Бельгия (июнь 2008 года)    

Вернуться на главную страницу

Карта Бельгии

10.06.2008 (Москва-Брюссель)

           

Вылетали мы на этот раз из Домодедово. По дороге простояли кучу времени на МКАДе. Хорошо ещё, что, заказывая такси, мы решили перестраховаться и заложить лишние полчаса про запас, на всякий случай. По крайней мере, не нервничали во время унылого стояния в пробке.

В аэропорту я впервые обратил внимание на то, как стойки регистрации готовят к новому рейсу. Ленты с названиями авиакомпании отстёгивают, после чего они втягиваются в столбики из нержавеющей стали. Затем эти самые столбики грузчики увозят на тележках. На замену им привозят другие, соответствующие той авиакомпании, на рейс которой начинается регистрация.

После этого мы снова столкнулись с чем-то новеньким: сколько летаем – ещё ни разу не было, чтобы у нас проверяли паспорта и рассматривали визы ещё до начала регистрации.

Затем неприятно поразили большие очереди на паспортном контроле в «Домодедово» – раньше в этом аэропорту мы такого не наблюдали. Зато досмотр при входе в транзитную зону теперь осуществляется ещё и при помощи большого просвечивающего аппарата, похожего на рентгеновский. Заходишь в кабинку, становишься ногами на круглые отметки, шесть секунд, и всё, процедура окончена. Служба безопасности увидела всё, что им было нужно. После этого уже никто тебя не обыскивает, не шарит под мышками, выявляя спрятанные кинжалы и пулемёты. 

Самолёт из Брюсселя прилетел на полчаса позже. Соответственно, вылет наш задержался на то же время. «Брюссельские авиалинии» используют для полётов в Москву А-319. Неплохой самолёт, но количество туалетов на борту явно неадекватно. И первый класс никак не отличается от экономического – те же самые кресла с такими же расстояниями между рядами. Единственное отличие – меньшая плотность рассадки – между пассажирами остаётся пустое сиденье Жульничество, на мой взгляд, а не первый класс!

Приземлились мы в Брюсселе. Самолёт долго выруливал по дорожкам, потом огибал одно крыло аэропорта, приближаясь к другому. В конце концов мы причалили к телескопическому трапу терминала А. Вышли из самолёта по телепорту, но, не доходя до терминала, были отправлены по лесенке вниз, к автобусу. А тот уже, практически повторив в обратном направлении путь самолёта, привёз нас к терминалу B. Первый раз сталкиваюсь с такими замысловатыми манёврами при высадке пассажиров! Хотя, если принять во внимание опоздание нашего рейса, логические объяснения таким действиям служб аэропорта найти можно – они торопились подготовить самолёт к следующему рейсу, поэтому и поставили его для скорейшей посадки пассажиров следующего рейса, чтобы потом не перегонять.

На паспортном контроле долго стоять не пришлось. Но, какие-то наши соотечественники, стоявшие впереди, были отправлены бельгийским пограничником обратно за то, что предъявляли ему вместо паспорта какие-то иные документы. Вероятно, тут сказалось состояние общей неадекватности гостей, вызванное лёгкой алкогольной интоксикацией. А вот Натка очень бодро объяснилась с бельгийским пограничником на французском языке, пояснив ему цели и задачи нашей поездки. Так что мне даже не задавали никаких вопросов.

Багаж уже был разгружен – хороший бонус за то, что нас так замысловато высаживали из самолёта. Пользуясь понятными указателями, мы отправились искать пригородный поезд до Брюсселя. Платформа располагается в подвальном этаже аэропорта. Экспрессы до столицы Бельгии отправляются 4 раза в час. Поэтому мы оказались на Северном вокзале Брюсселя даже раньше, чем предполагали.

А затем мы начали искать метро. Когда идёшь по галерее от железнодорожных платформ, указатели на подземку есть – большие буквы «М». Но подойдя к эскалаторам, ведущим вниз, замечаешь, что эти указатели внезапно исчезают. К автобусам – пожалуйста, к трамваям – да ради бога. А вот указатели на метро – пропадают как сущность! Натка бросилась выяснять у местного населения мнения по этому вопросу. Одни ей говорили, что они не местные, другие, что не говорят по-французски. Третьи принимались долго и путано объяснять, что нужно выйти на улицу и потом куда-то как-то идти пешком. Признаюсь, нас это порядком озадачило! Но пристальное изучение схемы выявило любопытную особенность транспортной системы Брюсселя. К Северному вокзалу метро не проведено! Но с ближайшей станцией подземки вокзал соединяется посредством premetro – подземных трамваев. Фактически для нас это – то же, что и метро. А вот указатели описывают их, как трамваи. Мы спустились в это самое premetro и на всякий случай спросили у вожатого трамвая – едет ли он до нужной нам остановки. Получив утвердительный ответ, забрались в вагон и уже через две минуты были на месте.

Но на этом наши приключения не закончились. Вошли в холл отеля и вручили дежурному администратору наш ваучер. Тот долго вертел его в руках, а потом начал нам что-то говорить. Мы сразу же напряглись. Что ещё за ерунда? Но вскоре нам удалось понять, что у этого отеля номера располагаются в двух корпусах и наш номер – как раз в другом корпусе, в соседнем подъезде. И в самом деле – портье во втором корпусе тут же выдал нам ключи.

Бросив вещи в гостинице, мы отправились гулять. Отель “LE DOM” расположен на внутренней стороне брюссельского бульварного кольца прямо напротив делового квартала «Манхэттен». Это семиэтажное здание в стиле, близком к «арт нуво», с башенкой наверху, хорошо заметно даже на фоне современных билдингов на противоположной стороне улицы. От него начинается бульвар Адольфа Макса, ведущий в сторону исторического центра Брюсселя. Вот туда мы и направились. По дороге заметили несколько красивых фасадов, украшенных статуями. Вообще мне показалось, что в Бельгии очень любят устанавливать статуи на зданиях. Мы постоянно сталкивались с этим и в Брюсселе, и в Брюгге, и в Генте и в Антверпене.

Свернули с бульвара в какую-то торговую галерею и вскоре оказались на пешеходной Rue Neuve (или Nieuwstraat). Кстати, интересно отметить, что из-за реального двуязычия иногда бывает трудно искать названия улиц на картах бельгийских городов. Ищешь название на французском, а в карте оно указано на фламандском языке, или наоборот. Вносит определённую путаницу в поиски.

Rue Neuve – это рай для шопоголиков. Сплошные бутики, магазины, молы и тому подобное. Но вот по вечерам, после закрытия, каждое торговое заведение выставляет на тротуарах многочисленные пластиковые мешки с мусором. Из-за этого улица в конце дня выглядит весьма неряшливо.

Rue Neuve внезапно закончилась и мы вышли на небольшую площадь (Place de la Monnaie) с фонтаном и театром. С противоположной стороны расположено современное здание с торговыми галереями и заведениями общепита внизу. Видимо, поэтому перед театром кучковались стайки молодёжи.

Ещё несколько минут пути – и мы оказались на главной площади Брюсселя – Grote Markt (она же Grand Place). Изображение этой площади на фотографиях я уже видел много раз, поэтому первым впечатлением было: «Какая же она маленькая!». В реальности Grand Place выглядела значительно меньше, чем представлялось по картинкам. Затем я подумал: «И это они называют самой красивой площадью Европы?», но потом внимательно осмотрелся и начал восторженно рассматривать здания вокруг. Дома гильдий, ратуша, дом короля – все они так богато декорированы, так великолепно украшены резьбой и скульптурой, что поневоле начинаешь заворожено рассматривать прихотливые каменные узоры. А, оторвавшись, наконец, от созерцания признаёшь, что действительно, эта площадь может считаться самой красивой в Европе.

К северу от Grote Markt в лабиринте узеньких пешеходных переулков располагаются десятки маленьких ресторанчиков. Столы и стулья выставлены прямо на тротуар, поэтому, когда идёшь мимо, то едва ли не задеваешь посетителей. Не знаю, насколько комфортно питаться, когда мимо тебя постоянно проходят люди нескончаемым потоком, но недостатка в посетителях эти рестораны явно не испытывают – занятых столиков было много.

 

11.06.2008 (Брюгге-Остэнде)

 

            Рано-рано утром мы отправились на Северный вокзал. Поскольку путь уже был разведан накануне, никаких затруднений он не вызвал. Домчались до вокзала на подземном трамвае, купили билеты на поезд. Вообще, пользоваться железными дорогами в Бельгии – одно удовольствие. По отправлению поездов можно сверять часы – мы ни разу не столкнулись с опозданиями. В расписании – всё чётко и понятно – и остановки по пути следования, и время прибытия, и номер пути, с которого отправляется поезд. Мы поднялись в вагон и поехали. К Наткиному сожалению, разворачивать кресла в зависимости от направления движения в Бельгии нельзя. Не Япония, увы. Примерно половина кресел ориентирована по ходу поезда, а остальные – в противоположном направлении.

            Если отправляться в Брюгге или Гент с Северного вокзала, то поезд по пути последовательно останавливается на Центральном, а потом и на Южном вокзалах. Возле последнего мы видели самые неприятные дома, которые нам довелось заметить в Брюсселе – старые, облезлые, с разбитыми стёклами. Пишут, что кварталы возле Южного вокзала – самые неблагополучные в столице Бельгии. Поэтому мы туда даже не совались.

            В Бельгии при пользовании железными дорогами будьте готовы к общению с контролёрами. Билеты проверяют практически всегда, если вы едете по сравнительно длинному маршруту. Если человек задумал схитрить – поймают почти наверняка. Нам довелось увидеть, как один из местных жителей долго пререкался с контролёром, рассказывая ему какие-то истории в своё оправдание. Но закончилось всё тем, что контролёр взял в руки маленький кассовый аппарат, висевший у него на плече, пробил чек и получил с пассажира всё, что тот недоплатил.

            На остановке в Генте меня поразила стоянка велосипедов возле станции – я никогда раньше не видел столько велосипедов в одном месте. (А ведь я и не предполагал, что с другой стороны от вокзала есть вторая, ещё большая стоянка!)

            Возле вокзала в Генте тоже располагаются домики попроще – не такие трущобы, как у Южного вокзала Брюсселя, но было видно, что живут там люди с низким достатком. Натка даже разглядела в одном окне без занавесок на втором этаже, как девушка скромно завтракала какими-то хлопьями за малюсеньким столом в небольшой кухне.

            Ну вот мы и доехали до Брюгге. В вагоне было совсем немного народу, что заставило Натку удивляться: «А где же толпы туристов, которые непременно едут в Брюгге?». Но стоило выйти на перрон, как туристов сразу стало значительно больше. Даже японцы появились – как же без них обойтись у достопримечательностей мирового значения.

Мы перешли улицу и отправились в исторический центр города. Главная прелесть Брюгге – практически полная сохранность застройки XVI-XVII веков. Если брать ту часть города, которая ограничена большим овалом системы каналов, то выглядит она почти так, как выглядела и 200, и 300 и 400 лет назад. И это просто здорово!

Пройдя небольшими улочками мы вышли к озеру. Тут было необыкновенно уютно и живописно. Раскидистые деревья, красивые домики с остроконечными крышами на берегах, скамейки с опорами в виде драконов, лебеди на спокойной воде. И самое главное – тишина и спокойствие. Так получилось, что в тот момент кроме нас с Наткой тут больше никого ещё не было. Благодать! Это место путеводители называют озером любви, а на картах оно обозначено, как Minnewater.

Неподалёку находится одна из главных достопримечательностей Брюгге – бегинаж. Это комплекс зданий, напоминающий монастырь – средневековый приют замужних женщин, чьи мужья отправились в крестовый поход или ещё куда-то очень далеко. Обычно такие обители находились под патронажем местного графа, поэтому бегинок никто не смел обижать. Вели там женщины образ жизни, схожий с монашеским, только что специализировались не на молитвах, а на ведении хозяйства, ткачестве и рукоделии. А когда блудные мужья возвращались из походов – семьи воссоединялись.

Мы зашли во дворик бегинажа, оглядели его изнутри. Симпатично, но не более того. Я так и не понял, из-за чего эти приюты занесены в списки особо охраняемых памятников истории и культуры ЮНЕСКО.

Далее Брюгге в моих воспоминаниях распадается на калейдоскоп замечательных картинок. Мост через узкий канал, рядом с которым стоит маленькая забавная скульптурная группа. Смешное изваяние монашки в мансардном окне маленького ресторана. Забавный фонтан, состоящий из двух лошадиных голов, глядящих в противоположные стороны. Многочисленные статуи девы Марии с ребёнком на углах и фронтонах домов. На одной из многочисленных площадей мы наткнулись на художественное литьё. Пегас, запряжённый в открытую четырёхколёсную повозку, везёт мужчину в костюме и  котелке. Он – возница - на козлах, а сзади на подушках возлежит обнажённая женщина. Оказалось, что скульптурная группа называется «Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге». Впоследствии я подробно изучил фотографию изваяния на компьютере и понял, что то, что я принял за подушку Леды – было Зевсом в обличье лебедя! Площадь эта называется Waldplein, и кроме забавной скульптуры там ещё есть очень примечательный домик с эмблемой – золотым полумесяцем. Всезнающий путеводитель подсказал, что это – пивоварня Хенримаса (Brouwery Henrimaes).

Затем раздался такой знакомый звук отбойных молотков – рядом на соседней улице чинили булыжную мостовую. Несколько рабочих проводили весь спектр ремонтно-восстановительных операций – что-то долбили, отсыпали и выравнивали грунт, укладывали каменные кубики, а затем подгоняли их друг к дружке большими молотками.

Пробравшись сквозь это безобразие, и, едва не увязнув в песке, мы вышли к маленькому скверу со статуей Богоматери. Сразу стало понятно, что мы оказались у Нотр-Дама. Громадная готическая башня соборной церкви доминирует над всеми окружающими постройками. Шутка ли – 122 метра (правда, официальный сайт города Брюгге сообщает, что всего лишь 118 метров)! Мы зашли внутрь. Церкви в исторических кварталах бельгийских городов легко спутать с музеями – так много различных шедевров доступны в них для всеобщего обозрения. Ходишь, любуешься статуями, картинами, витражами. Рядом с собой видишь лишь таких же зевак-туристов, которые заняты тем же самым. А верующих, которые пришли в храм помолиться – совершенно не заметно! Говорят, что в высокий сезон в соборной церкви не протолкнуться из-за туристов, пришедших посмотреть на скульптуру Мадонны с младенцем работы Микеланжело. Но нам повезло – народу было совсем немного – видимо, чемпионат Европы по футболу оттянул на себя значительную часть отпускников.

Напротив Нотр-Дама стоит ещё одна церковь – бывшая часовня при госпитале святого Иоанна. Сейчас там располагаются музей Мемлинга и культурный центр.

Если обогнуть соборную церковь, то оказываешься в очень красивом дворике. С одной стороны – махина Нотр-Дама. Напротив неё – кирпичный дворец Грутхусе с круглой башенкой, увенчанной конусовидной крышей и увитой плющом. И рядом – замечательный вид на тихий канал. Тут же – очередной золотой месяц и три колокольчика на кованной железной эмблеме, а на стене между окнами – изваяние мадонны с младенцем, украшающее старинный фасад. Необыкновенно мило, очаровательно и уютно!

Потом мы двинулись к очередной гигантской колокольне, видневшейся вдали – к собору Спасителя. Мудрый путеводитель утверждает, что это самое старое кирпичное здание Бельгии. Опасливо входим внутрь – вдруг развалится – и попадаем в очередной музей, совмещённый с храмом. Картины, витражи, гобелены. А ещё в соборе – очень красивые резные деревянные сиденья с гербами. Утверждается, что тут проходило первое заседание рыцарей ордена Золотого Руна.

Вышли из собора – и сразу очутились на оживлённой Steenstraat с большим количеством магазинов в старинных домах. Все здания выстроены в одном стиле. Фасады – плоские, выложенные из кирпича. Последний этаж – в виде треугольников, в боковых сторонах которых вырезаны небольшие ступеньки. По отдельности такие домики особого впечатления производить не должны. Но когда ими застроено целиком всё ядро города – это просто сказочно!

Чуть прогулялись по Steenstraat - и попали на красивую площадь Simon Stevin с памятником посередине. Потом отошли ещё чуть-чуть – и оказались на площади Markt, одной из двух самых главных площадей Брюгге. Как можно понять из названия – тут всегда был рынок. Вот и мы сразу же очутились среди торговых рядов, вокруг которых весьма оживлённо носились фургоны и грузовики.

Разумеется, мне тут же захотелось посмотреть на всё это безобразие сверху – и мы отправились к башне Белфорт. Эта большая 83-метровая колокольня является естественной доминантой площади. Мы зашли внутрь и принялись подниматься по ступенькам винтовой лестницы. Утверждается, что их 366 штук! Лестница довольно крутая. Если кто-то поднимающийся встречает на своём пути человека, который спускается, то разойтись тяжело. Кому-то из них приходится пятиться на небольшую площадку (к счастью, устроены они через каждые полтора-два метра) и вжиматься там в стену. Но, для удобства туристов сверху вниз пропущен толстый канат, за который так удобно держаться.

На одном из промежуточных этажей можно увидеть детали механизмов карильона. Наибольшее впечатление на меня произвёл громадный металлический барабан со штырьками на цилиндрической поверхности. Напоминает музыкальную шкатулку, только исполинских размеров! Настоящий сувенир из страны великанов!

Последний рывок – одолеваем ещё несколько десятков ступенек – и мы наверху. Вид на город отсюда просто великолепный! Красные черепичные крыши, ровные ряды треугольных домиков на старинных улицах, играющая яркими солнечными бликами вода в каналах, прогулочные катера с туристами, прихотливые готические постройки, украшенные многочисленными башенками-пинаклями – всё это многообразие зрительных образов менялось, как в калейдоскопе при переходе от одного окна колокольни к другому. А на севере отчётливо виднелись громадные портовые краны в доках и широкий канал, соединяющий Брюгге с морским портом Зеебрюгге. Такой разительный контраст между старым и новым в жизни города. Любоваться Брюгге можно было очень долго. Но сильный холодный порывистый ветер, пронизывающий буквально насквозь, очень скоро погнал нас вниз.

Вернувшись на площадь, мы прошлись по торговым рядам. Тут было на что посмотреть. Два колоритных торговца – мужчины средних лет, продавали фрукты и при этом громко нараспев кричали что-то на своём родном языке. Один начинал – выкрикивал несколько фраз – и тут же ему вторил другой. Как мне показалось, фразы рифмовались, примерно, как наши частушки. При этом оба продавца ни на секунду не прерывали своей работы, быстро обслуживая покупателей. Наблюдать за этой парочкой было очень забавно!

С верхушки башни Белфорт Натка разглядела мельницы на северо-востоке. Я предложил туда отправиться. Исторический Брюгге – городок небольшой. Но уличная сеть в нём такова, что, не свернув вовремя в нужном месте, можно изрядно удлинить себе путь, а потом лишь беспомощно наблюдать, как «не та улица» всё больше и больше поворачивает «не в том» направлении. Выписав на местности огромную петлю, мы всё-таки вышли к каналу, опоясывающему исторический центр Брюгге. Вдоль его набережной на высокой насыпи стоят одна за другой четыре мельницы. Поскольку все они стоят на возвышении, да ещё приподняты на бетонных блоках и стальных конструкциях, то больше всего эти мельницы напомнили мне гигантские чёрные дощатые скворечники. Но нельзя не отметить, что смотрятся эти ветряки очень красиво, особенно на фоне ровной зелёной травки, густо растущей на насыпях. Получился такой своеобразный городской парк, со скамеечками и дорожками для прогулок.

На обратном пути мы случайно попали в квартал, состоящий из солидных особняков. Вероятно, тут селятся состоятельные граждане Брюгге. В большом окне на первом этаже одного из домиков этого квартала был нарисован аист, держащий в клюве младенца в пелёнке. Рядом на табличке  - имя этого младенца: JANOS. Можно было предположить, что счастливые родители таким образом оповещают всех соседей о радостном событии. Буквально в паре десятков метров от этого дома мы увидели забавную детскую площадку – зелёная лужайка с невообразимым сооружением из брёвнышек различного размера, вкопанных в землю.

Затем мы вышли на красивое место, где каналы сходятся в виде буквы «П» с очень длинной верхней перекладиной. Брюгге тут выглядит просто замечательно! Такой уютный очаровательный сказочный город! Побродив по мостам, налюбовавшись окружающей местностью, мы стали возвращаться в центр Брюгге. Вышли на площадь Яна ван Эйка, к памятнику, возле которого отдохнули на скамеечке, любуясь городом. Затем отправились дальше -  к рыночной площади. Никаких следов торговли там уже не наблюдалось. Теперь Markt практически целиком был отдан туристам.

Буквально в двух шагах отсюда находится вторая самая главная площадь Брюгге – Burg. Очень красивое место! Логическим центром площади является небольшая аккуратная ратуша в готическом стиле с маленькими башенками вдоль крыши. Фасад ратуши украшен скульптурой и разноцветными гербами местной знати. Слева стоит великолепное двухэтажное здание – дом старого архивариуса. Выглядит он, как игрушка – белый фасад украшен золотыми орнаментами. На крыше – золотые статуи. А справа от ратуши видны замысловатые башенки базилики святой крови и потемневшие от времени камни часовни Сен-Базиль. Единственное, что несколько портит впечатление от площади Бург – павильон японского архитектора Тойо Ито на северной стороне. Прямоугольный сарайчик из нержавейки среди благородных средневековых зданий – это нонсенс! Абсолютно чужеродный элемент на этом чудесном месте!

На площади стояло в ряд несколько фиакров. Каждый был запряжён одной лошадью. Извозчики в соломенных шляпах с лентой и накидках, наброшенных на плечи, ещё никого не возили и лишь поджидали седоков. У лошадей на глазах были шоры, а к задней части каждого животного подводился узкий и длинный рукав, уходящий под днище фаэтона – чтобы избежать  загрязнения романтических улиц Брюгге прозаическим навозом.

Налюбовавшись площадью, мы вышли к каналу и оказались недалеко от причала. Мне сразу же захотелось прокатиться по Брюгге на катере. Взяли билеты и сели на скамеечку, дожидаться отправления. Что много народа – приходится ждать, что мало народа – всё равно приходится ждать – пустой катер владельцы гонять не будут. Но вот, наконец-то, все скамейки оказались заполненными, и наш капитан включил двигатель. Мы двинулись по каналу. В солнечный день с катера Брюгге выглядит ещё более чудесным и очаровательным. Опрятные маленькие домики, кирпичные стены, буйно поросшие зеленью, ветви деревьев, низко склоняющиеся над водой. Невысокие арки мостов, проплывая под которыми невольно пригибаешь голову. И, наконец, великолепный  вид на башню Белфорт. Такой же, каким его запечатлели на холсте средневековые фламандские живописцы.

Маршрут катера не отличался замысловатость. Отплыв от пристани у площади Burg, мы описали большую фигуру, напоминающую букву «П» и оказались возле площади Яна ван Эйка. Затем вернулись назад и двинулись на юг – к озеру любви. Закончилась прогулка на катере у той же самой пристани, от которой мы отплывали. По времени это заняло ровно час – как и было написано на афише у билетной кассы.

Мы прошлись немножко вдоль канала и снова полюбовались замечательным видом на Белфорт. А после долго искали променад, отмеченный в путеводителях, как одно из тех мест в Брюгге, которые обязательно нужно посетить. Оказалось, что загадочный променад – это набережная канала, по которой мы и гуляли всё это время.

Вернулись к площади Markt, уже полностью отданной туристам на растерзание, а уже оттуда решили возвращаться к станции. По дороге нам встретилась тихая чайная, где мы подкрепились вкусными пирожными.

От Брюгге до Остенде ходит довольно много поездов, поэтому буквально через полчаса мы уже бодро шагали по направлению к затону, где стояло великое множество различных яхт – от маленьких, чуть больше шлюпки, до современных огромных и высокоскоростных. Кстати, интересно отметить, что параллельно железнодорожным путям располагаются большие доки, в которые заходят по каналу морские суда, поэтому корабли мы увидели даже раньше, чем подъехали к Остенде.

От железнодорожного вокзала мы отправились туда, где виднелся целый лес мачт. Среди большого количества частных яхт у дальнего конца затона притаился трёхмачтовый парусник – бывший учебный корабль бельгийских ВМФ «Меркатор». Хотя, какой же это корабль – на гроте и бизани – гафели. Скорее всего, это шхуна или баркентина. Сейчас на борту «Меркатора» - музей, но, видимо, в тот момент он был закрыт – попасть на палубу нам не удалось.

Обратили внимание на забавный дом рядом с затоном. Вдоль улицы стоят в ряд четырёхэтажные домки «а ля Брюгге» - плоские кирпичные фасады с треугольными крышами. Но это лишь фасады. А за ними ступеньками поднимаются вверх этажей на десять, если не больше, современные бетонные апартаменты с огромными опоясывающими балконами на каждом уровне, откуда открываются замечательные виды на яхты.

Обойдя затон, вошли в центральную часть города – и сразу же попали на пешеходную улицу с большим количеством магазинов, ресторанов и сувенирных лавочек. Сразу же вспомнились подобные улочки в Ницце, Каннах и других курортных городах. Повернули направо – и сразу же вышли к собору. Красивая неоготическая белокаменная постройка, собор Петра и Павла был сооружён в начале XX века. С запада к нему примыкает остроконечная, похожая на ракету башня Святого Петра. Она лет на пятьсот старше собора и, наверное, является самой старой постройкой в Остэнде.

Мы вышли к морю. Берег тут такой же, как в Довилле во Франции – очень пологий и песчаный. Поскольку море было холодным, практически никто не заходил в воду – лишь немногие загорали на песочке или просто гуляли с детьми. Кое-где отдыхали бездомные, отпугивая окружающих запахом. Мы прошлись вдоль набережной до казино, а потом тоже спустились на широкий пляж. Разулись и пошли к морю. После целого дня, заполненного пешеходными прогулками, погрузить босые ступни в холодную воду было очень приятно. А уж как хорошо потом греть свои окоченевшие конечности в тёплом песочке!

Вдоль берега выстроились симпатичные дома с огромными окнами. Скорее всего – апартаменты, куда бельгийцы приезжают отдохнуть на море в выходные. Некоторых отдыхающих даже было заметно с набережной – кто-то сидел на балконе, развалившись в шезлонге и глядя на море, кто-то выглядывал в окно, опершись двумя руками на ограждение. А одна женщина, вооружившись ведром и тряпкой, наводила порядок в помещении.

Набродившись по песочку, мы вышли на набережную, а затем сели на скамеечку, понаблюдать за кораблями. Удалось увидеть сначала большой паром, отплывающий в Англию, затем здоровенный лихтеровоз, а после – ещё один паром той же самой компании, на этот раз, заходящий в порт Остенде. Видно было, что возле берега – очень мелко и крупные суда могут двигаться лишь вдоль фарватера, продолжающего линию канала. А справа и слева от этой линии отваживались ходить только маленькие рыболовецкие траулеры.

Когда возвращались назад по набережной, обратили внимание на забавную инсталляцию – прямо на асфальте стояла жилая комната, как в типовом панельном доме, сделанная из металла с металлической мебелью внутри. И всё это безобразие было установлено под наклоном к поверхности Земли. Непонятно, что символизирует данный объект. Но народ, гулявший по набережной, проявлял явный интерес к инсталляции - постоянно кто-нибудь из зевак заходил внутрь металлической комнаты и с недоумением осматривал металлический интерьер.

Чайки в Остенде – большие, жирные и наглые. Ничего не боясь, лениво прохаживаются под ногами у прохожих, выпрашивая угощения. Хорошо ещё,  что сумки из рук не выхватывают.

Возвращаясь к вокзалу, мы стали свидетелями выхода яхты из затона в открытое море. Небольшое парусно-моторное судно с «говорящим» названием “Kate & Winston - 16041985”(вероятно, имена владельцев и дата их свадьбы) подошло к узенькому каналу. Один из двух мостов через канал поднялся и пропустил яхту. Затем он опустился, а при въезде на второй мост на светофоре загорелся красный свет. Весь наземный транспорт был перенаправлен на первый мост, а второй вскоре тоже поднялся, позволяя яхте выйти в море. Для затона – рутина, а для заезжих туристов – нечто интересное, впервые увиденное.

Без приключений добрались на поезде назад в Брюссель. Вышли на Северном вокзале и решили пройти пешком до отеля по бульвару Короля Альберта II. Только отошли от здания вокзала, как слышим – кто-то догоняет нас сзади и что-то спрашивает. Оглядываемся – это молодой человек нашего возраста в деловом костюме и с чемоданом на колёсиках. Вероятно, он оказался в Брюсселе в первый раз, потому что спрашивал у нас, как ему найти метро. Подозреваю, что он, так же, как и мы в первый вечер, запутался в указателях, внезапно потеряв букву «М», а потом не смог добиться ясного ответа от людей на вокзале. Я рассказал молодому человеку, куда ему идти до ближайшей станции метро, и он бодро зашагал в указанном направлении.

Бульвар Альберта II проходит через квартал «Манхэттен». Из названия понятно, что застроена эта часть Брюсселя исключительно современными башнями из стекла и бетона. Некоторые из них смотрятся весьма интересно. Особенно здание Belgacom, увенчанное башенкой и соединённое с соседним домом переходом на верхних этажах. А вдоль пешеходной дорожки среди зелени на бульваре выставлены творения современных скульпторов из стальных труб и прочих строительных материалов. У меня сразу же промелькнули аналогии с советским официальным искусством 70-80 годов XX века.

Выглядит бульвар Короля Альберта II весьма приятно. До конца он пока не достроен – некоторые башни с северной стороны еще только возводятся. Это опровергает теории отечественных критиков московского «Сити» о том, что в Европе давно отказались от проектов типа парижского Дефанса. Ничего подобного! Весь бульвар застроен и продолжает застраиваться высоченными башнями из стекла и бетона.

Вечером перед сном глянул на себя в зеркало – и обомлел! День был солнечным, хотя и нежарким – утром приходилось даже ходить в куртке. Однако всего лишь за один день моё лицо обгорело докрасна. Вот что значит солнце плюс постоянный ветер!


 

12.06.2008 (Гент-Антверпен)

 

С утра зарядил дождь. Мы завтракали в своём отеле и с грустью наблюдали за непрекращающимися осадками, полноводными ручьями стекающими по стеклянной крыше ресторанного зала. В такую погоду выходить на улицу совершенно не хотелось.

До Гента доехали быстро и без проблем – ведь мы всё время были под крышей. Подземный переход от перрона приводит сразу к трамвайной остановке. Мы сели в первый попавшийся трамвай, идущий на север и поехали по направлению к центру Гента. Что было хорошо – на схеме маршрута внутри вагона остановки в туристической зоне города отмечались особым цветом.

К сожалению, дождь и не думал прекращаться. Мы вышли из тёплого и сухого трамвая на слишком мокрую улицу и побрели искать старинные кварталы. Но сначала мы очутились на забавной площади. Посреди открытого пространства стояла на возвышении красивая беседка, сооружённая в конце XIX века в стиле, близком к «арт-нуво». Мы зашли под крышу и стали смотреть по карте – куда же нам двигаться дальше. Попутно заметили с высоты, что площадь украшена большими металлическими пластинами в форме листьев деревьев, вмонтированными прямо в асфальт.

Снова вышли под дождь, но на этот раз уже было понятно, куда направляться, и вскоре мы подходили к мощной романо-готической постройке – церкви святого Николая. Напротив неё тут же обнаружилась гентская часовая башня Белфорт. А дальше мы сразу же увидели собор Святого Бове. Все три достопримечательности находятся на одной линии, благодаря чему с моста через канал открывается замечательный вид на их высокие башни.

Для начала, чтобы спрятаться от дождя, мы вошли в собор. Там было немноголюдно и тихо. Мы отправились искать знаменитый Гентский алтарь. Первым делом прошли по галерее вокруг алтаря и в одном из приделов обнаружили маленький складень, очень похожий на предмет наших поисков. Трое туристов благоговейно слушали своего гида, глядя на то, как она бесцеремонно раскрывает деревянные створки. Мне показалось, что с культурной ценностью мирового значения вряд ли бы позволили так обращаться, поэтому я предположил, что это – не оригинальный Гентский алтарь, а лишь копия. И мы отправились искать дальше. С противоположной стороны галереи в одном из приделов нашёлся ещё один складень, ещё более маленький. Он уж точно не мог быть великим шедевром фламандских мастеров. Обойдя весь собор, мы решили спуститься в крипту – в одном из путеводителей утверждалось, что алтарь выставлен для всеобщего обозрения именно там.

Пока мы блуждали по нижнему этажу, нас заметил какой-то бодрый дедушка в коричневом костюме. Он подошёл к нам, представился волонтёром и спросил, на каком языке мы хотели бы прослушать информацию о соборе Святого Бове. Дедушка был очень милым, но русского он не знал, а слушать его на английском языке совсем не хотелось (это же мне пришлось бы переводить Натке всё, что удалось понять), да и стоять по полчаса у каждого столба, слушая про него кучу всяческих подробностей, было бы просто ужасно. Поэтому мы поступили очень просто – «моя-твоя не понимать, до свидания». Вышли из крипты и направились к выходу. Но там неожиданно заметили, что рядом со входом в специальном зале демонстрируется … Гентский алтарь. Причём попасть туда можно только по билетам, которые продаются тут же. Я уже вытащил деньги из кармана, но тут перед нами внезапно появился тот же самый дедушка-волонтёр. Он сказал, что в этом помещении демонстрируется не подлинник знаменитого алтаря, а лишь копия. Тут уж мы совсем пришли в замешательство – где же в соборе располагается этот злосчастный шедевр? Совершенно непонятно!

Затем мы вышли на улицу и снова попали под противный дождь. Забежали ненадолго в турбюро и обнаружили там полное отсутствие нормальных карт города. Вышли на самую большую улицу, идущую от часовой башни и отправились по ней. В одном из переулков слева, глазастая Натка заметила ресторан, или даже, скорее, ночной клуб, с нетрадиционным фасадом: от обшарпанной кирпичной стены на третьем этаже отходит металлический штырь с виселицей на конце. Рядом – висит привидение – кукла без ног в белом колпаке и сером балахоне. А козырёк над входом украшен фигуркой чёрной кошки.

Belfortstraat привела нас к интересной церкви с высокой остроконечной колокольней и забавными башенками у одного из порталов – церкви святого Якова. Полюбовавшись ею, мы свернули в переулок и вскоре оказались на маленькой улице, застроенной красивыми домами – трёх-четырёхэтажными особняками из красного кирпича. Позади одного из зданий оказался совершенно неожиданный крытый внутренний дворик с лестницей на верхний уровень. Оказалось, что это что-то похожее на вернисаж – под одной крышей размещалось множество художественных салонов или просто лавочек.

Пройдя ещё немножко, мы вышли к большой красивой площади – VrijdagMarkt. В центре площади стоит памятник Якову Артвельде – политическому деятелю Фландрии XIV века. Он ловко играл на противоречиях между Англией и Францией, отстаивая интересы местных толстосумов. Но погиб Артвельде от руки земляков – его убили во время восстания ткачей.

Ещё на этой площади бросается в глаза большое здание, очень напоминающее оперу, на верхней части фасада которого написано SOCIALISTISCHE WERKERSVEREENIGINGEN. Первое слово прямо-таки режет глаз – совершенно не ожидаешь увидеть его в этом месте. Утверждается, что в этом здании находится президиум рабочих профсоюзов.

А противоположный конец площади радует глаз многочисленными башнями. Это виднеется над невысокими домами церковь святого Якова. Замыкает же площадь интересный дом с башенкой – Toreken. Когда-то здесь располагался цех кожевников, где проверяли качество  выделанных кож. И тут же была «доска позора» - где плохо выделанные кожи выставлялись на всеобщее обозрение вместе с именами изготовителей.

Далее мы отправились к набережной канала. Тут было очень приятно и уютно, не смотря на дождь. Небольшие домики с остроконечными крышами, с цветочными горшками, выставленными за каждым окном. Редкие деревья, опускающие свои ветви прямо в воды канала. Ограждения на набережных, украшенные живыми цветами. Не так эффектно, как в Брюгге в солнечный день, но тоже очень красиво.

Затем, пройдя какими-то узкими улицами, мы вышли к графскому замку. Он совсем небольшой, поэтому легко теряется в городской застройке. У стены обнаружилась современная инсталляция – паутина из стальных труб. Велосипед, оставленный кем-то рядом, смахивал на паука. В замке ныне располагается музей. Покупаешь билетик – и можешь облазить эту маленькую крепость практически полностью – от сырых подвалов до крыши цитадели.

В одном из первых помещений замка мы наткнулись на группку детей, которые мастерили себе рыцарские доспехи из картона под руководством двоих взрослых. Наверное, в крепостных интерьерах это занятие протекает особенно увлекательно!

Затем мы полюбовались старинными вооружениями и доспехами в следующем большом зале. Что бы там не говорили про акселерацию, но в гентском замке комплекты рыцарских доспехов были явно рассчитаны на человека ростом 175 – 180 сантиметров, а вовсе не на коротышек.

Обходя замок зал за залом, мы выбрались на крышу цитадели. Буквально за пару минут до нас туда прошла группа франкоговорящих подростков. Теперь эти мальчишки устроили на крыше игру в догонялки, рискуя свернуть себе шею, поскользнувшись на мокрых камнях, либо столкнуть кого-либо из взрослых вниз.

С цитадели открывается хороший вид на историческую часть Гента. Отлично видны две самых красивых набережных канала – Graslei и Korenlei, а так же высокие башни в центре города. В отличие от Брюгге, Гент никогда не приходил в запустение, поэтому его центр всё-таки подвергался перестройке. Сплошной исторической застройки здесь сохранить не смогли – кое-где встречаются здания, построенные даже в наше время. Но, тем не менее, Гент тоже очень красив.

Спустились вниз и попали в часовню замка. Она поразила меня своей простотой и выразительностью – небольшой зал, в котором не было абсолютно ничего – ни стульев, ни скамеек, ни витражей, ни алтаря. И лишь только в алтарной стене – прорезь в виде латинского креста. Лаконично и очень эффектно!

Далее нам предстоял обход по стенам замка. Идёшь, прижимаясь плечом к зубчатой стене, потому что с другой стороны ограждений нет. Вроде бы и ширина прохода немаленькая, а чувствуешь какой-то дискомфорт, особенно, когда приходится кого-то обгонять. В сырую погоду можно запросто поскользнуться и упасть со стены.

Напоследок мы спустились в подвалы замка. Как и полагается – там было сыро и мрачно. Идеальное место для заточения.

Напротив замка располагается небольшая площадь, в центре которой стоит колонна, увенчанная каменным львом с золотой короной. В лапах эта зверюга держит флажок, на котором изображён лев с золотой короной. И ещё любопытно отметить симпатичное здание на углу этой площади, богато украшенное скульптурой. Особенно заметен Нептун с трезубцем на верхушке фронтона.

Мы отправились по направлению к центру города и скоро вышли к набережной канала. Натка принялась фотографировать с каменного парапета лебедей, рискуя съехать в воду по мокрым камням. Но благодаря этому с возвышения ей удалось увидеть нечто совершенно неожиданное – кустики земляники в малюсеньком скверике у самого канала. С ягодами! Невероятно! Настоящая земляника в самом центре старинного европейского города!

А потом мы вышли на набережную Korenlei. Это – самое красивое место Гента. Берега канала застроены разнообразными красивыми, и временами даже помпезными зданиями в местном стиле. Все они бережно отреставрированы с полным сохранением духа эпохи.

Вдоль обеих набережных выстроились на воде многочисленные прогулочные катера и лодки. Погода не слишком благоприятствовала этому виду досуга. Но судовладельцы выходили из положения, как могли – прямо под мостом мы заметили большую плоскодонную лодку, где весело размещалась большая группа пенсионеров. Их всех усадили возле маленьких столиков и поили глинтвейном.

Мы прогулялись по набережной Graslei до следующего моста. А потом снова любовались видами города. Замечательное место! Два набережные канала, на которые можно смотреть с двух мостов – это самое чудесное, что есть в Генте.

Затем мы отправились к башне Белфорт. Она уже открылась, поэтому ничто уже не могло помешать нам на неё взобраться. Купили билеты и начали подниматься вверх по лестницам. Добрались до первого большого помещения башни – и обнаружили там лифт. Натка, видимо, из-за избытка пешеходного оптимизма, сначала отказалась им воспользоваться. Но потом её спортивный порыв угас, и уже со следующего этажа мы поднимались на лифте.

Один из промежуточных этажей скрывал в себе карильон – стойки с множеством колоколов. А рядом – такой же, как в Брюгге, большой металлический цилиндрический барабан с шипами  - типичный средневековый носитель музыкальной информации.

Поднялись на самый верх башни. Из открытых проёмов дул сильный холодный ветер. Настолько сильный, что порой мне казалось, что, либо он повалит башню, либо сдует нас на землю через окна. Посмотрели на Гент с высоты птичьего полёта. Но, в отличие от Брюгге, увиденное не было таким же очаровательным. Волшебства не произошло. То ли из-за пасмурной погоды, то ли из-за того, что старый Гент не так хорошо сохранился, как Брюгге.

Обратно к станции решили идти наугад – куда глядят глаза. Сначала обогнули собор святого Бове и увидели замечательный памятник братьям Хуберту и Яну ван Эйкам. Затем Натка заметила и успела сфотографировать трамвай, идущий в Москву! На нём так и было написано – “4 Moskou”.

Потом мы оказалось возле большого торгового центра, который я принял за какое-то административное здание. А вот напротив него располагается  и в самом деле административный центр Гента, с большой библиотекой – претенциозная современная постройка из стекла и бетона. Я почему-то принял это здание за местный университет. Сразу за ним начинается парк Короля Альберта – приятный для прогулок прямоугольник зелени в каменном мешке.

Пройдя вдоль парка, мы куда-то повернули и оказались в квартале, изобилующем особняками. Среди них попадались даже дома в стиле «арт-нуво». Центром этого примечательного квартала является круглая площадь. Забавно отметить, что тут сходятся улицы Leeuwstraat, Tijgerstraat, Zebrastraat, а чуть дальше проходит Olifantstraat. Настоящий зоопарк на городских улицах!

Покинув это весёлое место, мы вышли к каналу Шельды, перешли его и вскоре оказались у серой мрачной казармы-бастиона. Поскольку напротив располагается парк Цитадель, мы сделали вывод, что она должна иметь какое-то отношение к фортификационным сооружениям, давших название парку. На казарме висела табличка, что-то о ней рассказывающая. Но, к сожалению, текст был только на фламандском языке.

А затем мы долго-долго шли пешком до вокзала, через обычные городские кварталы, застроенные обычными, ничем не примечательными домами. На привокзальной площади стояли на огороженной стоянке велосипеды. Но было их там столько, сколько я ещё никогда в одном месте не видел! Просто какой-то гимн «зелёному» транспорту! Сам вокзал стилизован под крепость с высокой узкой башенкой. Вероятно, опять обыгрывается близость той самой цитадели, в честь которой назван большой парк.

Мы купили билеты на поезд и поехали в Антверпен. Выглянув в окно на первой же остановке, я понял, что мы совершенно напрасно совершили такой большой пешеходный марш-бросок к центральному вокзалу Гента (Gent-Sint-Pieters). Следующая остановка – Gent-Dampoort – расположена значительно ближе к историческому центру города. С платформы великолепно видны колокольня собора и башня Белфорт. Так что настоятельно советую всем, кто собирается посещать Гент не забывать про наличие станции Gent-Dampoort.

Если смотреть на карту Бельгии, то Брюссель, Гент и Антверпен расположены приблизительно в вершинах равностороннего треугольника. Так что по времени поездка на поезде от Гента до Антверпена длится столько же, сколько от Брюсселя до Гента.

Прибыли в Антверпен и первым делом обратили внимание на замечательный Центральный вокзал. Оригинальное здание было возведено в 1905 году – кубическое сооружение с двумя башенками и громадным центральным куполом. Начиная с 1998 года Центральный вокзал полностью отреконструировали, и теперь он выглядит просто великолепно. Особенно впечатляет громадный главный холл под куполом. Железнодорожные пути разместили на трёх уровнях, благодаря чему всё вокзальное хозяйство занимает не так много дорогостоящей земли в центре города.

К востоку от вокзала располагается зоопарк. Интересно, что в 1920 году, когда в Антверпене проходили Олимпийские игры, для соревнований по боксу не нашлось подходящих помещений, поэтому они проходили на территории зоопарка во временных павильонах. А к западу от вокзала начинается цепочка широких торговых улиц, гуляя по которым можно добраться до исторического центра Антверпена.

Мы пошли по бульвару De Keyserlei на запад. Возле Центрального вокзала – просто невероятная концентрация ювелирных магазинов. Чуть ли не каждая третья витрина сверкала выставленными там бриллиантами.

Вскоре мы оказались на главной торговой улице Антверпена – Meir. Мне больше всего понравились великолепные здания магазинов перед выходом на эту улицу. Роскошные постройки с округлыми башенками на крыше, богато украшенные лепниной и скульптурой, заставляющие вспомнить об Опере Гарнье в Париже или  о зданиях, построенных для русских купцов в конце XIX – начале XX столетий в России. Просто великолепно! Может быть, кто-то назовёт эти здания китчем, но в таком случае будет необходимо сделать единственную поправку - великолепным китчем!

Затем Meir закончилась, и мы вышли к высокому безыскусному двадцатипятиэтажному зданию с рекламой KBC-банка на крыше. Оказалось, что это – Boerentoren, первый небоскрёб в Европе, построенный в 1931 году. Когда его сдали в эксплуатацию, его высота достигала 87.5 метров. Через некоторое время здание надстроили – сделали на крыше ресторан, после чего его высота превысила 97 метров. Смотрится эта башня весьма странно, по причине своего гордого одиночества.

Если обогнуть Boerentoren, то очень скоро выходишь к громадному собору, посвящённому Деве Марии. Это – классическая готическая постройка. Великолепная колокольная башня собора – самая высокая в Бельгии – 123 метра. Она доминирует над городом. Её ажурные пинакли и золотые циферблаты башенных часов смотрятся очень нарядно. А вот на возведение второй колокольни средств не хватило – она осталась невысокой. Её шпиль поднимается на ту же высоту, что и луковичная главка над средокрестием собора.

Внутри собор окрашен в белый цвет. Тут очень много картин, в том числе есть и полотна Рубенса. Видимо поэтому вход в собор – платный. Кстати, и к собору-то мы попали через площадь Groenplaats, на которой стоит памятник Рубенсу. Можно сказать, что великий живописец – это главный туристический бренд Антверпена.

Покинув собор мы вышли на главную городскую площадь со стандартным для Бельгии названием Grote Markt. Это, наверное, самое красивое место Антверпена. В центре площади стоит фонтан, посвящённый мифическому основателю города – римскому солдату Сильвиусу Брабо. По преданиям, он убил гиганта Антигона, бесчинствовавшего в здешних окрестностях, отрубив ему голову и руку. На верхушке фонтана установлена статуя Брабо, который зашвыривает в Шельду отрубленную руку великана. Одна из струек фонтана бьёт как раз из этой отсечённой конечности. Вот такие натуралистические подробности.

За фонтаном расположено красивое монументальное здание городской ратуши, украшенное многочисленными флагами. А справа от ратуши стоят прекрасные дома гильдий, с золочёными фигурками на верхушках, В Антверпене они не менее очаровательные, чем такие же в Брюсселе.

Но погода не радовала. Пока фотографировались на рыночной площади – дождь не утихал ни на минуту. Из-за этого туристов практически не было видно – погода распугала всех.

От рыночной площади мы отправились куда-то в сторону, по указателю и вскоре пришли к прекрасной барочной церкви – красивой снаружи и уютной внутри. И что самое главное – в этой церкви было сухо! Не знаю почему, но я решил, что это – церковь Святого Павла. Зрительно я помнил план Антверпена, и мне показалось, что мы двигались на север. Хотя на самом деле от  Grote Markt мы пошли на восток, поэтому вышли к церкви Святого Барромея. Из-за сырости лишний раз открывать сумку и доставать карту мне не захотелось – за что мы и поплатились. Ушли в совершенно неправильном направлении. Натка ещё говорила, что нам нужно поворачивать в другую сторону, но я, романтик с большой дороги, сначала хотел посмотреть, а что за просвет виден в конце этой улицы. А потом, когда просвет оказался лишь оптическим обманом, предлагал пройти по этой улице ещё немножко. В конце концов, мы оказались непонятно где, промокли под дождём, да ещё и вдрызг разругались. И редкие местные жители, встреченные на улице, никак не хотели или не могли нам помочь сориентироваться на местности.

В конце концов, после долгого зигзагообразного маршрута, мы вышли к набережной Шельды. Она меня разочаровала. Вместо величавого вида на водную гладь мы увидели многочисленные крытые хранилища для лодок и яхт, за которыми, собственно говоря, реки даже не было видно.

Нормально выглядит лишь кусочек набережной возле бывшего графского замка. Его не стали уродовать лодочными навесами, и даже устроили в этом уголке небольшой парк, высадив деревья в четыре ряда. Сам же замок выглядит весьма нетривиально. Его южный фасад похож на крепость, со стеною, тремя башнями и стилизованным мостиком через воображаемый ров. Но стоит пройти по улице несколько десятков метров на север, как сразу же становится ясно, что от стены оставили лишь её южный фрагмент. И с этого места замок уже больше похож на загородный дворец с бутафорскими башенками и прогулочной террасой. Вот такое двуликое сооружение украшает собой набережную Шельды.

Практически напротив замка расположен ещё один интересный объект – дом гильдии мясников. Он построен из красного кирпича и белого песчаника, причём материалы чередуются послойно. В результате стены дома отдалённо напоминают бекон – мясо с прожилками сала. Постройка была возведена во время расцвета готики, поэтому здание украшено декоративными башенками, а окна первого этажа – в форме стрельчатых арок. Говорят, что в средние века вся мясные продукты в Антверпене можно было купить только в этом доме.

Обратно в Брюссель мы возвращались в двухэтажном вагоне. Он оказался менее удобным, чем обычный – в нём не было электронного табло, на котором высвечиваются названия предстоящих остановок. Зато, благодаря тому, что со второго этажа видно гораздо лучше, Натка смогла увидеть при подъезде к Брюсселю «весёлый квартал» у железной дороги с женщинами в витринах.

Вечером идти поужинать куда-нибудь в ресторан нам снова не захотелось. Поэтому я ходил в близлежащий “Pizza Hut”, чтобы взять там пиццу. Попутно  удалось найти разгадку тому странному факту, что возле нашего отеля часто были слышны завывания сирены на полицейских автомобилях. Оказывается, стражи порядка неслись сюда, мигая проблесковыми маячками и подавая звуковые сигналы лишь для того, чтобы заказать пиццу для своего патруля.

 

13.06.2008 (Брюссель)

 

Утром было очень солнечно. Я даже обрадовался, подумав, что хорошая погода нам обеспечена. Но, как оказалось – совершенно напрасно. Воздух был холодным, а тучи вернулись буквально через два часа.

Пока было солнце, мы прогулялись до Гранд Пляс. Площадь было не узнать. По ней перемещались многочисленные фургоны, развозя товары в окрестные магазины и рестораны. Кроме того, в юго-восточном углу площади расположились цветочники. У прилавков стояли преимущественно продавцы азиатского происхождения. А у ратуши рабочие сооружали сцену – вечером планировался какой-то молодёжный фестиваль.

Затем мы отправились искать главный символ города – писающего мальчика. С первой попытки мне это не удалось, но потом, сверившись с картой, мы нашли искомое. На перекрёстке двух тихих улиц один из углов дома срезан. В этой квадратной выемке и располагается знаменитый фонтан. В углу стоит мраморная ниша, поднимающаяся примерно до начала второго этажа, с чашей для воды. А прямо под декоративной раковиной стоит маленькая бронзовая статуя – полуметровый писающий мальчик. Сколько уже мы про него читали, а всё равно поразились тому, что он такой маленький. В этот раз мальчик был одет в красный двубортный пиджак на четырёх пуговицах с вышивкой Guide на кармане. На ногах у него были тёплые шерстяные чёрные брюки. Наблюдательная Натка отметила, что трубочка, по которой к мальчику подводится вода, расположена уж слишком безыскусно – не спрятана в статуе, а банально подводится сзади, в районе крестца мальчика.

Погода испортилась, мы замёрзли, поэтому пришлось вернуться в отель и утеплиться. Затем отправились гулять по Брюсселю дальше. Прошлись по брюссельскому аналогу Бульварного кольца и поднялись на небольшую возвышенность, застроенную обветшавшими параллелепипедами из стекла и бетона. Все эти здания, похоже, ожидал снос или капитальный ремонт, так как их со всех сторон загораживали  переносные щиты. Так же был загорожен и выход на смотровую площадку между этими зданиями. Я не ожидал увидеть в Брюсселе такого запустения, как на этом месте. Всё-таки столица объединённой Европы, а не какой-нибудь городок, умирающий после закрытия градообразующего предприятия.

Тут же находится маленький полукруглый сквер с колонной конгресса – мемориалом, посвящённым принятию Конституции Бельгии в 1830 году. Этот внушительных размеров столб, украшенный барельефами, с памятником королю Леопольду I на верхушке, был закончен в 1859 году. Возле постамента установлены два симпатичных бронзовых льва. Красивый монумент. Жаль только, что ныне он стоит рядом с заброшенными запущенными зданиями.

Потом мы вышли к собору святого Михаила – замечательной готической постройке. Собор недавно реставрировали, чистили, поэтому белокаменное здание на возвышении смотрится очень эффектно. А больше всего мне понравились витражи. Такие красивые витражи, как в этом соборе, редко ещё где увидишь.

Мы спустились с пригорка вниз и наткнулись на памятник Дону Кихоту и его верному спутнику Санчо Пансе на площади Испании. Почему-то в этом месте было много попрошаек – они подбегали к нам по очереди, один за другим.

Вскоре мы заметили двухэтажный туристический автобус, на котором можно было совершить обзорную поездку по Брюсселю. Я обрадовался, подошёл к водителю, попросил продать два билета. Водитель не стал мне отказывать, тут же продал билеты, дал две карты-схемы маршрута. И лишь потом, получив с меня деньги, сказал, что он сломался, и нам лучше пройти на другой автобус – где-то неподалёку. Мы отправились искать это место, но нам всё время не везло – всё время куда-то не туда сворачивали. Поэтому пришлось вернуться к хитрому водителю сломавшегося автобуса и попросить более точные координаты. Со второй попытки поиски увенчались успехом, и мы благополучно погрузились в двухэтажный экскурсионный автобус с открытым верхом. Народу в нём оказалось немного, поэтому мы легко нашли удобные места на открытом втором ярусе.

После отправления, первым делом, подъехали к собору. Полюбовались им снова, но уже с новой точки. Затем, немного покружив на тесных улицах, выехали к замечательным зданиям. Сначала мы увидели очаровательный Hotel Ravenstein – красивый аристократический особняк с башенкой, построенный в начале XVI столетия. Верхнюю часть его фасада украшают солнечные часы, с мозаичными изображениями петуха и летящей совы.

Буквально в пятидесяти метрах, на той же стороне улице показалось ещё одно прекрасное здание – великолепная постройка в стиле модерн (art-nouveau) “Old England”. Построили его в 1899 году из стали и стекла. Здание богато украшено художественным литьём и металлическими орнаментами над каждым рядом окон. А под самой крышей расположены медальоны с английскими традиционными гербами в треугольных щитах. Потрясающий домик! После постройки в нём располагался универмаг, а сейчас в нём находится музей музыкальных инструментов.

Напротив этих двух замечательных домов, на противоположной стороне улицы, весь квартал занимают здания королевского музея изящных искусств. Другим фасадом музейные здания выходят на квадратную королевскую площадь с конным памятником Годфруа Байоннскому (Готфриду Бульонскому, Годфруа де Бульон). Ведь Годфруа, прежде чем стать Защитником Гроба Христова в Иерусалиме, был господином Нижней Лотарингии, частбю которой являлся Брабант.

На эту же площадь выходит ещё одна интересная постройка – церковь Святого Якова. Классический входной портал с шестиколонным портиком украшен сверху восьмигранной башенкой. А по бокам к церкви пристроены два трёхэтажных крыла. Поэтому, когда я прочитал в путеводителе, что это церковь – я сначала сильно удивился – слишком уж непохоже было это здание на церковь – слишком велико.

Потом мы проехали мимо красивой готической церкви – Notre Dame du Sablon, напротив которой располагается великолепный сквер Petit Sablon. В конце концов автобус выехал к громадному зданию дворца юстиции, которое иногда в обиходе называют за размеры «мамонтом». Это монструозная постройка, занимающая собою целый городской квартал, по занимаемой площади больше, чем собор Святого Петра в Риме. Возводилась она почти двадцать лет, начиная с 1866 года. Массивный купол над дворцом юстиции поднимается на высоту более ста метров. Чудовище, а не дом! В каком-то путеводителе его даже обозвали «самым безобразным зданием Европы».

Наш автобус сделал остановку на Place Poelaert, справа от дворца юстиции. Можно было выйти на смотровую площадку, полюбоваться панорамой Брюсселя со смотровой площадки, рассмотреть вблизи мемориальный памятник бельгийским пехотинцам двух мировых войн. Но, опять низко нависли тучи, предвещая в скором времени дождик, поэтому мы предпочли остаться в автобусе. А он, постояв немножко, отправился обратно, мимо церкви Саблон и одноимённого сквера на другой стороне улицы, затем мимо церкви Святого Якова. После чего, повернув направо, мы оказались возле королевского дворца – строгого мрачного трёхэтажного здания темно-серого цвета. Как оказалось, бельгийский король в нём не живёт, а лишь иногда использует для официальных мероприятий. А во второй половине лета в этот дворец даже можно попасть туристам. Возле левого крыла королевской резиденции в белой будке стоял часовой в синем берете и пятнистой камуфлированной форме. В руках он держал автоматическую винтовку. Вид у часового был грозный и в то же время какой-то замороженный.

Вскоре нас привезли к колонне конгресса, к которой мы уже подходили сегодня, после чего автобус отправился в квартал Европарламента, где для депутатов выстроены большие здания из стекла и бетона. Там мы не останавливались, лишь посмотрели на них в окна. А следующая остановка произошла в Юбилейном парке, недалеко от триумфальной арки с квадригой Аполлона, соединяющей два музей – музей армии и королевский музей искусства и истории. Из нашего автобуса никто не соблазнился музейными сокровищами – никто не захотел выходить, и мы отправились в обратном направлении.

К нашему удивлению, следующий раз автобус остановился в точности напротив нашего отеля, после чего повернул на бульвар Короля Альберта II и отправился по направлению к пригородам. После красивой церкви богоматери в Лакене, очень выигрышно расположенной на пригорке, мы оказались в зелёной зоне. Тут насколько парков. В самом большом из них – королевском - располагается резиденция бельгийского монарха, в которой он действительно живёт. Другие парки – общедоступные для публики.

Вскоре нас подвезли к одному из главных современных символов Брюсселя – Атомиуму. Эта громадная абстракция, 102 метра высотой, была построена в 1958 году для Международной выставки. По замыслу архитектора – Атомиум – это молекула железа, увеличенная в 150 миллиардов раз. Смотрится эта молекула довольно неплохо, особенно после недавней реконструкции, когда все алюминиевые покрытия были заменены на стальные нержавеющие. Девять громадных, блестящих на солнце металлических шаров, соединённых трубами. Мне они чем-то напомнили марсианские треножники из «Войны миров».

Неподалёку находится парк «Мини-Европа», а чуть дальше – станция метро Heizel и многочисленные выставочные павильоны.

На обратном пути, когда мы кружили по транспортным развязкам мимо королевского парка, удалось рассмотреть две интересных постройки в восточном стиле – двухэтажный китайский павильон и пятиярусную пагоду.

Заканчивался маршрут экскурсионного автобуса в историческом центре Брюсселя. Нас подвезли к кварталам, соседствующим с Гранд Пляс, а потом высадили у Центрального вокзала.

Разумеется, мы сразу же решили вернуться к самым интересным объектам, чтобы спокойно рассмотреть их с земли. Полюбовались солнечными часами на Hotel Ravenstein. Сфотографировались на фоне Old England House. Обнаружили чудный маленький скверик за королевским музеем изящных искусств, откуда нас почему-то прогнали суровые дворники. Дошли до церкви Саблон и обследовали одноимённые скверы в её окрестностях. Grand Sablon нам совершенно не понравился, поскольку ныне превращён в автостоянку под деревьями. А вот Petit Sablon – это одно из самых очаровательных мест Брюсселя.

В этом скверике, под сенью высоких деревьев стоит памятник графам Эгмонту и Горну – казнённым в 1568 году на Гранд Пляс за государственную измену. Эти двое были одними из самых важных персон Нидерландов и Фландрии, а так же видными вельможами Испании. И Эгмонт, и Горн исповедовали католичество и во взаимоотношениях с Филиппом II придерживались примиренческой позиции. Однако, это не помешало испанской администрации в лице герцога Альбы добиться их смерти. Казнь этих двух графов стала последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей Нидерландов. Началась восьмидесятилетняя война, которая привела к независимости Голландии. Единые некогда Нидерланды разделились на независимый север, и, оставшийся под властью испанской короны юг, который в XIX веке стал королевством Бельгия.

Сквер Petit Sablon мне очень понравился. В нём так приятно посидеть на скамеечке у подножия памятника. А если обернуться, то открывается прекрасный вид на церковь Саблон.

Затем мы вернулись на Королевскую площадь. Один из домов, примыкающий к музею изящных искусств, был закрыт на реконструкцию. Фасад здания строители прикрыли тканью, на которой художники нарисовали интересную картину: дом лишь нарисован на занавесе; в центре фасада этот занавес приоткрыт, и становится виден тёмный дворик с деревьями и уличным фонарём.

Потом мы дошли до королевского дворца и снова посмотрели на караульного в будке. Перешли на другую сторону улицы и погуляли в Брюссельском парке. На обратном пути обратили внимание, что большинство пешеходов переходили тут улицы, как попало, перебегая проезжую часть перед приближающимся транспортом.

Когда подходили к Королевской библиотеке Бельгии, случайно оглянулись назад. И тут нам открылся замечательный вид на церковь Святого Якова, Old England House и реконструируемый дом на фоне грозовых туч. Если бы не строительные ограждения и не туалеты для рабочих, которые портили кадр, можно было бы делать потрясающие художественные открытки – так всё здорово смотрелось.

Рядом с библиотекой – замечательный сквер Mont des Arts, где высажены кусты роз. К сожалению, какие-то коммуникации вокруг него реконструировали, поэтому там было не очень уютно. У стен библиотеки проводила время неформальная молодежь – с гитарами в руках, с экзотическими причёсками на головах.

В одной из построек по соседству Натка заметила очень интересные часы современной работы. Вся стена дома со второго по четвёртый этажи была занята стилизованным солнцем с двадцатью лучикам. Внутри солнечного диска помещался циферблат. А сверху, снизу и сбоку от них располагались двенадцать прямоугольных ниш. В десяти из них были видны пёстро раскрашенные фигурки примерно в рост человека или чуть поменьше. Две ниши почему-то пустовали. Сверху на крыше был установлен колокол и ещё одна фигурка человека – вероятно, звонарь. Замечательные часы! Жаль, что мы не видели, что происходит с ними в полдень! Наверняка, что-то интересное!

Затем мы догуляли до окрестностей Гранд Пляс. Здесь уже было очень многолюдно. Попробовали традиционные брюссельские вафли, которые продаются здесь на каждом углу. Натке они понравились, а мне – нет.

Дойдя до писающего мальчика, мы обнаружили, что костюмчик с него уже сняли. Жаль, что не успели к самому моменту переодевания!

Кстати, в окрестных магазинах полно сувениров, начиная от невинных шоколадок в форме писающего мальчика и заканчивая пошлейшими штопорами, в которых спиральное острие приделано основанием к ручке в форме того же писающего мальчика вместо водяной струйки.

А ещё Натке очень понравились в витринах около Mannenken Pis «шоколадные водопады». Это такие сооружения в метр высотой, а то и выше, состоящие из полусфер на одной оси, по которым стекает шоколадная масса. Верхняя полусфера – самая маленькая, а следующие за ней имеют всё увеличивающиеся размеры. И по ним непрерывно струятся потоки жидкого шоколада. Эти забавные устройства выставляются в витринах шоколадных магазинов для привлечения покупателей.

 

14.06.2008 (Брюссель)

 

Утром мы первый раз прокатились на метро. Поезда оказались довольно маленькими – всего по пять вагонов. Было немноголюдно – все пассажиры могли присесть на сиденья. Проехали три перегона до остановки Simonis – конечной на 2-й линии брюссельского метро. Далее – пешком. Нашей целью была базилика святого сердца, стоящая на пригорке и хорошо видимая из многих мест Брюсселя.

Перед церковью устроены два замечательные аллеи по обе стороны от центральной оси. Было так приятно идти под высоченными платанами и слышать не гудение автомобилей, а птичий гомон. В траве резвились сороки. На одном из платанов испуганно верещал непонятно как залетевший туда попугай. Как это ни странно, пахло лесом.

Громада базилики становилась всё ближе и ближе. Издалека эта церковь напоминает мечеть – купол зелёный, а перед ним стоят две башенки, чем-то похожие на минареты. Вблизи уже понятно, что перед нами христианская постройка – виден крест над куполом.

Мы с Наткой сошлись во мнении, что если бы базилику построили из белого камня, то она бы смотрелась значительно красивее. А так – что-то серое с коричневатым оттенком – выглядит мрачновато.

Первый камень в основание этой громадной церкви заложили в 1905 году. Первоначально планировалось, что её построят в неоготическом стиле, с высокими ажурными остроконечными башнями (их планировалось возвести не менее семи). Первая мировая война прервала возведение базилики. Его возобновили лишь в 1925 году, но проект был сильно изменён в сторону удешевления. Строить базилику стали из железобетона в стиле арт-деко. Потом снова разразилась мировая война. Короче говоря, церковь достроили и открыли лишь в конце 1970 года.

Мы поднялись по ступенькам стилобата и подошли к базилике. С восточной стороны входы не было. Начали обходить церковь по часовой стрелке. С южной стороны обнаружилась дверь с надписью «Ресторан», но вот входа в базилику не было видно.  Мы не нашли вход так же и с западного фасада, и с северного. Казалось бы, стоит громадная церковь, и в ней должно быть несколько входов, хотя бы только для того, чтобы не было давки среди посетителей. Ан нет! Входов – не видно! В конце концов, мы как-то исхитрились их найти – уже не помню как: то ли спросили редкого прохожего, то ли прошли через дверь с надписью «Ресторан».

Внутри было невероятно просторно и в то же время абсолютно безлюдно. Поблуждав между колоннами, мы наконец-то набрели на каких-то людей. Затем мы поднялись на галерею на втором этаже. Оттуда было видно, что даже стулья для прихожан стоят только в хоре церкви. Остальное пространство главного нефа пустовало. Возле алтаря копошилась маленькая фигурка со шваброй – уборщица мыла пол церкви.

Окна базилики украшают мозаики в современном стиле. Надо сказать, что выглядят они совсем неплохо – вроде бы и в абстрактной манере, а смотрятся хорошо и уместно.

А ещё мы насчитали в базилике целых четыре органа! Вот бы было здорово послушать тут концерт! Помнится, Моцарт забавы ради писал в Зальцбурге произведения для четырёх органов.

Найдя лифт, мы поднялись на смотровую площадку у основания купола церкви. Натка, правда, всё порывалась пойти вверх пешком по лестнице – почему-то в Бельгии её нелюбовь к лифтам достигла апогея. Однако, я смог её уговорить довериться продукции фирмы OTIS – всё-таки мировой лидер лифтостроения не мог поставить в 1970 году брак для такого важного статусного объекта.

Вид со смотровой площадки открывается впечатляющий. Брюссель – как на ладони: и красные черепичные крыши близлежащих кварталов, и башни квартала «Манхэттен», и парковая зона, из которой вырастает громадина Атомиума! Причём создавалось впечатление, что Атомиум находится не на дальней окраине, а довольно близко от центра города. К сожалению, в воздухе стоял туман, поэтому ни собор, ни башню на Гранд Пляс не было видно.

Мы спустились вниз, полюбовавшись ещё раз по пути витражами церкви и громадными внутренними объёмами. Дошли до станции метро и поехали в сторону квартала Шуман. Хочется сказать ещё несколько слов по поводу брюссельской подземки. Если не считать premetro (подземные трамваи), то в столице Бельгии три линии метрополитена. Но при этом две из них – 1a и 1b, имеют общий участок – от станции Beekkant до станции Merode обе ветки проходят по одному и тому же пути. На схеме это выглядит забавно – жёлтая линия 1a спускается с севера на юг, где сливается с красной и идёт затем горизонтально. Потом линии разделяются, и жёлтая ветка уходит на юг. А красная 1b, соответственно, поднимается с юга, сливается с жёлтой и идёт горизонтально, потом, после разделения уходит на север. Мне ещё не приходилось видеть такой странной схемы метро!

Мы вышли на станции Schuman и оказались возле комплекса зданий Европарламента. По улице Архимеда (хорошее название!) отправились до сквера Амбиорикс. Этот уютный сквер интересен тем, что вдоль него стоят  красивые дома. Некоторые из них даже признаны шедеврами стиля «арт-нуво». Домик художника Джорджа Сент-Кира (Saint Cyr House) был построен в 1900 году Густавом Стравеном (Gustave Strauven), учеником Виктора Орта. Постройка в своём роде уникальная. Ширина фасада – всего лишь 4 метра. Четырёхэтажный дом – и всего лишь в одно окно на этаже! Но зато он очень красив. Великолепны все литые железные детали – забор, ограждения балконов и флюгер на крыше. Замечательно смотрится круглое окно последнего этажа. Но, к великому нашему сожалению, этот дом находится в аварийном состоянии и медленно погибает. Обидно!

Сам овальный сквер Амбиорикс с фонтанами мне очень понравился. А какой там стоял замечательный запах цветов! Авеню Палмерстон, которую лучше было назвать бульваром, соединяет Амбиорикс со следующим сквером. На этой авеню находятся два дома, возведённых самим Виктором Ортой - Van Eetvelde and Deprez-Vandervelde Houses. Но они нам понравились меньше, чем домик художника. На мой взгляд, у Виктора Орта не было безумного полёта фантазии – он слишком строг и консервативен.

Вышли к скверу Марии-Луизы. Это тоже один из самых замечательных уголков Брюсселя. Посреди площади расположено большое озеро, формой напоминающее крыло бабочки, с берегами, поросшими раскидистыми деревьями. В центре озера поднимается  груда камней, из которой бьёт фонтан. Вокруг – импозантные респектабельные дома, над которыми видны голубоватые корпуса Европарламента. Красота!

Отправились обратно к метро. Прошли мимо зданий Европарламента. Обратили внимание на забавную скульптурную группу  - три группки детей сидят или лежат на ограждениях стилобата и с видимым интересом смотрят на соседний корпус.

Доехали на метро до авеню Луиза и прогулялись по этой широкой улице. У меня были планы доехать на трамвае до Королевских садов – сквера между Луизой и озёрами, в окрестностях которого тоже много красивых особняков. Но тучи на небе были такими низкими и тёмными, что мы решили не рисковать, чтобы не оказаться под дождём в относительно малолюдных кварталах. Поэтому ограничились лишь прогулкой по авеню Луиза с заходом в прилежащие магазины.

Потом вышли на брюссельское бульварное кольцо и прогулялись по бульвару Ватерлоо, в конце которого нам повстречалось нечто странное. Вероятно, после сноса нескольких зданий квартала образовалось пустое пространство. Его не стали застраивать, а соорудили на нём что-то типа здоровенной беседки, крытой абстрактной конструкцией из досок. Оказывается, это нечто – есть деревянная инсталляция "CITYSCAPE", созданная бельгийским художником Arne Quinze, и призванная показать, что Брюссель – важное место на культурной карте Европы. 

Прошли пешком до Гран Пляс, а от неё – до писающего мальчика. Полюбовались очередным костюмчиком. В этот раз мальчик оказался одет в пиджак и брюки из синеватой ткани. Сверху был наброшен белый фартук. Разумеется, на голове оказался белый поварский колпак. А на груди висела эмблема “Bloempanch”. Это название культурно-исторического общества в Бельгии – “Order of Bloempanch”, которое среди прочего ещё и патронирует писающего мальчика.

Налюбовавшись новым костюмчиком, отправились на пешеходную Rue Neuve. В очередной раз обратили внимание на большое количество арабских женщин с детьми, занимающихся шоппингом. Причём строгость их одежды заметно отличалась. Изредка попадались мусульманки полностью закутанные с чёрное, с закрытым лицом. Чаще можно было видеть их в платочках, закрывающих волосы и длиннополых юбочных костюмах. Но встречались и полностью эмансипированные дамочки с непокрытой головой в модных кожаных куртках и джинсах.

В связи с выходными, народу на Rue Neuve было очень много. Торговая улица – центр всеобщего притяжения. Причём если днём преобладала респектабельная публика, то к вечеру появилось больше довольной буйной молодёжи. И отовсюду выползли нищие. Мне показалось, что таких лоснящихся и упитанных нищих, как в Брюсселе, мне ещё не доводилось видеть нигде.

Ещё хотелось бы сказать несколько слов о пиве. В Брюсселе нам постоянно встречались магазины с вывесками «200 сортов пива», «250 сортов пива» и даже «300 сортов пива». Разумеется, пиво в них продавалось исключительно местное, бельгийское. Подозреваю, что Брюссель – это рай для любителей этого напитка. Даже мы с Наткой, хоть и не пьём пива, а всё ж  таки попробовали пару бутылочек местного разлива!

Вечером, когда брал нам в пиццерии ужин, обратил внимание на то, что за пиццей приехал в этот раз не один полицейский, как в предшествующие дни, а целых два.

 

15.06.2008 (Отъезд)

 

Утром позавтракали, быстро собрались, сдали номер и поехали на вокзал. Поезд до аэропорта состоял всего лишь из двух вагонов! Этого как раз хватило, чтобы поместились все желающие. Точный расчёт и прагматизм – это то, что так нравится мне в Европе и чего так не хватает на родине.

Когда рассматривали табло вылетов в аэропорту, обратили внимание на большое количество рейсов в Мюнхен – только в ближайшие пару часов отправлялось пять самолётов! А я то думал, что все в Европе уже пользуются поездами-экспрессами и больше нет особой надобности в перелётах на короткие расстояния..

Когда прошли личный досмотр и вошли в посадочную галерею (кстати, очень длинную – номера выходов доходили до 98!) заметили большую толпу индусов. Оказалось, все они летели в США рейсом до Нью-Арка транзитом через Брюссель.

Погрузились в самолёт. Прощай Брюссель, прощай Бельгия. Маленькая, но очень красивая страна.

Карта Бельгии

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz