Будапешт 2011 

Вернуться на главную страницу

12.05.2011 (Москва-Будапешт, Первые впечатления)

Как это часто с нами бывает, в аэропорт мы приехали за четыре часа до вылета. Явный перебор! Но уж очень не хочется застрять в пробке по пути. А если выезжаешь утром, то чем раньше отправишься из дома, тем больше шансов на нормальную дорогу. Тем более этой весной, когда на период ремонта во Внуково-2 все правительственные рейсы перенесли в Шереметьево. Поэтому мы и перестраховались чуть больше, чем обычно.

К нашему счастью оказалось, что отныне в Шереметьево безопасные зоны терминалов D, E и F соединяются. Можно войти в “F”, а потом беспрепятственно дошагать до “D”. Так что нам было где прогуливаться, дожидаясь вылета. Забавно отметить, что посадочные выходы всех трёх этих смежных терминалов получили сквозную нумерацию.

То утро напомнило нам о молодёжном спорте. Войдя в безопасную зону после досмотра, мы первым делом увидели девчонок и мальчишек в одинаковых розовых курточках с надписью "Mongolia". А когда садились в свой самолёт то заметили, что с нами вместе в Будапешт летят худые высокие подростки в синих олимпийках и чёрных шортах – российские футболисты-юниоры, а также миниатюрные девочки-гимнастки.

Наш А-320 взлетел. Через некоторое время бортпроводница объявила:

- Уважаемые пассажиры! После набора высоты вам будет предложен завтрак.

Не прошло и минуты, как информация была продублирована, однако на этот раз нам уже пообещали обед. Мы посмеялись и предположили в шутку, что для полноты картины не хватает ещё одного объявления с анонсом ужина.

Когда наш лайнер приступил к снижению и летел над Дунаем, мы обратили внимание, что эта широкая водная артерия вовсе не выглядит голубой. Вода в реке была какого-то тёмно-серого, если не сказать коричневатого цвета. А вот озёра поблизости действительно казались лазурными.

В какой-то момент наш самолёт летел над самым центром Будапешта. В иллюминаторе можно было разглядеть и старый город в Буде на возвышенности, и громадное здание парламента в Пеште. Под утренним солнышком видимость была просто великолепной. А когда наш А-320 уже ощутимо снизился, а по обе стороны от него находились лишь жилые кварталы венгерской столицы и не было заметно никаких признаков лётного поля, Натка даже немножко заволновалась. Куда это мы садимся? Я же сразу вспомнил анекдот про «Нет идеи – нет ИКЕИ!», но повторять его не стал…

Паспортный контроль мы проходили на удивление медленно. Вроде бы и народу к пограничникам стояло немного, и кабинок работало целых шесть штук, а всё равно очередь еле двигалась. Проверка одного паспорта занимала минут по пять, как будто каждую его страничку осматривали через лупу. Просто караул какой-то, а не контроль!

От принимающего турагентства встречал нас венгр Золтан. Группа у него оказалась очень маленькой. Кроме нас он встречал в аэропорту ещё пенсионера-блокадника из Питера, поэтому никого ждать не пришлось.

Золтан рассказал, что в Будапеште май уже считается летом, что сирень отцвела, а каштаны вот-вот закончат цветение. Натка сообщила ему, что в новостях передали о снегопадах в Румынии. На это наш гид ответил с чувством:

- Так им и надо!

Оказалось, что венгры не слишком хорошо относятся к румынам. Вероятно, до сих пор не могут им простить того, что по итогам Второй мировой войны Трансильвания отошла к Румынии. Ну и тот факт, что в бедной природными ресурсами Венгрии уровень жизни значительно выше, чем в располагающей нефтью, золотом и морским побережьем Румынии, заставляет венгров относиться свысока к румынам. Считать их бездельниками. А ещё Золтан похвалился тем, что у них в Будапеште нет негров и азиатов.

К полудню мы были у себя в отеле, но оказалось, что номер ещё не готов. Пришлось оставить вещи в камере хранения гостиницы и отправиться гулять по городу. Первым делом решили посетить Буду. Центральная часть венгерской столицы – относительно небольшая, поэтому мы почти всюду передвигались пешком. От нашей «Астории» до основных достопримечательностей – рукой подать.

Все, наверное, знают, что столица Венгрии – одна из самых молодых в Европе. Город был образован 17 ноября 1873 года после объединения Буды, Пешта и Обуды (до того момента – трёх разных городов). Буда располагается на холме, поэтому неудивительно, что именно там когда-то построили замок, а потом и королевский дворец.

На другой берег Дуная мы переправились по Цепному мосту Сечени. Именно это сооружение сделало возможным объединение трёх разных городов в единый Будапешт. Когда мост открыли в 1849 году, он стал первой постоянной переправой через Дунай в этой части Венгрии. Автором проекта был английский инженер У. Кларк, а руководил строительством – шотландский инженер А. Кларк (они не были родственниками, а лишь однофамильцами). Мост возвели при финансовой поддержке венгерского политика и мецената И. Сечени – отсюда и название.

Цепной мост - очень красивое сооружение, особенно при ночном освещении. С обеих сторон вход и въезд на него украшен парой львов. Вид у каменных зверей – довольно суровый. Один из анекдотов, связанных с мостом, гласит, что скульптор Янош Маршалко якобы забыл сделать этим львам языки. Когда слухи об этом пошли среди горожан, скульптор будто бы от стыда бросился в Дунай, крикнув человеку, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!». На самом деле языки у львов есть, однако снизу они не видны, поскольку львы лежат на каменном блоке высотой в три метра. Скульптор же дожил до 1890-х годов.

День стоял очень тёплый, даже жаркий. Однако на мосту чувствовался довольно холодный ветер с Дуная. Мы дошли до фуникулёра, купили билеты и поднялись на Будайский холм. Полюбовались видом на реку, на Цепной мост, а потом отправились к церкви святого Матьяша. По пути проходили мимо непритязательного белого двухэтажного дома, который стоит напротив Королевского дворца. Обычный дом с замкнутым прямоугольным внутренним двориком, с минимумом декора и с красной двускатной крышей. Если бы Натка мне не сказала, я бы ни за что не догадался, что это президентский дворец. В контрасте с монументальным Королевским дворцом Габсбургов он выглядит более чем скромно. Вот это, я считаю, правильный подход. Весь пафос нужно оставить музеям, а власти пусть занимают здания попроще – может тогда их будут больше уважать!

Домики в Буде – под стать президентскому дворцу. Все довольно скромные и непритязательные. Ни один не производит впечатления чего-то древнего. Вероятно, потому, что Буду всю разбомбили, выбивая фашистов из глубоких подземных укрытий, когда в 1945 году наши штурмовали Будапешт.

Сердцем Буды является церковь святого Матьяша. Возвели её в XIII веке, но за время существования она многократно перестраивалась и реконструировалась, так что честнее всего будет сказать, что этот храм – детище XIX века, времени, когда в европейских странах наблюдался подъём национального самосознания и всюду достраивали величественные соборы средневековья. Не обошёл этот процесс стороной и Венгрию. Весь интерьер церкви святого Матьяша, а так же готический облик здания и красивая восьмидесятиметровая башня-колокольня – всё это появилось в конце XIX века. Зато благодаря реконструкции храма Буда обрела прекрасную архитектурную доминанту.

На площади перед церковью стоит чумная колонна – монумент XVIII века, поставленный в благодарность святой Троице за окончание эпидемии.

Мы свернули на соседнюю улочку, вышли к памятнику бравому гусару (Hadik Andras, австрийский фельдмаршал, этнический венгр, герой Семилетней войны, можно сказать - австрийский Денис Давыдов), а потом отправились вниз к Анжуйскому бастиону. Обнаружили там военно-исторический музей. Рядом с музеем стоит ещё один памятник военным – две раскрашенных конных статуи гусаров в полный рост располагаются перед высоким полосатым шестом-флагштоком. Обошли музей со стороны Анжуйского бастиона, попутно взглянули на старинные пушки. Я надеялся, что с бастиона будут красивые виды на Обуду, но, к сожалению, их тут не могло быть в принципе, так как перепад высот не слишком велик.

Этот уголок Буды был на редкость пустынным, хотя и очень уютным. Мы шли по улице, проложенной по бывшим бастионам крепости. Тишина стояла такая, что просто удивительно. От цветущих деревьев шёл замечательный аромат. Даже не верилось, что мы находимся в центре двухмиллионной европейской столицы.

Дорога пошла вверх. Мы отправились обратно к церкви святого Матьяша, но уже другой улицей. Свернули в переулок и спустились с Будайского холма по лестнице в стилизованной под старину башне. Отсюда открывается хороший вид на Рыбацкий бастион, правда, перспективу немного портили припаркованные внизу автомобили. Вернувшись на холм, мы вышли к «Хилтону». Эту гостиницу построили в 1976 году радом с церковью святого Матьяша на развалинах доминиканского монастыря. Если открыта калитка возле Рыбацкого бастиона, то по этим развалинам можно даже побродить: остатки фасада, фрагменты фундаментов и некоторые элементы декора находятся в галерее между двумя корпусами гостиницы.

Мы вышли к Рыбацкому бастиону. Это сооружение в неороманском стиле не имеет никакого отношения к фортификации, а было построено в 1902 года для украшения Будапешта (как красивый фон для недавно восстановленной церкви святого Матьяша). Семь остроконечных белокаменных башенок окаймляют видовые террасы. Снизу к ним ведёт красивая лестница. На одной из площадок внутри бастиона стоит памятник святому Иштвану – первому венгерскому королю.

С Рыбацкого бастиона открывается великолепный вид на парламент. Поэтому тут в середине дня всегда много туристов. Если вы задумали сделать какой-нибудь нетрадиционный снимок, то, скорее всего это вам не удастся, потому что постоянно в кадр будут попадать люди, любующиеся берегами Дуная. Вот и Натка долго и безуспешно пыталась снять собор святого Иштвана через арки Рыбацкого бастиона, но всё время в арке оказывались то чья-то сумка, то коляска с ребёнком, чья-то голова или того хуже…

Перед Рыбацким бастионом цвели каштаны, что делало вид на него ещё красивее. Мы полюбовались видами на Будапешт и спустились по лестнице. Затем пристроились к какой-то парочке и следуя за ними вышли к набережной Дуная. Как ни странно, парламент отсюда выглядел даже более впечатляюще, чем с Рыбацкого бастиона. А вот что нам не понравилось – это то, что на набережной Дуная устроена велосипедная дорожка. Тротуар там и так не слишком широк, а получается, что половина его отдана велосипедистам. Даже когда идёшь вдвоём – чувствуешь себя некомфортно. А когда вам навстречу движется группа людей и нужно с ними разминуться, а в это время со всех сторон проносятся велосипедисты, то и вовсе становится небезопасно.

Мы вернулись на свой берег Дуная и прогулялись по пешеходной улице Vaci. Эта улица считается одной из достопримечательностей Будапешта. Тут всегда много туристов, а вот местные жители не слишком любят гулять по ней. Золтан, когда вёз нас из аэропорта, заявил, что не рекомендует посещать рестораны на Vaci, дескать, слишком дорого, а кухня при этом оставляет желать лучшего.

Ну а гулять по Vaci приятно. На этой улице встречаются красивые здания конца XIX – начала XX веков постройки. К тому же, если идти по Vaci с севера на юг до самого конца, то придёшь к Центральному рынку Будапешта. Этот замечательный дом с двумя башенками по бокам, был построен в 1897 году в лучших традициях венгерского модерна - сецессиона. Особенно приятно смотреть на крышу, украшенную майоликой.

В Будапеште есть несколько зданий, с такой же великолепной крышей. Это музей прикладного искусства, мимо которого мы проезжали по пути из аэропорта, церковь святого Матьяша, здание Сберегательного почтового банка неподалёку от парламента и ещё несколько других. В сувенирных лавочках на улице Vaci продавались настенные календари с фотографиями крыш этих зданий. К сожалению, календарь мне был не нужен, а вот набора открыток подобной тематики или хорошего иллюстрированного альбома не попалось на глаза. А жаль! Эти будапештские крыши действительно впечатляют.

Мы прогулялись по Центральному рынку. Он напоминает большой вокзал: такая же громада с внушительным внутренним объёмом. В ассортименте торговых рядов доминировала венгерская салями. Её продавали чуть ли не с половины прилавков. Батареи вывешенных колбасок, кое где украшенные многочисленными пучками венгерской паприки придают основной колорит этому рынку. А на подвальном этаже – царство различных солений и консервов. Мне понравилось, как венгры украшают банки с маринованными патиссонами: при помощи кусочков красного перца и перца-горошка на круглых овощах выкладываются смайлики. И потом в витринах можно наблюдать банки с улыбающимися консервированными патиссонами!

Мы купили себе разных колбасок, хлеба и бутылку токая с пятью звёздочками на ужин. После чего отправились в отель.

Нас поселили. Номер оказался вполне пристойным. Меня несколько позабавило, что сейф открывался при помощи кредитной карты – она использовалась в качестве генератора шифра.

Бросив вещи в номере, мы снова отправились гулять по Будапешту. Дошли до «Парижской аркады», построенной в 1911 году и заглянули непосредственно в торговую галерею. И с улицы здание выглядит довольно привлекательно, а уж внутри аркада просто прекрасна. Ажурный стеклянный свод, богато декорированные стены, одним словом, ещё одно замечательное здание в стиле модерн. Одно плохо – всё это великолепие давно не мылось, не чистилось, а потому изрядно потускнело и запылилось. Очередное напоминание о том, что Будапешт когда-то был имперским городом, но давно уже таковым не является.

Потом мы прошлись по улочкам, идущим примерно в том же направлении, что и Vaci, и вскоре вышли на большую просторную и зелёную площадь – Erzsebet ter. Тут было очень многолюдно, настоящий человеческий муравейник. Народ отдыхал на газонах целыми семьями. Молодёжь развлекалась экстремальным катанием на роликах и скейтбордах - постоянно кто-то из них с жутким грохотом приземлялся на тротуар, к счастью, без членовредительства. Пройдя через эту шумную площадь, буквально через квартал мы оказались у собора.

Главную церковь Будапешта начали сооружать в 1851 году. Через 16 лет умер автор проекта, архитектор Йожеф Хильд, а в следующем году произошло обрушение купола почти достроенного собора. Почти два десятка лет здание было заброшено, поскольку никто не хотел связываться с этой несчастливой стройкой. А потом талантливый венгерский зодчий Миклош Ибль обнаружил ошибку в проекте Хильда, изучая в архивах чертежи. В 1891 году работы возобновились, и в 1905 году собор святого Иштвана был освящён.

Наряду с парламентом, это самая высокая постройка Будапешта. Купол собора поднимается до отметки 96 метров от основания здания. К тому же, собор построили на единственном холме Пешта.

Мы зашли внутрь, но рассмотреть интерьеры храма не получилось, поскольку там шла служба. Хоть это и самая большая церковь Венгрии, внутри она не показалась нам огромной. Пожалуй, даже собор в итальянском Комо показался нам более просторным. Может быть, всё дело в том, что там мы могли свободно гулять по всей церкви, а тут лишь постояли в нартексе.

На обратном пути мы дошли до Большой синагоги на улице Дохань. Это красивое здание, построенное в середине XIX века, очень напоминает мечеть: две башенки главного портала весьма похожи на минареты.

Возвращаясь в свою «Асторию», мы прогулялись через проходной двор жилого дома. Было странно видеть, что каждый этаж внутри опоясывается замкнутым балконом. Говорят, что в начале XX века в доходных домах подобной конструкции дворник, впустив какого-либо посетителя на лифт или лестницу, потом наблюдал за ним, чтобы тот чего-нибудь не натворил.

В номере мы поужинали колбасками с Центрального рынка, запивая их токаем. Венгерское салями, купленное нами, оказалось настолько перчёным, что большую часть пришлось выкинуть. Даже токай не помог!

13.05.2011 (Обзорная экскурсия, Вечерний Будапешт)

Утром мы проснулись рано, поэтому после завтрака успели прогуляться от «Астории» до рынка по Muzeum korut и Vamhaz korut. Эти широкие улицы устроены на месте бывших крепостных стен Пешта и составляют ныне часть малого бульварного кольца Будапешта.

Вышли на мост Свободы, построенный в 1896 году, полюбовались видами на гору святого Геллерта и на отель «Геллерт». Мост украшен четырьмя фигурками турулов (птиц из венгерской мифологии, которые когда-то возвестили венграм переселение с Урала на Дунай), а так же гербами, увенчанными короной святого Иштвана.

Прошлись по Центральному рынку, но не обнаружили, чтобы утром он как-то отличался от вечернего. На обратном пути стали свидетелем уличной сценки. Малолитражка остановилась у тротуара. Через секунду раздался удар – это притормозивший позади неё велосипедист ударил автомобиль ногой: таким способом он выражал своё негодование по поводу того, что малолитражка двигалась по велосипедной дорожке, а потом ещё и остановилась, преградив ему дорогу.

Кстати, из-за этой велосипедной дорожки на малом бульварном кольце Будапешта все водители, которые нас перевозили, постоянно волновались из-за невозможности нормально припарковаться возле отеля. Видно, что режим максимального благоприятствования велосипедистам  в венгерской столице неудобен не только пешеходам.

На 9 утра у нас была запланирована обзорная экскурсия по городу. Пока наш микроавтобус делал большой круг, чтобы развернуться (в Будапеште из-за обилия улиц с односторонним движением это весьма нетривиальная задача), мы смогли снова полюбоваться великолепной крышей музея прикладных искусств. А затем гид показала нам улицу ресторанов – пешеходную Raday utca, начинающуюся от площади Kalvin ter. Это целая улица заведений общепита, километр сплошных кафешек, пивных и ресторанов!

Прежде чем привезти нас на площадь Героев, где начиналась экскурсия, микроавтобус должен был захватить туристов ещё от одного отеля. Но, проехав всю улицу, где предположительно располагался этот отель, найти его водитель не смог. Мне понравилось, что гид не стала возвращаться обратно для повторных поисков, а просто позвонила в агентство, чтобы доложить о возникшей проблеме. В результате все экскурсанты нашего гида прибыли на площадь как минимум тремя разными автомобилями, но зато никому не пришлось выписывать круги по забитому автомобилями городу.

Площадь Героев была открыта в 1896 году к празднованию тысячелетия Венгрии. Она венчает собой парадный проспект Будапешта - проспект Андраши. Мемориал состоит из двух полукруглых колоннад, внутри которых установлены бронзовые статуи самых известных венгерских князей и королей. А на площадке перед ними возвышается тридцатишестиметровая колонна, увенчанная фигурой архангела Гавриила. Вокруг колонны на постаменте стоят семь бронзовых конных фигур – семь вождей венгерских племён, пришедших на Дунай. Довольно внушительный мемориал. Гид рассказала нам вкратце о самых замечательных героях венгерской истории, представленных статуями в колоннаде. А потом мы отправились в парк Варошлигет, начинающийся сразу за мемориалом.

Большой по площади, но очень мелкий пруд в самом начале парка в зимнее время используется как каток. Как было написано в одном из путеводителей – это самый большой искусственный каток в Европе. Ну а летом поверхность пруда украшена абстрактными инсталляциями современных авторов: тонущий дом, четыре сросшихся автомобиля и тому подобное безобразие.

С мостика через пруд открывается вид на самую примечательную постройку парка – замок Вайдахуньяд. Его тоже возвели в 1896 году, сначала из дерева, как декорации для представлений в честь тысячелетия Венгрии. Но потом Вайдахуньяд так понравился местным властям и жителям, что архитектору Игнацу Альпару дали задание перестроить это сооружение, но уже из камня, чтоб стояло на века. Замок представляет собой единое целое, составленное из фрагментов более чем двадцати самых известных архитектурных памятников Венгрии разных эпох и стилей. А название было взято от имени крепости Вайдахуньяд в Трансильвании, возведённой Яношем Хуньяди и расширенной его сыном Матьяшем, самым могущественным венгерским королём.

Понятно, что получилось в результате нечто бутафорское, но смотрится замок в парке весьма органично и даже немножко загадочно. Все постройки утопают в зелени раскидистых деревьев, над которыми возвышаются остроконечные башенки.

Интересно отметить, что на крыше одного из зданий замка высится статуя монаха в плотно надвинутом капюшоне. А возле газона можно было заметить рекламу, приглашающую всех посетить ресторан “Anonymus”, сопровождавшуюся изображением того же самого монаха в коричневой рясе и с капюшоном на голове. Нам уже стало любопытно, чем же знаменит этот монах, когда гид подвела нас к памятнику. Нетрудно догадаться, что на постаменте было выбито “Anonymus”, а бронзовое изваяние изображало того же самого монаха в капюшоне, скрывающем лицо.

Оказалось, что это памятник неизвестному летописцу (нотариусу короля Белы III), создавшему около 1200 года основополагающий труд по древней истории венгров Gesta Hungarorum. Кроме того, наша гид утверждала, что именно этот человек ввёл в обыкновение в средневековой Европе основные правила документооборота: со входящих и исходящих документов снимались копии для королевского архива.

Бронзовое перо Анонимуса ярко блестит на солнце. Оказывается, к этой статуе перед экзаменом приходят местные студенты и трут перо руками, чтобы получить хорошую отметку. Кроме того, тем же самым занимаются и туристы, загадывая заветное желание. В результате перо выглядит почти как золотое.

В здании по соседству, выстроенном в стиле австрийского барокко, находится Венгерский сельскохозяйственный музей. Говорят, в нём находится одна из самых впечатляющих коллекций охотничьих трофеев.

Обойдя замок, мы вернулись к своему микроавтобусу. Затем нас провезли вокруг парка, показав самый дорогой ресторан Будапешта «Гундель», зоопарк, купальню «Сечени». После этого мы проехали по проспекту Андраши – парадному проспекту города. Его проложили ещё в 70-х годах XIX века, после чего началась застройка проспекта зданиями по проектам лучших европейских архитекторов. Ближе к площади Героев располагаются респектабельные особняки, утопающие в зелени. В них когда-то жили аристократы, банкиры и крупные землевладельцы Будапешта. А далее проспект Андраши застраивали монументальными многоэтажками. В 1884 году здесь было закончено строительство Венгерской национальной оперы. А в 1894-1896 годах под проспектом проложили линию метро – первую на континенте и вторую в мире. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесены и проспект Андраши, и первая линия метро Будапешта.

Затем мы отправились к собору святого Иштвана. Гид рассказала про историю его строительства, а потом повела народ внутрь. День стоял погожий, поэтому нам с Наткой не захотелось идти в храм, в полумрак. Мы попили кофейку в близлежащей кофейне, а потом просто грелись на солнышке. Мне понравился мальчуган, которого выгуливал у собора дедушка. Ребёнок только-только научился ходить и осознание этого факта приводило его в восторг. Мальчишка бросал мячик, а потом бегал за ним так быстро, как только позволяли его неокрепшие ножки. Обилие туристов ничуть не смущало карапуза. Напротив, он одаривал своей улыбкой каждого, кто встречался на пути, показывая, как он рад тому, что умеет бегать.

После собора нас повезли к парламенту. Это замечательное здание вблизи смотрится ничуть не хуже, чем издалека. Однако, весь северный фасад гигантской постройки оказался в лесах. Как сказала нам гид, со временем выяснилось, что облицовочный камень для парламента выбрали неудачно: он оказался слишком хрупким, впитывал влагу и, в результате, потемнел и потерял нормальный вид. Последние несколько лет облицовку меняют – осталось лишь провести работы на северном крыле.

На набережной недалеко от парламента находится памятник евреям - жертвам венгерских фашистов из организации «Скрещенные стрелы». Довольно необычный. На каменных плитах набережной установлены несколько десятков бронзовых пар обуви: мужской, женской, детской. Оказывается, по ночам венгерские фашисты расстреливали евреев прямо на набережных Дуная…

Наш автобус переправился на другой берег Дуная по мосту и остановился у лестницы к Рыбацкому бастиону. Мы поднялись вместе с гидом наверх, сначала к памятнику святому Иштвану, потом к церкви святого Матьяша. Пока нам рассказывали о церкви, мимо прошла целая колонна машин представительского класса. Дело в том, что Венгрия в первом полугодии 2011 года председательствует в ЕС, поэтому в Будапеште находится множество высокопоставленных евробюрократов. Вот чиновникам и устраивают экскурсии класса люкс по городу, запуская автомобили туда, куда обычно им нет дороги.

Потом мы прогулялись по Буде до президентского дворца, после чего сели в наш микроавтобус. Когда спускались с Будайского холма, гид обратила наше внимание на виноградники, устроенные у самых крепостных стен. Оказалось, что лозу начали здесь высаживать совсем недавно, в этом столетии. И пока что даже неизвестно, будет ли от неё хоть какой-нибудь толк.

Будайский холм весь изрыт подземельями. Естественные пещеры соединялись с подвалами домов, в результате чего получилась весьма разветвлённая система ходов. Существуют подземные уровни и под Королевским дворцом. Поэтому в 1945 году советские солдаты целый месяц выкуривали фашистов, спрятавшихся в подземельях под Будой – ведь те были неуязвимы для бомбардировок с воздуха. Сейчас в этих подземных ходах располагается популярный туристический аттракцион – Лабиринт.

Нас привезли на гору святого Геллерта. Эта возвышенность названа в честь святого, итальянского епископа из Венеции, который занимался христианизацией Венгрии. По преданию он был сброшен с этой самой горы в бочке, утыканной гвоздями. В XIX веке, после венгерской революции, австрийцы построили на господствующей высоте цитадель, которая позволяла контролировать город имперскому гарнизону. С горы святого Геллерта открывается замечательный вид на Будапешт, на оба берега Дуная.

Экскурсия закончилась возле улицы Vaci. Мы пошли к Западному вокзалу, чтобы найти там торговый центр WestEnd, один из самых крупных в Будапеште. По дороге случайно обнаружили замечательное здание в стиле сецессион - Сберегательный почтовый банк. Его построил в 1902 году архитектор Лехнер. У этого дома потрясающе красивая крыша, выложенная майоликой, с золочёными выступами и зубчиками.

Добрались мы до Западного вокзала, чьё здание тоже весьма впечатляюще (достаточно сказать, что строилось оно по проекту мастерской Эйфеля), перешли под землёй обширную площадь и автомобильные развязки перед ним. Чуть севернее вокзала находится вход в WestEnd. Торговый центр большой, но вот с детскими игрушками там было совсем грустно – на весь молл лишь два малюсеньких магазинчика. Гостинцев для Андрюшки купить не удалось. От вокзала по северному участку большого бульварного кольца Будапешта мы прошлись до набережной Дуная, затем дошли до парламента. Рассмотрели в деталях памятник Имре Надю – этого деятеля 1956 года изваяли из бронзы и поставили на бронзовом мостике. Памятник стоит на маленькой площади Vertanuk ter к юго-востоку от парадного входа в парламент. А в память о событиях 1956 года в сквере у парламента горит вечный огонь.

Запомнилась одна забавная сценка на улице. В огороженной зоне возле парламента, куда не разрешается вход посетителям, сидела кошка. Рядом с нами шла супружеская пара с собакой. Пёс заметил потенциальную жертву, вырвал поводок из рук хозяйки и бросился в атаку. Кошка, увидев наглого врага, неторопливо нырнула под какой-то ящик, куда собака гарантированно не попадала. После чего пёс начал возбуждённо лаять и метаться вокруг ящика, пытаясь поймать ускользнувшую добычу, а хозяйке собаки пришлось в свою очередь метаться у ограждений, потому что зайти туда она не могла, а пёс на все её призывы совершенно не реагировал. Чем закончилась эта сценка – мы так и не узнали.

Ещё хотелось бы отметить, что не смотря на то, что венгерский язык сильно непохож на большинство европейских языков, сами венгры внешне никак не отличаются от других восточноевропейцев. Если поставить рядом русского и венгра, то отличить их друг от друга будет весьма затруднительно.

Мы дошли до улицы Vaci и заглянули в один из ресторанов на ней, пренебрегая советами Золтана. И не пожалели. Во-первых, не пришлось разгадывать извечный ребус под названием «меню на чужом языке» - во многих ресторанах на улице Vaci меню переведено на русский. Во-вторых, кухня оказалась на должном уровне. Натка заказала себе паштет из утиной печени с рисом, а на сладкое – блинчики Гунделя с ореховой начинкой и подливой из шоколада и рома. Ей оба блюда понравились. Я же был вполне удовлетворён печёной свининой и голубцом с гарниром из квашеной капусты. Под баварский вайсбир это кушанье пошло просто замечательно.

Затем мы прогулялись до Центрального рынка и купили себе на вечер свежей клубники, которую чуть позже и съели у себя в номере. А когда стемнело, мы вышли любоваться ночным Будапештом.

На улице Vaci было полно народу. Особенно бросались в глаза взрослые здоровые мужики, лет по 40-50-60, орущие, как какие-нибудь подростки.

Когда мы дошли до площади Рузвельта, в городе уже начали включать иллюминацию. Особенно хорошо смотрелся с подсветкой дворец Грешема, замечательное здание в стиле сецессион, построенное в 1907 году для Лондонского Общества страхования. Ныне здесь располагается один из самых роскошных отелей Будапешта – «The Four Seasons».

Зажглись лампочки и на Цепном мосту. С него уже можно было рассматривать, как подсвечиваются церковь святого Матьяша и Рыбацкий бастион. Мы перешли на другой берег Дуная и прошлись по набережной в сторону парламента. Всё было замечательно кроме одного: проклятые велосипедисты в вечернем сумраке становились особенно опасными. Засмотришься на прекрасные виды, а откуда-нибудь сбоку уже летит какой-то лихач на велосипеде, того и гляди, задавит, паразит.

Вопреки моим ожиданиям, парламент подсвечивался не слишком эффектно. Хорошо освещался лишь главный купол, а всё остальное тонуло в полумраке. Мы вернулись на свой берег Дуная и отыскали уголок на набережной Belgrad rakpart, откуда открывался самый замечательный вид с Цепным мостом. Тут же бродила компания фотографов со штативами, что лишь подтверждало наш выбор.

На этой набережной располагается изрядное количество скамеек и стульев. Мы присели и долго любовались живописной панорамой. Вдоль берега Дуная стоит множество речных круизных теплоходов, этаких плавучих отелей. Поэтому неудивительно, что туристов на этой набережной было очень много.

Когда возвращались к себе в гостиницу, обратили внимание на то, что на улицы выбралось множество бомжей. Причём все они активно занимались попрошайничеством.

14.05.2011 (Экскурсия в Парламент)

Утром на улице было пасмурно, что, в общем-то, нас даже порадовало после двух довольно жарких предыдущих дней.

В 7-55 открывали «Парижскую аркаду». Мы прошли через неё, ещё раз полюбовавшись этой замечательной торговой галереей. Затем вышли к церкви Вознесения (столичная приходская церковь). Утверждается, что она поставлена на том самом месте, где был похоронен святой Геллерт. Возле церкви установлены два памятника, два женских изваяния. Одно – в честь святой Елизаветы Венгерской. Второе – в честь её племянницы, тоже святой, Маргариты Венгерской.

Рядом с церковью на площади 15 Марта расположены участки, покрытые стеклом, сквозь которое видны какие-то древние развалины. Это остатки древнеримского форта II-III века н.э., который предположительно назывался Contra Aquincum.

Мы двинулись дальше по набережной Дуная. Точнее сказать, не по самой набережной, а по променаду возле отелей, с которого прошлым вечером любовались видами Буды. Насколько вчера тут было многолюдно, настолько же сегодня утром это место отличалось безлюдностью.

Дошли до Цепного моста Сечени. Под ним с удивлением обнаружили речной теплоход с украинским флагом. Пассажиры с этого судна как раз садились в автобус.

Солнца не было заметно под плотной облачностью, поэтому с пештский стороны Буду фотографировать не получалось. Всё выходило каким-то серым. Мы перешли на другой берег Дуная по мосту, затем поднялись на холм на фуникулёре.

Зашли на территорию Королевского дворца. Первая королевская резиденция была выстроена на этом месте ещё в середине XIII века, сразу после монгольского нашествия, разрушившего Буду. Потом дворец то перестраивали, то разрушали во время войн или революций. Нынешнее здание было возведено в конце XIX – начале XX веков. Это была, наверное, последняя парадная резиденция Габсбургов. Во время штурма Будапешта в 1945 году Королевский дворец с его многочисленными подземными помещениями стал узлом сопротивления фашистов, в результате чего был полностью разрушен в боях. Восстанавливали его уже при социализме, поэтому возвели совсем не то, что было открыто в 1912 году, а некую упрощённую копию. Поэтому теперь венгры раздумывают над новым этапом реконструкции дворца.

С площадки перед дворцом открывается неплохой вид на набережные Дуная. Если зайти во внутренний дворик, то можно увидеть замечательный барочный фонтан – фонтан Матьяша у торцевой стены дворца. Скульптурная группа фонтана - это целая сценка, посвящённая охоте короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина): на скале стоит сам король, рядом с ним лежит убитый олень, а ниже располагаются егеря и охотничьи собаки.

Потом мы поднялись к нынешнему президентскому дворцу, в очередной раз подивившись контрасту между роскошью минувшего и прагматизмом современности.

Зашли в церковь святого Матьяша, купив билетики в киоске напротив. Снаружи эта церковь выглядит стопроцентно готической, что и неудивительно, ведь в XIX веке зодчие хорошо знали своё дело. А вот внутренние интерьеры этого храма совсем не похожи на ту готику, которую мы ожидали увидеть. Забегая вперёд, отмечу, что внутренняя отделка будапештской оперы оказалась близка к отделке церкви святого Матьяша. Словом, как я ни напрягал воображение, никакого ощущения древности в этом храме не почувствовал. XIX век – он и есть XIX век.

Прогулялись по Рыбацкому бастиону. К нему как раз подъехало множество автобусов с туристами, в результате чего вид на парадную лестницу, ведущую к бастиону, то и дело оказывался перекрыт автотранспортом.

Потом мы подошли к зданиям отеля Хилтон. Калитка, ведущая во внутренний дворик гостиничного комплекса, в этот день оказалась открыта, и мы смогли прогуляться по останкам доминиканского монастыря. Отдельные фрагменты его стен, а так же кусочки декора как раз расположены между двумя зданиями Хилтона. Получился такой довольно загадочный уголок Буды.

В гостиничный комплекс как раз заселялась группа иностранных туристов. Целый автобус пенсионеров.

Потом мы отправились пешком к площади Москвы. Благо дорога шла вниз под гору – идти было легко и приятно. Попали в «час собачников» - нам встретилось не менее трёх жителей Будапешта, выгуливавших своих четвероногих питомцев.

Дошагали до площади. Довольно мрачное место. Это треугольная площадка у склона Будайского холма. С двух сторон она ограничена трамвайными путями, отчего вид у площади – не самый приятный. Кроме того, станция метро и торговые павильоны на этой площади делают её ещё более неуютной. Довершают негативное впечатление разворотный круг для трамваев, а так же транспортная развязка для автомобилей. Этой весной в отечественной прессе была информация о том, что площадь Москвы собираются переименовывать, и что в связи с этим Госдума РФ выразила свой протест. Я бы на месте российских парламентариев не протестовал бы против переименования этой площади, а наоборот, выразил бы венгерским властям глубочайшую признательность за то, что это ужасная площадь больше не будет называться именем российской столицы!

Приступили к поискам второго крупного торгового центра в Будапеште. Известно было, что он называется MAMMUT и находится в окрестностях площади Москвы. Нашли его не сразу, попав сначала на продовольственный рынок, который прилегает к торговому центру. MAMMUT же маскируется за многоэтажным паркингом. Усилия, затраченные на поиски, не пропали даром. Нам удалось найти во втором здании комплекса (MAMMUT-2) два магазина игрушек. Относительно небольших, но вполне сносных. Мы даже смогли найти в них что-то из игрушек для Андрюшки.

А потом мы отвели душу в большом универсаме на самом нижнем этаже торгового центра. Налюбовались на венгерские колбасы, марципаны. А ещё мне там очень понравился салат-бар. В наших гастрономах я такого ещё не видел: подходишь к прилавку, набираешь в плошку ингредиенты из разных лотков, а потом льёшь туда соус из разных соусников. После добавления последнего, накрываешь крышкой и несёшь на кассу.

Обратно решили поехать на метро. Купили в кассах у входа билетики и вошли на станцию. Перед эскалаторами стояло как минимум четверо контролёров, которые буквально ели взглядами всех входящих. Мы, как законопослушные люди, закомпостировали свои билетики, как и нужно. Потом сели в поезд, составленный из стандартных, изрядно проржавевших советских метровагонов, изготовленных в 70-е годы. Странно, что власти Будапешта не захотели их хотя бы покрасить! А приехали к «Астории», на выходе из метро опять столкнулись с целой оравой контролёров, которые бросались на туристов, как охотники на дичь.

Отдохнув в своём номере, мы отправились к парламенту. В предыдущий день мы заказали туда экскурсию с помощью нашего гида, Нелли Николаевны. Нам даже не потребовалось что-то платить – все финансовые вопросы отложили на потом.

Вышли мы, как всегда, заблаговременно, с хорошим запасом. Недалеко от «Астории» на улице Лайоша Кошута увидели кортеж чиновников Евросоюза. Эти деятели в сопровождении венгерских полицейских неслись с бешенной скоростью под завывание сирен ровно по середине дороги, как раз по двойной сплошной. Вероятно, разница в менталитете между евробюрократами и российскими чинушами не слишком велика.

По пути к парламенту заглянули в кафешку на улице 6 Октября. Натка заметила, что в это заведение постоянно заходили люди, и выходили, но уже с бумажными пакетами. Мы приземлились за столиком на улице и проверили, чем же тут потчуют народ. Оказалось, что фирменными штруделями. Их тут делают с яблочной, вишнёвой, персиковой и многими другими начинками. Мы заказали себе кофе со штруделями и были очень довольны этой выпечкой.

Встреча с представителем агентства была назначена на выходе из метро "Площадь Лайоша Кошута". В условленное время подошла венгерка, собрала всех российских туристов, подвела к скверу, а сама пошла за билетами. Экскурсия проходила на русском языке. Без экскурсовода в здание парламента не пускают. При желании можно купить билеты и самим, но для этого нужно прийти к кассам в первой половине дня, а лучше – утром к открытию, поскольку количество билетов на день ограничено.

Здание парламента строилось с 1885 года по 1904 годы. Планировалось возвести его к празднованию тысячелетия прибытия венгров на Дунай, но из-за огромного размера постройки к 1896 году окончили только центральную часть, с куполом. Высота купола со шпилем, как высота купола собора святого Иштвана – 96 метров, что должно напоминать об исторической дате (896 год).

Мы вошли внутрь и вскоре оказались у главной парадной лестницы. В вестибюле возле неё в стеклянном футляре хранится трёхметровая модель здания парламента, сделанная из спичек одной венгерской семьёй. Хватило же у людей терпения! Говорят, что когда рукодельники её окончили, то не смогли вынести из своего дома. Им пришлось разбирать стену.

Мы поднялись по лестнице в главный зал под центральным куполом. Тут хранятся венгерские королевские регалии – скипетр, держава, меч и корона святого Иштвана. Та самая корона, с наклонным крестом на верхушке, которой увенчан венгерский герб. Удалось застать у витрины с регалиями почётный караул в исторической форме. Мы стали свидетелями смены караула, а затем троица солдат с саблями на боку торжественно промаршировали от реликвий к своей караулке.

Купольный зал и примыкающие к нему помещения очень красивы. Роспись, позолота, на потолке и в простенках – картины, окна – с цветными витражами. Колонны по периметру купольного зала украшены статуями 16 венгерских королей. Из этого зала можно попасть в помещения двух симметричных крыльев здания, для двух палат парламента. Сейчас, поскольку венгерский парламент однопалатный, южное крыло отведено для депутатов, а северное используется для конференций. Туристам разрешается осмотреть лишь северную половину.

Из купольного зала попадаешь в холл для посетителей, где раньше парламентские журналисты встречались с депутатами. Это тоже довольно просторное помещение с роскошным плафоном на полуцилиндрическом потолке. Колонны этого холла украшены статуями, символизирующими основные профессии в Венгрии. Нам больше всего понравился печальный молодой человек с книгой в правой руке и с черепом в левой. Такой ярко выраженный Гамлет венгерского разлива!

Из холла можно выйти в коридор перед залом заседаний. На подоконниках этого помещения установлены забавные конструкции – подставки под сигары. Такие волнообразные поверхности из латуни (или ещё какого-то блестящего золотистого металла) с номерками под каждым углублением. В зале заседаний курить не разрешалось никогда, поэтому депутаты дымили в коридоре. Сигары курятся долго, а депутатам иногда нужно ходить на голосование. Поэтому и сделали для них эту конструкцию, чтобы в процессе раскуривания «гаваны» можно было сделать небольшой перерыв для утомительных депутатских обязанностей, а потом вернуться к своей сигаре и не спутать её с сигарой коллеги.

Зал для заседаний очень красив. Оформлен в неоготическим стиле, с резным потолком и стенами. Не слишком большой, но весьма уютный. Руководство палаты восседает на кафедре-возвышении из резного дерева. Стена возле этого помоста украшена гербом Венгрии, а так же шестью гербами основных венгерских королевских династий: Арпадов, Валуа, Ягеллонов, Хуньяди и других.

При выходе из парламента нам показали барабаны системы охлаждения начала XX века, которые исправно обеспечивали циркуляцию воздуха более трёх четвертей столетия, пока им на смену не пришли современные кондиционеры.

Прогулявшись после экскурсии по Будапешту, мы зашли в ресторанчик японской кухни «Киото», что расположен через переулок от дворца Грешема. Чтобы не ошибиться, заказали обычную рисовую лапшу с мясом. Однако японская кухня в венгерском исполнении оказалась столь же острой, как и местная. После огненно острой «японской» лапши хотелось лишь одного – пить, и как можно больше! Пришлось вечером в номере заливать жажду пивом, купленным в соседнем гастрономе.

15.05.2011 (1-я линия метро, Будапешт-Москва)

Утро снова было холодным. После завтрака мы вышли на улицу одетыми по-летнему и не угадали. Низкие тучи нависли над Будапештом, и казалось, что любой момент начнётся ливень. К нашему счастью дождь так и не пошёл, но ветер был очень неприятным.

Мы прошли по малому бульварному кольцу до моста Свободы, переправились через Дунай и поднялись на прилегающую возвышенность. Тут находится пещерный храм – одна из достопримечательностей Будапешта. Эту церковь создали в 20-х годах XX века. Естественную пещеру в горе святого Геллерта при помощи взрывных работ расширили так, что получилась целая система из соединённых залов. Храм был основан после того, как группа венгерских монахов побывала во Франции в Лурде и пожелала сделать в Будапеште копию французской церкви.

Мы зашли в пещерный храм во время службы. Не хотелось беспокоить прихожан, поэтому особенно осмотреть эту церковь не получилось. Скажу только, что особых изысков тут нет. Несколько пещер соединены проходами. На каменном полу стоят обычные стулья. В алтарной пещере висит большое распятие. Но, судя по количеству людей на службе, эта церковь пользуется популярностью в Будапеште.

На площадке перед церковью стоит забавный памятник святому Иштвану. Первого венгерского короля изваяли весьма безыскусно: он стоит рядом со своим конём и держит в руках модель церкви. А вот королевский рысак, покрытый попоной с орнаментом,  занимает чуть ли не четыре пятых всего объёма памятника. В результате зритель смотрит скорее не на святого короля, а на его коня.

Спустившись от пещерного храма, мы заглянули в купальню «Геллерт» возле одноимённого отеля. Это одна из самых популярных купален Будапешта. Здание, в котором она располагается, весьма представительное. Наверное, при его создании архитекторы брали за образец самые роскошные древнеримские термы. Холлы украшены статуями, лепниной, цветными витражами. Купальни и отель «Геллерт» считаются одними из лучших будапештских зданий в стиле сецессион.

Потом мы прогулялись по улице Vaci, затем бросили монетки в Дунай с Цепного моста. И тут я вспомнил, что мы еще не побывали на первой линию метро на европейском континенте. Это упущение нужно было немедленно ликвидировать, и мы отправились к Vörösmarty ter.

Вход на станции первой линии метро совершенно непритязательный – просто спуск под землю, как в подземные переходы. Вестибюли станций очень маленькие, если сравнивать с современными метрополитенами. Длины перрона едва хватает на то, чтобы возле него остановился трёхвагонный поезд. Причём и вагоны не слишком-то большие. В каждом из них всего лишь 16 сидячих мест. Потолки на станциях такие, чтобы с маленьким запасом помещался поезд, не больше. Поскольку эту линию метро строили открытым способом, над потолочными перекрытиями уже проходит улица. Пассажирские платформы с обеих сторон от путей не соединяются между собой. Если человеку нужно отправиться в другую сторону – он должен подняться на поверхность, а там уже искать другой спуск на другую платформу. Стены станций облицованы плиткой, а потолочные перекрытия поддерживаются стальными опорами с заклёпками, как на мостах XIX века. Строили первую линию Будапештского метро с 1894 по 1896 годы. По сути, можно сказать, что эту линию метро корректнее было бы называть подземным трамваем.

Мы доехали до станции «Опера» и вышли на проспекте Андраши. Прогулялись до театра Új Színház, чьё здание считает одним из памятников архитектуры Венгрии. А потом, разумеется, мы зашли в Оперу. Осмотрели единственное, что можно было осмотреть - фойе, после чего изучили репертуар главного венгерского театра. Мне показалось, что оформление фойе Оперы сильно напоминает внутренние интерьеры церкви святого Матьяша.

После этого мы прошлись по проспекту Андраши до Erzsebet ter. Иногда этот проспект называют венгерскими Елисейскими полями, но в данном случае это сравнение показалось нам сильно притянутым за уши. Елисейские поля – они живые и многолюдные, а на проспекте Андраши было как-то скучновато.

После пешеходной прогулки по прохладной погоде нам захотелось перекусить. Мы вернулись на улицу Vaci. Но в этот раз нам фатально не везло с заведениями общепита. В какие-то кафешки заходить не хотелось. А в ресторанах, в которые мы заходили, можно было заказать лишь напитки - кухни там ещё не работали.

В конце концов, мы вышли на малое бульварное кольцо и направились к своему отелю. И тут нам улыбнулась удача – Натка заметила кафе Charlott на Kalvin ter. Внутри заведение оказалось симпатичным и весьма уютным. Приветливая девушка из-за стойки принесла нам вкусный кофе и замечательные пирожные, сделанные в этом кафе.

Утолив голод, мы прогулялись по Raday ulca и оценили размеры этой пешеходно-ресторанной улицы. А, находившись, вернулись в «Асторию» и принялись ждать, когда за нами приедут. Обычно все провожающие стараются завезти своих туристов в аэропорт, как можно ранее. А здесь за нами приехали, когда до вылета оставалось менее трёх часов. Однако ничего страшного не произошло. До аэропорта нас довезли всего лишь за 25 минут.

В самолёте нам опять попались подростки-спортсмены. Их тренер помимо своей ручной клади держал в руках два кубка – видимо, поездка команды на соревнования оказалась удачной.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz