чем двадцати предпринимателям, наладившим выпуск своей аналогичной продукции. Члены семейства Фарина, потомки автора оригинального запаха, протестовали. Но время было военное, неспокойное. У властей были другие, более важные заботы. Поэтому до поры до времени Мюленсу всё сходило с рук. Лишь в 1835 году перепродажа лицензии была признана незаконной, и все предприятия под маркой "Franz Farina Firmen" были ликвидированы судебным решением. Однако, сын Вильгельма Мюленса отправился в Италию, нашёл там незадействованных ещё Фарина, и снова купил у них права на использование фамилии в качестве товарного знака. История пошла по кругу. Появилась фирма "Franz Maria Farina", производящая одеколон. В 1854 году Петер Мюленс переехал в новый, только что построенный особняк по адресу 26-28 Glockengasse. Старое здание на Glockengasse 12, которое и являлось домом №4711 во времена французской оккупации, стояло некоторое время пустым, потом было разрушено после продажи земельного участка. А в 1881 году суд постановил, что Фердинанд Мюленс, внук Вильгельма Мюленса, не имеет права на использование фамилии Фарина в коммерческих целях. Фирму "Franz Maria Farina" пришлось ликвидировать.Вот тут-то и появилась марка "4711". Скорее всего, именно тогда и была придумана легенда о картезианском монахе и чудесном рецепте, подаренном чете Мюленсов на свадьбу. Новый дом по Glockengasse 26-28 непринуждённо отождествили со старым, уже разрушенным. Номер старого дома стал брендом, названием "оригинального одеколона". После второй мировой войны Кёльн был сильно разрушен. Лишь в 1964 году восстановили исторический фасад дома на Glockengasse 26-28. К этому событию изготовили огромный гобелен, который ныне висит в зале главного магазина "4711", а так же мемориальную доску. Легенда вокруг бренда окончательно сложилась. Ныне "4711" принадлежит косметическому гиганту Procter & Gamble. Формула Eau de Cologne, изобретённая Джованни Мария Фарина, и по сей день остаётся главным секретом семейства Фарина. За 300 лет, прошедших с момента создания этого аромата, в тайну были посвящены не более двадцати человек... |
||